Свадебные обряды в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека, поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности. Традиционная русская свадьба - драгоценное наследие духовной культуры нашего общества. Она отразила историю русского народа, его мировоззрение и мораль, художественно-эстетические взгляды, своеобразие общественных и семейных отношений, особенности быта, неписаные юридические законы. Свадьба являлась и является репрезентативным источником познания человека во всей многоплановости его бытия, в том числе истории обрядовой культуры.

Содержание работы

1.Вступление
2. Свадебные обычаи в истории древних славян
3. 3.1.Время проведения свадеб в культуре древних славян
3.2. «Святочные» гадания на суженого
4. Свадебные обряды на Руси
4.1. Свадебные циклы
4.2. Знакомство
4.3. Традиционные свадебные роли
4.4. Сватовство
4.5. Утро свадебного дня
4.6. Венчание
4.7. Второй и третий день свадьбы
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Свадебные обряды в русской культуре реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

         В более культурной среде устраивались  домашние вечера. На них танцевали под  фортепиано  вальсы  и   кадрили,   также   пелись   романсы,   но   уже романтические, более художественные. Правила  приличия  соблюдались  строже, чем на вечеринках.

         В дворянских  и  богатых   купеческих  семьях  девушек   с  определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался  с октября. Самым благодатным местом  для  знакомства  и  сватовства  считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному. 

     4.3. Традиционные свадебные роли. 

     Как во всяком драматическом произведении, в свадебном обряде был  своя постоянный состав  действующих лиц -  "чинов",  исполнявших определенные традицией роли. Их  поведение  довольно  четко  регламентировалось,  что  не исключало  импровизации  в  рамках  заданной  роли. Основными,  центральными фигурами были жених  и  невеста.  Вокруг  них  и  разворачивалось свадебное действо, хотя сами они чаще всего вели себя пассивно.  Невеста  должна  была выражать покорность и благодарность родителям за то, что они ее  "вспоили, вскормили". С  момента  сватовства  до  отъезда  в  церковь  невеста  горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески  выражала  свое нерасположение к жениху - "чужому  чужанину"  и  его  родне  -  "злым  чужим людям". Создаваемый невестой образ в течение свадьбы менялся. Эти  изменения имели реальные основания. До отъезда со свадебным поездом  к  венцу  невеста много плакала,  ее  "горе"  достигало  эмоциональной  кульминации  во  время девичника и при расставании с родным домом. С момента  же  отъезда  из  дома невеста прекращала  плакать. В Пермской  губернии,  например,  отъезжая  к венцу, она бросала через плечо платочек, которым утирала  слезы,  чтобы  они остались дома.

     Если  же невеста была сиротой, перед тем, как ехать к венцу, она обращалась к отцу с песней, начинающейся такой символической формулой-параллелью:

    Не  красен день без красного солнышка,

    Не  красна свадьба без родимой маменьки.

 И далее подробно рассказывалось о том, как неуютно жилось девушке без родной матери и как тяжело ей теперь без ласкового материнского слова собираться к венцу.

           Активными участниками свадьбы  были родители жениха и невесты  (особенно жениха), ближайшие родственники с обеих сторон, крестные родители,  а  также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты  (боярки)  и др. Дружка (дружко) - представитель жениха. Его свадебные функции обширны и разнообразны. Он был главным  распорядителем  на  свадьбе  (эту  функцию  он  часто делил с тысяцким), следил за тем, чтобы  обычай  соблюдался  так,  как его понимала община. Он должен был уметь балагурить  и  веселить  участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала  от  дружки  ума  и  находчивости (существовало   выражение:   "выбирай   такого   дружку,    чтобы    загадки разгадывал"). По народным  представлениям,  дружка  был  наделен  магической силой. По значению в свадьбе и характеру  роли  близка  к  дружке  сваха.  В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому  -  старшего  боярина  и т.д. В южнорусском  обряде  назначались  каравайницы,  готовившие  обрядовый каравай.  В некоторых районах (главным образом северных)   обязательным персонажем свадьбы был колдун, разделявший с  дружкой  некоторые  магические функции. Кроме того,  активными  участниками  ритуала  были  родственники  с обеих сторон. Они участвовали в свадебной  застолье  и  во  многих  обрядах, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей и т.п.

           Каждый  персонаж  свадьбы   отличался  своей   одеждой   или   каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это  были  полотенца,  ленты, платки, венки, цветы, зеленые ветки. Невеста в дни,  предшествующие  свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла  одежду  и  головной  убор,  что означало перемены в ее состоянии. Жених также именовался  князем  молодым  и затем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок  или букетик на головном уборе или на груди, платок, полотенце на плечах  и  т.д. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и  по  возможности  во  все новое. 
 

     4.4. Сватовство. 

     Сватовство  на Руси требовало соблюдения самых разных примет, уходящих своими корнями в глубокую древность, от каждой из которых, согласно древним верованиям, всерьёз зависела дальнейшая жизнь молодожёнов. К примеру, всех собак и кошек в обязательном порядке выгоняли из дома, а после, в полном молчании, садились за стол, украшенный караваем и солью - символическим воплощением благополучия и верности. Особое внимание сватами уделяется сервировке стола и приготовленным блюдам, ведь, согласно традиции, все блюда, которые предлагаются сватам, должны быть приготовлены невестой.

     Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать. Свату в дом заходить полагалось строго с правой ноги, обязательно пристукнув пяткой о порог. Соблюдение такой приметы считалось гарантированной защитой от отказа невесты. Как и раньше, так и сейчас, в сватовстве активно участвуют лишь самые близкие родственники и друзья.

     Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды" - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие.

     В  боярские  времена  сговорный  день  назначался  родителями  невесты.

     Родители  жениха, сам жених и близкие  родственники приезжали  к  ним  в  дом. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и  усаживали  на почетные места под божницей. Потом отец или  родственник  жениха  говорил  о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады,  после чего писалась рядная запись, где  означалось,  что  обе  стороны  решили:  в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то,  а  родственники  ее должны выдать и дать за ней такое-то приданое.

         При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим  от  имени  невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы  продолжителен  ни  был  срок,  жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости  от  обстоятельств. Иногда свадьбы  совершались  и  через  неделю,  а  порой  между  сговором  и венчанием проходило несколько месяцев.

         Позднее этот обычай не видеть  невесту  исчез,  напротив,  именно  после помолвки жених уже мог приезжать  к  невесте  так  часто,  как  захочет.  До помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.

     На  рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания.

     Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье.

     Иногда  на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все. Принято было у всех сословий:  в  день  помолвки  жених  дарил  невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора  совершался  обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом  жениха.

     Когда о дне начала собственно свадьбы  было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе.

     Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных  вечёрках играли, пели, пили чай. Последний  перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

     Невеста   с   причетами обращалась то к  отцу, то к матери, то  к  братьям  и  сестрам,  то  к  своим подругам, прося заступиться за нее, не отдавать "в злы-чужи люди",  дать  ей еще погулять на свободе "хоть одну зиму студеную, хоть одну  весну красную, хоть одно лето теплое". Так же в форме причетов невеста прощалась  с  родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой. Существует большое количество народных песен, которые сопровождали обряд сватовства. Вот одна из них: 

     
    У ворот трава шелковая: 
    Кто траву топтал, 
    А кто травушку вытоптал? 
    Топтали травушку 
    Все боярские сватья, 
    Сватали за красную девушку, 
    Спрашивали у ближних соседушек: 
    — Какова, какова красна девушка? 
    — Ростом она, ростом 
    Ни малая, ни великая, 
    Личиком, личиком 
    Бело-круглоликая, 
    Глазушки, глазушки 
    Что ясного сокола, 
    Бровушки что у черного соболя. 
    Сама девка бравая, 
    В косе лента алая. 

         Незаключение  брака  после   помолвки  считалось  немыслимым.   Помешать женитьбе могли только  какие-нибудь  чрезвычайные  обстоятельства.  Нарушить сговор в допетровские времена считалось  оскорблением  самой  невесты,  и  в документах о помолвке даже предусматривалась  изрядная  сумма  за  отказ  от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от  данного  будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто  заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат. 

     4.5. Утро свадебного дня.

     Продолжались  свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю. Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.) А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и ни при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы. По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать. Вот одна из таких причитальных песен:

     Перекатное  красное солнышко, 
Перекатная ты звезда, 
За облака звезда закатилася, 
Что от светлого месяца. 
Перешла наша девица 
Что из горницы во горницу, 
Из столовыя во новую, 
Перешед, она задумалась, 
Что, задумавшись, заплакала. 
Во слезах она слово молвила: 
— Государь мой родной батюшка, 
Не возможно ли того сделати, 
Меня девицу не выдати? 
Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

     Обязательным  обрядом после встречи поезжан  был выкуп косы и места рядом  с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат невесты. Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

     4.6. Венчание.

         Венчание у славян  в  дохристианский  период  проводилось  обычно  либо весной, либо осенью на  фоне  природы.  Жених  с  невестой  в  сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные  венки  из цветов, водили хороводы вокруг украшенной  лентами  березы,  пели  обрядовые песни и устраивали веселые игры.

         Сам обряд бракосочетания состоял  в том, что  жениха  и   невесту  водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и  говорит  сохранившаяся  до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».

Информация о работе Свадебные обряды в русской культуре