Субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:55, реферат

Описание работы

Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.
Миф — особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа — упорядочение человеческой жизни — робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 21.60 Кб (Скачать файл)

Длительное время, как  и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком  сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.

Миф — особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события  символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа —  упорядочение человеческой жизни —  робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Мифы возникли потому, что  человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в  прошлом. Произошло это потому, что  мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной  в чисто человеческом отношении  ценностью. Ведь никакое общество в  принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления  лежали в основе этих законов!), следовать  его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.

С другой стороны, общество сохраняет  жизнеспособность лишь там, где у  граждан есть убеждение в осмысленности  его норм, в наличии в обществе собственных общезначимых ценностей  и потенциальной осуществимости этих ценностей, в значительности его  традиций. Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку  она никогда не совпадает с  той, какую хотелось бы видеть, а  интересы каждого никогда не могут  полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно возникающий  зазор если не исчезает, то отступает  на второй план лишь там, где человек  способен верить в свое общество и  его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь  идет на помощь мифология. Вера как  мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.

Исход второго тысячелетия  со дня Рождества Христова человечество встречает в состоянии своего рода “культурного шока”. Кризис культуры — общее место в рассуждениях политиков и политологов, мастеров культуры и культурологов наконец, получил свое знаковое воплощение во всевозможных призывах вернуться к дохристианским вероучениям, магическим культам, во всеобщем увлечении всякого рода шаманством, почему-то называемом “паранаукой”, в безудержном абсолютном и относительном росте в жизни современного человека так называемой “культуры потребления”, а по сути дела “культа наслаждения”, причем зачастую самого примитивного уровня. Так, миллионы телезрителей с огромным интересом внимают изо дня в день сериалам, качество которых не выдерживает никакой критики даже по сравнению с мелодрамами “Великого немого” на заре века, где точно так же заламывали руки волоокие красавицы с разными, но одинаково запутанными биографиями и стрелялись благородные графы и князья, попавшие во всевозможные “дурные компании”. Разница лишь в масштабах — они гигантски выросли.

 

Массовый тираж культуры, ее легкодоступность (или кажущаяся легкодоступность) создают иллюзию непрерывного насыщения культурой и даже некоторого пресыщения. Однако, количество не является ценностной категорией. Подлинная культура в условиях “восстания масс” (как называл это вырождение духовности в масскульт испанский философ Ортега-и-Гассет) находит свое убежище во всевозможного рода субкультурах, т.е. культивировании ценностей, необходимых узкому кругу любителей, почитателей, творцов и пропагандистов и не предназначенных для масс.

Рубеж века — это и громадная  научно-техническая революция, “компьютерный  этап”, который мы сейчас переживаем. “Виртуальная реальность”, создаваемая  и познаваемая человечеством, сама по себе содержит и величайшие возможности  качественного культурного прорыва, Речь идет, разумеется, не о компьютерах, которые ни в чем не виноваты, а об известной неготовности общества и недостаточно цивилизованного, и  вполне цивилизованного разумно  воспользоваться возможностями  современной науки и техники  в целом. Существует ппасность подмены подлинного, живого мира с его красками, запахами, пением птиц и капризами весеннего дождя на искусственный, весьма умело сымитированный и даже более “информативный”, опасность подмены человека-творца человеком-придатком могущественной ЭВМ. Спасение не в мифической «золотой середине» — ее-то как раз никогда и не найдешь. Спасение в неустанном обращении к лучшему в истории и современной мировой культуре. Спасение в твердом осознании того, что покуда жив человек, он не может обходиться без роскоши, а высшая роскошь на свете — бессмертная культура.

9. Субкультуры

Многообразие субкультур делится по признаку распространения  на массовую, элитарную и популярную культуры, а также контркультуру  и акультуру.

Массовая культура – широко распространенная современная культура, ориентированная на удовлетворение культурных потребностей большинства. Появление этого типа культуры обычно связывают с НТР, что не совсем точно. В России еще с середины ХIХ века имелась так называемая «культура для народа», которая репрезентировала себя в основном религиозными брошюрами, душещипательными сентиментальными историями, приключенческими повестями о разбойниках. Эта литература по всем ее характерным чертам вполне может быть отнесена к массовой культуре: она и создавалась для масс, для народа. Современная полиграфия, кино, телевидение, радио, видео и грамзапись превратили ее в культуру для миллионов.

Достоинствами ее являются –  демократичность, доступность, распространенность, способность отвлечь человека от серьезных социальных проблем.

Она основывается на архетипах (т.е. бессознательном восприятии большинства  фундаментальных структур обыденной  жизни: любви, насилия, труда, счастья).

В этом ее особенность и  опасность, т.к. в зависимости от того, в чьих руках находятся средства массовой информации – ее надежные ретрансляторы, зависит содержание массовой культуры, а значит и ее влияние на людей.

Таким образом, массовая культура проявляет свой агрессивный характер, стремясь расширить территорию своего влияния, путем тиражирования и  навязывания стандартов, которым  не может противостоять бессознательная  природа человека.

Популярная культура – это способ адаптации традиционных гуманистических идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, к запросам отдельных социальных групп или общества в целом. Она содержит тот ценностный универсум, который может быть востребован как массовой, так и элитарной культурой. Однако в отличие от массовой, популярная культура ориентирована на создание такой формы, которая соответствует потребностям человека и способна актуализировать традиционные смыслы культуры, обновляя их.

Благодаря влиянию популярной культуры Священная история стала  сюжетом музыкальной оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Экранизация  «Оливера Твиста» и «Войны и мира»  адаптирует классику к «экранной» культуре и тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным  уровнем. Синтез оперного искусства  и рок-музыки создал новые музыкальные  жанры: оперетта, рок- опера «Юнона и Авось», мюзикл «Нотр-Дам» и др. Популярная культура делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы Камю, Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.п., что может найти отклик среди большинства (масс) или избранных (элиты).

Отсюда следует важная миссия популярной культуры – быть посредником и своеобразным мостом, соединяющим массовую и элитарную  культуру.

Элитарная культура – это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной подготовки. Она призвана сохранить в культуре творческое начало и пафос. Наиболее целостно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гассета. По его мнению, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления.

Контркультура – это множество субкультур, которые противостоят фундаментальным принципам, господствующим в официальной культуре. Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры.

Субкультура – это малая культура отдельной группы, социальной общности, народности. Примеры: молодежная, криминальная, субкультура цыган и др. Субкультура призвана держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Субкультура – творит собственную культуру.

Существует множество  субкультур, например, только в современной  молодежной культуре можно выделить субкультуры рокеров, панков (перевод - «уличная девка», а затем в значении «никчемный и испорченный»); тинэйджеров и радикалов, субкультура баба и др.

Но ни одна из субкультур, сколь бы экзотической она ни была, не может устранить господствующую культуру. Только в своей совокупности субкультуры могут быть механизмом культурных новаций, сохраняя и возобновляя  себя, они способны спровоцировать настоящую ценностную революцию.

Таким образом, контркультура  – это совокупный эффект поисков  нового ценностного ядра современной  культуры.

Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь, женщина-мать, воин, атлет. «Народные массы» начинают поучать деятелей культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен «политических религий»: фашизм, американизм и проч.

Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.

Информация о работе Субкультуры