Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 15:24, реферат
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, мы были глубоко убеждены, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы, которые удалось найти, нам пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой.
Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжелобольных людей. Актуальность этой темы заключается, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине мало изученности данной проблемы.
Эвтаназия. За или против?
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, мы были глубоко убеждены, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы, которые удалось найти, нам пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой.
Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжелобольных людей. Актуальность этой темы заключается, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине мало изученности данной проблемы.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы глубже понять, что такое эвтаназия, её значение в мировой практике и в практике нашей страны, рассмотреть эту проблему с разных позиций, выработать свою точку зрения по поводу разрешения данной проблемы.
В настоящее время юристов, медиков, да и всё современное общество волнует целый ряд вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Одним из таких вопросов является эвтаназия. Этот термин ввел в XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон для обозначения легкой безболезненной смерти, то есть спокойной смерти без мучений и страданий. Сейчас же «эвтаназия» – достаточно узкий термин, описывающий конкретную медицинскую процедуру. А именно – активное убийство неизлечимо больного человека, исполненное по его просьбе путем введения врачом лекарственных препаратов.
Когда речь идет о безнадежно больных людях, переживающих невыносимые муки, перед врачом встает нравственный и профессиональный выбор: продолжать жизнеподдерживающее лечение больного и тем самым обрекать его на физические страдания или прервать такую жизнь? Может ли врач брать на себя функции "привратника судьбы"?
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная и активная. Пассивная выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти (на практике встречается и в России). Применяется она почти во всех странах. Активная эвтаназия предполагает введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть. К этой форме прекращения жизни часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
В законодательствах различных стран существуют разные подходы к пониманию такого явления, как эвтаназия.
В Российской Федерации эвтаназию трактуют как «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. от 18 октября 2007 г.)).
С принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан впервые в нашей стране положение об эвтаназии получило законодательное решение. В статье 45 «Запрещение эвтаназии» было закреплено, что удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти «какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» медперсоналу запрещается. При этом лицо, осуществляющее эвтаназию или побуждающее больного к эвтаназии, несет уголовную ответственность.
Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1993 г. здесь был издан специальный список из 12 обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. Опросы общественного мнения показали, что 75% населения поддерживают право человека на смерть. 1 апреля 2002 г. закон официально вступил в силу. Согласно закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима, и врачи не могут ничем помочь. За прошедший год в Нидерландах было официально зафиксировано 2123 случая эвтаназии.
В настоящее время отмечается рост случаев эвтаназии в Бельгии. В 2005 г. было зарегистрировано 400 случаев «убийств из милосердия». Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 г. По закону эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. С апреля 2005 г. в бельгийских аптеках появились специальные наборы, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью около 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Данный набор может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 аптек, имеющих соответствующую лицензию.
В американском штате Орегон разрешено так называемое «самоубийство с помощью другого лица». О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки (в то же время там не позволено давать пациентам наркотики). В двух других регионах США, согласно решениям Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк) и Девятого Округа (Калифорния, Орегон), лишающим силы установленные законом запреты, врач может выписывать пациенту, но не давать сам вызывающие смерть препараты. Напротив, в Мичигане главный сторонник активной эвтаназии «доктор Смерть» Дж. Геворкян, осуществивший с 1991 г. более 130 «операций», был приговорен судом к 25 годам заключения.
В Калифорнии после долгих лет обсуждения и голосования на референдумах в 1977 г. был принят Закон «О праве человека на смерть» Попытки узаконить эвтаназию предпринимались и в Австралии. Соответствующий закон был принят в 1996 г., однако всего девять месяцев спустя он был отозван. В Колумбии эвтаназия практикуется сравнительно давно. В 1997 г. Конституционный суд постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом.
В 2004 г. пассивная эвтаназия была разрешена в Израиле и Франции (согласно опросу, во Франции 85% населения выступают за легализацию).
В Швейцарии, где эвтаназия в принципе запрещена, на самом деле человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии таким образом прощаются с жизнью около 100 человек.
Несмотря на отсутствие закона, эвтаназия уже действует в Великобритании. В 2004 г. в СМИ были опубликованы первые факты смерти.
В Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни также не считается противозаконной.
Сторонники эвтаназии считают, что ее цель – не закончить жизнь человека, а прекратить мучения, боль и страдания. Лучше разрешить и тщательно контролировать, чем держать под запретом то, что все равно происходит. Люди, выступающие за нее, вовсе не злы и жестоки, они руководствуются сочувствием и состраданием к больному. Врачи, создавшие проблемы эвтаназии, несут медицинскую ответственность, и решение остается за ними.
Главный аргумент против эвтаназии – это ценность человеческой жизни. Судьбу человека должен вершить Бог, считают религиозные люди.
Еще один достаточно весомый аргумент против – если врач убивает своего пациента, он нарушает правило «Не навреди». Врач должен лечить пациента от болезни, а не быть его палачом.
Противники эвтаназии также говорят о том, что прекращение жизни – это «наклонная плоскость». «Сначала разрешаем убивать безнадежно больных, затем просто больных, а потом разрешим, убивать и здоровых».
В наше время существует недостаточность правовой базы, наличие коррупции и отсутствие гражданского общества в большинстве стран. Чтобы узаконить убийство, правосудие должно работать очень четко, а люди должны осознавать всю ответственность.
При изучении данного материала нами было проведено анкетирование среди студентов нашего университета о том, как они относятся к эвтаназии. Мы опросили 40 студентов разных возрастов. Ответы расположились следующим образом: 4%-незнакомы с понятием эвтаназии, 15%-затруднились с выбором ответа, 33%-высказали своё мнение за эвтаназию и 48%-против.
Анкетирование показало, что большинство студентов знакомы с понятием эвтаназия и хочется отметить, что студенты вспомнили страны, где легализована эвтаназия. Вывод: нашей стране нужно много времени для того, чтобы эвтаназия была узаконена.
В случае полной легализации эвтаназии она скорее станет безусловным злом. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.
С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из-за наших принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.
В заключение, хотелось бы отметить, что мы с вами современные люди, мы знаем нормы морали, знакомы с понятием гуманизм. Мы не живем в античных временах и временах фашизма. Мы пришли к понятию ценности человеческой жизни и, не боясь тавтологии, скажем еще раз, что наша жизнь самое главное, что у нас есть!