Зарождение цивилизации майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 23:54, Не определен

Описание работы

Лекция

Файлы: 1 файл

реферат по культуре.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

С годами календарь  майя становился все  сложнее и сложнее. Все больше и больше терял он свое первоначальное значение практического  пособия по сельскому хозяйству, пока, наконец, не превратился в руках жрецов в грозный и весьма действенный инструмент мрачной и жестокой религии.

     Таинственная  связь между живыми людьми, богами и  предками достигалась  во время ритуальных актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир духов. Майя специально доводили себя до такого состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало для них выход в иной мир. Поводов для этого было много: рождение или смерть, сев кукурузы или восшествие на престол - все требовало кровопускания, т.е. преподношения богам в жертву самого дорогого, что у них есть.

     Найдена фигурка, изображающая человека, который  совершает обряд  кровопускания. Головной убор, ушные украшения  и набедренная  повязка говорят  о том, что он принадлежит к высшему сословию, а веревка, висящая у него на шее, − это знак наказания. Прокалывая свои гениталии (в иных случаях прокалывали язык или мочки ушей), он ждет, пока капли крови не смочат кусок древесной бумаги. Когда бумага намокнет, он сожжет ее, и облачка дыма, поднимаясь к небу, станут пищей богов.

     Храмы для людей служили  местом, где совершался один из самых важных для майя ритуалов – воссоединение  с богом и предками, известное под  названием «Путешествие в подземный мир». Для того, чтобы совершить такое путешествие, правитель должен был прийти в состояние высшей степени экзальтации, при котором начинаются галлюцинации. Этого можно было достичь голодовкой и кровопусканием. Правитель творил свой кровавый обряд, уединившись в маленькой комнате, а затем в запятнанных кровью белых одеждах показывался наверху храмовой лестницы, откуда и начинал свое «восхождение к богам».

Нам, людям начала XXI века, практика кровопускания  кажется твратительной  и дикой, но для  майя это было делом  жизненно необходимым. Они верили, что во вселенной рассеяны опасные вредоносные силы, сдержать которые можно только с помощью определенных ритуалов. Движение звезд и планет считалось проявлением воли богов. Солнечное затмение, например, воспринималось как один из видов смерти божества, после чего солнце могло исчезнуть навсегда. Первое появление на небе утренней звезды (таковой становилась Венера) после долгого перерыва служило сигналом надвигающейся войны. Приурочивая ритуальные кровопускания к небесным явлениям, правители майя пытались как-то повлиять на грядущие события, веря, что от этого зависит судьба мироздания.

     Археологи, проведя огромное количество раскопок, пришли к выводу, что пирамиды майя, как и египетские, были местом погребения владык и знати. Целая  армия художников, каменщиков, рабочих принималась за невероятно трудное дело, чтобы в результате отдать последний долг одному-единственному человеку. 

     Так, найденная гробница Пакама – верховного правителя Паленке, правившего с 615 по 683 г. н.э., − удивила необычайной пышностью захоронения. Пакам построил дворцы, храмы, воздвиг стелы с надписями, давшими ценные исторические сведения о майя.

Важной  частью жизни майя были музыка и танцы, с их помощью они  выражали благодарность  богам. Звуками музыки и хореографией сопровождались все массовые мероприятия: мирные и военные походы, охота и полевые работы, культовые церемонии. Танцоры и музыканты изображены на стенах дворцов, на расписных вазах, в скульптурах. К сожалению, мы не можем услышать звучавшую тогда музыку или представить себе ритм движения танцовщиков.

     Мы  видим шествие  музыкантов, бьющих в барабаны, дующих в большие витые  раковины, дудки и  свистки. Барабаны у  майя были деревянные, глиняные или сделанные  из целого черепашьего  панциря. Свои трубы  майя делали из длинных высушенных тыкв, насаженных на деревянные трубки. Дудки и свистки делали из оленьих костей или из дерева. 

     До  нас дошло одно из развлечений майя – игра в мяч. На специальных каменных площадках участники  состязания воспроизводили мифологический сюжет о героях-близнецах, игравших в мяч с богами подземного мира. И точно так же, как в мифологическом предании, где речь шла о выборе между жизнью и смертью, в реальном состязании проигравшего приносили в жертву: забивали до смерти тяжелым мячом или отрубали ему голову. Иногда проигравшего просто связывали и, сделав из него живой мяч, спускали по ступенькам храмовой лестницы или гоняли по площади.

Отсутствие  следов каких-либо внешних  военных конфликтов и оборонительных укреплений позволило  археологам XX столетия сделать вывод, что майя, в отличие от ацтеков, вели мирный, чуть ли не идиллический образ жизни. Но более близкое знакомство с искусством майя привело к иному пониманию общества этой цивилизации.

Военные походы майя носили ритуальный характер, это были необычные войны: пышность приготовления, короткий период самого сражения и огромное количество пленных, которых приносили в жертву богам. 

 

Глава 3. Загадки майя

  

     Художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам. Каменные, резные, глиняные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета – все они имели символическое значение. Так, дырочка в расписном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.

     Майя  не знали ни металлических  инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Шлифовальные порошки  и каменные инструменты  применялись для  работ с нефритом, кремнем, раковинами. Ремесленники – майя знали разницу  между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит особенно ценился древними мастерами, хотя и требовал терпения и изобретательности для его обработки. Деревянными пилами или костяными сверлами делались канавки, завитки, лунки и т.п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, добываемых из побегов бамбука или тыквенного дерева, клетки которых содержат микроскопические частицы твердых минеральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных, имеет форму клина: древние камнерезы использовали такую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. Найденное изящное зеленое ожерелье, относящееся к доклассической эпохе, говорит нам о том, что носил его не простой человек, а наделенный властью и стоящий на верхней ступени социальной лестницы.

В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. Мастера выработали информационный стиль, вкладывая в свои произведения заряд юмора и нежности или, напротив, жестокости. Предметы, сделанные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилизации.

     Из  множества городов, поднявшихся среди  холмов Пуука в  «поздний клас-сический период» (700−1000 годы н.э.), особенно выделяются великолепием планировки и архитектуры  три города – Ушмаль, Сайиль и Лабна: массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных косяков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена изящной каменной мозаикой, сделанной из кремня.

     Строгая организация пространства, пышность и усложненность архитектуры, сама панорама городов – все это приводит ценителей в восхищение. Высокие пирамиды, дворцы с рельефами и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резервуары, где когда-то хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы – все это великолепие сочеталось с ужасной жестокостью. «Главный жрец держал в руке большой, широкий и острый нож, сделанный из кремня. Другой жрец держал деревянный ошейник в виде змеи. Обреченных, полностью обнаженных, по очереди проводили по лестнице вверх» Там, уложив человека на камень, надевали на него ошейник, и четыре жреца брали жертву за руки и за ноги. Затем главный жрец с удивительным проворством вспарывал жертве грудь, вырывал сердце и протягивал его к солнцу, поднося ему и сердце, и пар, исходящий из него. Затем оборачивался к идолу бросал сердце ему в лицо, после чего сталкивал тело по ступеням, и оно скатывало» вниз», − писал об этом священнодействии Стефенс с ужасом.

Главные археологические  изыскания производились в Чичен-Ице, последней столицей майя. Руины освобождены от джунглей, остатки зданий видны со всех сторон, а та: где в свое время приходилось прорубать дорогу при помощи мачете, курсируют автобус с туристами; они видят «Храм воинов» с его колоннами и лестницей, ведущей к пирамид они видят так называемую «Обсерваторию» − круглое строение, окна которого прорублены таким образом, что из каждого видна какая-то определенная звезда; они осматривав большие площади для древней игры в мяч, из которых самая большая имеет сто шестьдесят метров в длину и сорок в ширину, − на этих площадках «золотая молодежь» майя и рала в игру, похожую на баскетбол. Они, наконец, останавливаются перед «Эль Кастилы самой большой из пирамид Чичен-Ицы. Девять уступов имеет она, и на верхней верши) ее расположен храм бога Кукулькана − «Пернатой змеи».

     Вид всех этих изображений  змеиных голов, богов, шествий ягуаров действует устрашающе. Пожелав проникнуть в тайны орнаментов и иероглифов, можно узнать, что здесь нет буквально ни одного знака, ни одного рисунка, ни одной скульптуры, которые не были бы связаны с астрономическими выкладками. Два креста на надбровных дуг; головы змеи, коготь ягуара в ухе бога Кукулькана, форма ворот, число «бусинок росы форма повторяющихся лестничных мотивов – все это выражает время и числа. Нигде числа и время не были выражены таким причудливым образом. Но если вы захотите обнаружить здесь хоть какие-нибудь следы жизни, вы увидите, что в великолепном царстве рисунков майя, в орнаментике этого народа, жившего среди пышной и разнообразной растительности, очень редко встречаются изображения растений – лишь немногие из огромно количества цветов и ни один из восемьсот видов кактусов. Недавно в одном орнаменте разглядели цветок Bombax aquaticum – дерева, растущего наполовину в воде. Если это даже действительно не ошибка, общее положение все равно не меняется: в искусстве майя отсутствуют растительные мотивы. Даже обелиски, колонны, стелы, которые почти всех странах являются символическим изображением тянущегося ввысь дерева, у майя изображают тела змей, извивающиеся гадины.

     Две такие змеевидные колонны стоят  перед «Храмом  воинов». Головы с  роговидными отростком  прижаты к земле, пасти широко открыты, туловища подняты  кверху вместе с хвостами, некогда эти хвосты поддерживали крышу храма.

     Голландец Гильермо Дюпэ, много  лет прослуживший в испанской армии в Мексикобразованный и увлекающийся стариной человек получил от испанско-го короля Карла Г. поручение исследовать памятники культуры Мексики доиспанского периода.

     С трудом добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в неописуемый  восторг от архитектуры, наружной отделки  зданий: красочные  узоры с изображением птиц, цветов, полные драматизма барельефы. «Позы очень динамичны  и вместе с тем величавые. Одежды хоть и роскошны, никогда не закрывают тела. Голову обычно украшают шлемы, гребни и развевающиеся перья».

Дюпэ  заметил, что у  всех людей, изображенных на барельефах, голова была странной, сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке.

Скорее  всего, по мнению Дюпэ, здесь жили когда-то люди неизвестной, исчезнувшей  с лица земли расы, оставившей после себя величественные и прекрасные творения своих рук.

     В Ватиканской библиотеке хранится интересное свидетельство о потопе «Коде Риос». По иронии судьбы католическое духовенство, уничтожившее подлинные рукописи майя, сохранило их редкие копии.

В «Кодексе Риос» рассказано о сотворении мира и о гибели первых людей. Остались дети, которых вскормило чудесное дерево. Образовалась новая раса людей. Но через 40 лет боги обрушили на землю потоп. Уцелела одна пара, спрятавшаяся на дереве.

После потопа возродилась  другая раса. Но через 2010 лет необычный  ура-ган уничтожил  людей; оставшиеся в живых превратились в обезьян, которых стали грызть ягуар.

     И вновь спаслась лишь одна пара: скрылась среди камней. Через 4801 год людей уничтожил  великий пожар. Одна только пара спаслась, уплыв на лодке  в море.

     В этом предании говорится  о периодических (повторяемых через 2−4−8 тысяч лет) катастрофах, одна из которых – потоп.

Если  мы внимательно посмотрим  на карту, то убедимся, что Древнее царство занимало своего рода треугольник, углы которого образовывали Вашактун, Паленке и Копан. Не ускользнет от нашего внимания и то обстоятельство, что на сторонах углов или непосредственно внутри треугольника находились города Тикаль, Наранхо и Пьедрас Неграс. Теперь мы можем прийти к выводу, что, за единственным исключением (Бенке Вьехо), все последние города Древнего царства, в частности, Сейбаль, Ишкун, Флорес, находились внутри этого треугольника. 

Информация о работе Зарождение цивилизации майя