Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2010 в 21:26, Не определен
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна……………………………………..5
Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии………………………………………12
§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна……...12
§2. Критика структурного функционализма…………………………………...16
Заключение…
Литература….
Министерство образования и науки
Поволжская
государственная социально-
Кафедра
теории и истории мировой культуры
Доклад.
Структурно-функциональные
методы А.Р. Рэдклифф-Брауна в истории
социальной антропологии (Структура и
функция в примитивном обществе).
Выполнила: студентка 4 к.
спец-ть «Культурология»
Королева А.Ф.
Проверила:
Ягафова Е.А.
Самара, 2009г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна…………………………………….
Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии………………………………………12
§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна……...12
§2. Критика
структурного функционализма…………………………………...
Заключение…
Литература….
Введение.
Такое направление в социальной антропологии как функционализм зародилось в Британии в начале CC века. Центральными фигурами в этой школе являются Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун. В этом направлении социальной антропологии на первый план выходит поиск информации с помощью полевых исследований, т.е. необходимо личное знакомство с культурой для дачи адекватной оценки, анализа культуры, общества. С появлением функционализма произошел переворот в методологии в характере определения предметной области, то есть теперь культура понимается как система из множества элементов, деятельность которых определяется функцией; институты удовлетворения потребностей человека разделяются на базисные и другие, интегрированные; ключевую роль в обществе отводится обычаям, традициям.
Представители каждого нового появляющегося научного течения критикуют методические основы предыдущего направления в науке, например, спор эволюционистов и диффузионистов. Так же осуждается и структурно-функциональное направление, как предшественниками и так современными учеными.
Рэдклифф-Браун первый рассматривает антропологию как науку о человеке и всех аспектах человеческой жизни (включая физическую антропологию и археологию). Науку о культурах он делил на две части — этнологию и социальную (культурную) антропологию. Этнология представляет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии — историческая реконструкция. Социальная же антропология имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития. Особенностью научного кредо А. Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б. Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.1
Целью исследования является выявление особенностей структурно-функциональных методов А.Р. Рэдклифф-Брауна и их роли в развитии социальной антропологии как науки. Задачами исследования является:
Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна.
Альфред
Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) -—
английский социолог и один из наиболее
известных антропологов первой половины
XX века. Благодаря его усилиям социальная
антропология сформировалась как современная
теоретическая и эмпирическая научная
дисциплина.
В детстве Рэдклифф учился в Королевской
школе коммивояжеров, а затем в течение
двух лет был стипендиатом средней школы
короля Эдварда в Бирмингеме. Прослушав
в течение года курс «начальных медицинских
наук», Рэдклифф-Браун победил в конкурсе
на право обучаться на отделении психологии
в Тринити-колледж Кембриджского университета.
В Кембридже, куда Альфред поступил в 1901
г., познакомился с Уильямом
Риверсом, человеком, сыгравшим в его жизни
важную роль. Благодаря Риверсу Альфред
не перешел, как хотел на отделение естественнонаучных
дисциплин, а стал изучать психологию.
В это время сформировались научные интересы
молодого Альфреда — он стал заниматься
сравнительным изучением систем классификационного
родства примитивных народов. В годы пребывания
в Кембридже Рэдклифф-Браун, занимаясь
проблемами социальной организации примитивного
общества, проявлял пристальный интерес
к истории социологической мысли Западной
Европы от эпохи Просвещения до современных
ему мыслителей. Глубокий след в его сознании
оставили лекции А.Н.Уайтхеда по философии
науки, так же на него оказали влияние
работы О.Конта, Г.Спенсера, однако совершенно
особое влияние на него оказали социологические
идеи Э.Дюркгейма.
В 1906 г. Рэдклифф-Браун закончил университет. Атмосфера поиска адекватной антропологической теории была весьма характерна для Кембриджского университета вначале XX в. Образование, которое здесь получил Рэдклифф-Браун, ориентировало на этот поиск. В кембриджскую школу устремились ученые-естественники, т.е. химики, психологи, юристы и т.д. Приток ученых-естественников по-новому поставил вопрос о естественнонаучном характере социальной антропологии, который виделся им не столько в преобразовании уже существующей биологической теории эволюции в социологическую теорию, сколько в разработке принципов и процедур экспериментального изучения общества. Экспериментальное изучение примитивных обществ выразилось в методике полевых исследований. Интенсивная полевая деятельность кембриджцев с неизбежностью выдвигала на передний план проблему метода, намеченную в общих чертах еще О.Контом. Этот метод и был воспринят Рэдклифф-Брауном. Ситуация в британской социальной антропологии начала века и весь ход обучения Рэдклифф-Брауна в университете подводили его к мысли о необходимости личного проведения полевых работ. Свою диссертацию он мыслил подготовить исключительно на базе собранного им в экспедиции материала. Благодаря стараниям Риверса в 1906 г. Рэдклифф-Браун отправился на Андаманские острова. Выбор андаманцев в качестве объекта исследования был не случаен. Воспитанный в духе эволюционистской антропологии, Рэдклифф-Браун ставил перед собой задачу изучения происхождения социальных институтов, в частности религии и систем родства. На Андаманских островах Рэдклифф-Браун пробыл до 1908 г. Здесь он собрал богатый материал по этнографии островитян и на его основе написал труд, благодаря которому он получил ученую степень и был принят в Тринити-колледж Кембриджского университета. В этом колледже, а также в Лондонской школе экономических и политических наук— структурном подразделении Лондонского университета — Рэдклифф-Браун в 1909-1910 и в 1912-1914 гг. читал лекции по антропологии примитивных обществ. В это время он еще не выработал самостоятельной теоретической позиции.2
В 1910 г. Рэдклифф-Браун, сделав перерыв в своей преподавательской деятельности, отправился в экспедицию к аборигенам Австралии. В экспедиции 1910—1912 гг. Рэдклифф-Браун изучал социальную организацию племен штата Западная Австралия, причем значительную часть времени он опрашивал аборигенов, помещенных в лепрозорий на о-ве Берниер. Снова в Австралию Рэдклифф-Браун приехал в 1914 г. для участия в работе антропологической секции Британской ассоциации содействия развитию науки, а вернулся на родину лишь спустя четверть века. До 1920 г. он не занимал официальных постов в научных учреждениях. До 1916 г. он работал школьным учителем в Австралии, с 1916 по 1919 г. был директором департамента народного образования в Королевстве Тонга (британский протекторат в Полинезии), в 1919 г. заболел испанкой и по совету врачей переехал к своему брату Герберту в Йоганнесбург (Южная Африка). Здесь он зарабатывал на жизнь преподаванием английского языка во вновь открытом университете и занимал незначительную должность в местном музее. Также он заведовал кафедрами в университетах Кейптауна (1920-1925), Сиднея (1925—1931), Чикаго (1931—1937) и Оксфорда (1937-1946). Он также читал лекции в университетах Китая и Бразилии был профессором и директором Института социальных исследований в Александрии (Египет). Много сил и времени он отдавал стимулированию других исследований и организации широкомасштабных проектов. В Южной Африке он открыл Школу африканской жизни и языков, в Сиднее вместе с Австралийским национальным исследовательским советом создал журнал «Океания» и руководил чрезвычайно интенсивными научными разработками. Среди его многочисленных научных заслуг можно назвать, например, его членство в Амстердамской королевской академии наук, почетное членство в Нью-Йоркской академии наук и в Британской академии, он был избран первым президентом Британской ассоциации социальных антропологов, президентом Королевского антропологического общества.
В методологическом плане его социальная концепция была синтезом разнообразных элементов: теории реальности Гераклита, теории процесса Г. Спенсера, эпистемологической теории Г. Дюркгейма. Кроме того, значительное влияние на него оказали Юм, Сэмюэл Александер, Уайтхед, Ралф Бартон Перри и китайская философия. Он был убежден, что конкретные события социальной жизни — это факты, к которым должны быть приложены все научные понятия и теории. Своеобразный синтез концепций Гераклита, Спенсера и Дюркгейма привел его к созданию концепции типов и форм социальной структуры как основанного на доверии равновесия в устойчивых системах.
Собственный творческий подход он создает в 1908 году, будучи аспирантом и сформулировав три основных требования к науке о человеческом обществе: рассматривать социальные явления в качестве природных фактов и таким образом подверженных действию обязательных условий и законов, которые в принципе могут быть открыты наукой; быть приверженным методологии естественных наук; использовать только такие обобщения, которые могут быть проверены и верифицированы. В своих работах он никогда не нарушал этих правил. Основные его идеи и метод были реализованы уже в ранних работах: «Андаманские островитяне» (1922), «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), «Брат матери в Южной Африке» (1924), классическое же воплощение они получили двумя годами позже в работах «О понятии функции в социальной науке», «О социальной структуре», «Социальная организация австралийских племен». Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом.
Он ввел понятие «социальная структура» еще в 1914 году, но окончательно это понятие было им углублено и точно проработано уже в 30-х годах. В окончательной формулировке социальная структура соотносится с взаимодействием индивидов, а организация — с взаимодействием деятельности. В то же время он заменил понятие «социальная система» на понятие «культура». Все эти изменения были взаимно связаны.3 Главной целью Рэдклифф-Брауна было абстрагирование общих черт и поиск сравнимых типов и вариаций, и он полагал, что единственно приемлемым методом получения систематического знания является проверка ряда последовательных гипотез с помощью фактов. В целом он опубликовал около семидесяти работ. Все они написаны четким языком, в безукоризненном стиле, и логика изложения в них соединена с богатым научным воображением. Он имел вкус к классификациям и типологиям. Рэдклифф-Браун ввел оборот большое количество новых точных терминов, в частности характеризующих оттенки родственных отношений. Он участвовал лишь в двух продолжительных полевых экспедициях: на Андаманские, острова (1906—1908) и на северо-запад Западной Австралии (1910—1912), однако нельзя сказать, что он предпочитал кабинетную работу. Он в равной степени свободно владел как эмпирическими методами, так и приемами глубокого теоретического анализа изучаемых явлений. В работе «Социальная организация австралийских племен», охватившей все известные тогда племена аборигенов, он каталогизировал, классифицировал и произвел аналитические обобщения и синтез огромного количества данных о специфике социального поведения в зависимости от пола, возраста, языковой принадлежности, обычаев, обладания территорией, родственных связей, брака и пр. От этого монументального обзора различий в рамках гомогенности берут свое начало, помимо типологий, определивших развитие научной мысли многих поколений обществоведов, первые формы аналитических обобщений систем взаимоотношений, например, структурирование отношений по принадлежности к конкретному поколению, возрасту, полу. Кроме этих двух исследований он провел еще четырнадцать, посвященных тотемизму, первобытному праву, санкциям, патриархальной и матриархальной преемственности, табу, шутливым взаимоотношениям, религии, системам родственных связей, теории сравнительной социальной антропологии и политическим системам. По его определению, социальная антропология функций, структур и родственных связей имеет дело с отношениями реальной взаимосвязанности, с «продолжающейся организацией индивидов во взаимоотношения, определяемые или контролируемые институтами, то есть социально учрежденными нормами или образцами поведения». Предметом такого изучения является «реальная и конкретная» социальная структура, являющаяся следствием «ролевой деятельности» индивидов, занимающих определенные «позиции» в этой структуре. В целом социальная антропология, по Рэдклифф-Брауну, состоит из общей теории и центральной теории. Общая теория имеет дело с тремя группами проблем. Первая — это статические или морфологические проблемы: что это за общество, его сходства и различия с другими обществами, как можно их сравнивать и классифицировать. Вторая область — социальная динамика: как функционируют различные общества, как они поддерживают существование свое. Третья группа — проблемы развития: как общество изменяет свой тип, как образуются новые общества, каковы общие закономерности социальных изменений. При этом общая теория в изучении этих вопросов делает упор на сформированные Спенсером три аспекта адаптации: на экологическую адаптацию к физическому окружению; на социальную адаптацию, то есть институциональную организацию, с помощью которой поддерживается социальный порядок; и на социализацию или «культурную адаптацию» индивидов. Центральная теория имеет дело, с детерминантами социальных отношений всех типов. Рэдклифф-Браун сформулировал ее в терминах коадаптации, или подгонки и гармонизации индивидуальных интересов или ценностей, что делает возможным «отношения ассоциации» и «социальные ценности». Идея коадаптации играет важную роль в концепции Рэдклиффа, но ее логические и концептуальные импликации разработаны недостаточно, равно как и статистические и динамические аспекты коадаптационного процесса. Он считал наиболее важной задачей изучение социальных структур, но допускал, что «изучение социальной структуры непосредственно ведет к изучению интересов и ценностей как детерминантов социальных отношений» и что «социальная система может рассматриваться и изучаться как система ценностей».
Итак, у Рэдклифф-Брауна была достаточно длинная и насыщенная жизнь. Он получил подготовку по химии и анатомии в Миддлсекском колледже, в Школе короля Эдуарда в Бирмингеме — по медицине, в Кембриджском университете по психологии. В течение научной деятельности он предложил свое определение социальной антропологии, выделил 3 понятия, которых считал основополагающими в социальной антропологии, написал около 70 работ, заведовал кафедрами, был учителем и т.д.
Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии.
§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна.
В формировании методологии А.Р. Рэдклифф-Брауна сыграли роль несколько ученых, таких как Г. Спенсер, Г. Дюркгейм,У. Риверс. Благодаря Риверсу Рэдклифф-Браун отправляется в экспедицию на Андаманские острова, где собрал замечательный материал, за который получил ученую степень. После каждой своей экспедиции ученый создавал научную работу, в которой выражал методологические идеи структурного функционализма.
В книге «Структура и функция примитивного общества» собраны работы, изданные ранее такие как «Брат матери в Южной Африке», «О социальной структуре», «О понятии «функция» в социальных науках». Он выделяет 3 понятия важных для структурного функционализма – «процесс», «структура», «функция». Эти 3 понятия взаимосвязаны. Применение понятия «функция» к человеческим обществам основано на аналогии между социальной жизнью и жизнью органической. Первое системное определение этого понятия в приложении к строго научному изучению общества было дано Эмилем Дюркгеймом в 1895 г.4 Определение Дюркгейма состоит в том, что «функция» социального института есть его соответствие потребностям социального организма. Это определение требует некоторых усовершенствований. Для прояснения понятия «функция» и связки его с понятием «структура и процесс» автор обращается к аналогии между социальной жизнью и органической жизнью. Биологический организм представляет собой скопление клеток и промежуточных жидкостей, взаимно организованных не как конгломерат, но как интегрированное живое целое. Система связей между этими единицами представляет собой органическую структуру. Организм сам по себе не является структурой; он есть собрание единиц, организованных в структуру, т.е. составляющих сеть связей; организм обладает структурой. Две взрослые животные особи одного вида и одного пола состоят из сходных единиц, собранных в сходные структуры. Структура, таким образом, может быть определена как сеть связей между некими единствами. На протяжении всей своей жизни организм поддерживает непрерывное существование структуры, хотя и не сохраняет полной идентичности своих составных частей. Процесс, поддерживающий непрерывность структуры организма, называется жизнью. Исходя из смысла, вкладываемого здесь в слово «функция», жизнь организма следует рассматривать как функционирование его структуры. Именно через посредство и благодаря непрерывности функционирования поддерживается непрерывность существования структуры. Накладывая органическую структуру на социальную жизнь можно обнаружить и социальную структуру, где основными единицами являются человеческие существа, которые связаны определенной сетью социальных отношений в интегрированное целое. Социальную жизнь сообщества определяется как функционирование социальной структуры.5 Функция всякой повторяющейся деятельности, такой, как наказания за преступления, например, или погребальные церемонии, — есть та роль, которую эта деятельность играет в социальной жизни в целом, и также вклад, который она вносит в поддержание непрерывности структуры.