Роль мужчины и женщины в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы актуальна потому, что культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах.
Человек предстает на земле в двух ипостасях – мужчина и женщина. Не имея третьего, фундаментальной для культуры, как продукта человеческой деятельности, является оппозиция «мужской - женский», «мужской мир – женский мир».

Содержание работы

1) Введение;
2) Роль мужчины и женщины в культуре древнего времени;
3) Роль мужчины и женщины в культуре с точки зрения библии;
4) Роль мужчины и женщины в современной культуре;
5) Борьба за власть между полами. Матриархат и Патриархат как неотъемлемая часть культуры человечества;
6) Роль и статус Мужчины и женщины в обрядовой культуре мордвы;
7) заключение.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

   В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных культурах приобретают совершенно разное содержание. Примерами здесь могут служить различия в разных культурах по отношению к свадебным обрядам.

   Свадебный обряд предполагает множество форм проявления. Сегодня в Северной Америке вполне естественной является ситуация, когда молодой человек встречает молодую девушку, они влюбляются и женятся. Несомненно, такая свадьба не является чем-то необычным; во многих государствах нужно свидетельство о браке, и простая церемония бракосочетания неизбежна, но даже по сравнению с другими культурами -  это минимум контроля. У многих народов принято, чтобы главы семей заключали договор о браке. Как у древних греков, так и до недавнего времени в Китае, жених и невеста вообще не имели права видеться до свадьбы. В западном обществе с его идеалом романтической любви девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной будущему мужу, не имея права принимать личного участия в этом решении. В других культурах, напротив, продажа невесты считается нормой: родственники назначают цену за невесту, которую добровольно готова заплатить другая сторона. Согласно обычаям некоторых народов Африки девушка не может выйти на улицу вместе с будущим мужем, прежде чем он не выкупит ее.

   Библия повествует, что у царя Соломона было семьсот жен и триста наложниц... В общем, неизвестно, что он делал со всеми этими женщинами, но думают, что это было для его удовольствия, и что он предавался с ними отвратительному разврату. В действительности Соломон был великим мудрецом и магом, который мог заставить повиноваться духов невидимого мира. Как он мог обладать такой властью, если жил в разврате? Ясно, что у него были другие отношения с этими женщинами. Вы ещё не знаете, какой может быть роль женщины рядом с просвещенным мужчиной, который практикует действительно божественную магию. Позже, конечно, Соломон не устоял, потому что не смог устоять и овладеть теми силами, которые привел в действие. Но в апогее своего царствования он обладал таким материальным и духовным могуществом, что смог построить удивительный Иерусалимский храм, выносить решения необыкновенной мудрости, распространить свою славу во всем мире и создать из своего царства настоящее великолепие.

   Очевидно, правление Соломона не знало ещё того духовного расцвета, ради которого трудились самые великие Посвященные; поэтому в глазах Посвященных Соломон не относится к самому высокому рангу, т.к. работал больше для себя самого, для своей славы и своего имени. Соломон был немного как Людовик XIV, и его магия не была ещё теургией. Магия бывает разная, немногие маги достигли той высшей ступени, когда уже отсутствует интерес к самой магии, не предпринимаются никакие магические действия, прекращают командовать духами, элементалами, чтобы удовлетворить свои личные амбиции. Истинные маги, величайшие из существующих, больше не занимаются всем этим; они работают только для Царства Божьего и для этого прикладывают все свои силы, энергии, знания. Это теурги, т.е. существа, практикующие высшую магию, божественную; их труд абсолютно бескорыстен. Конечно, чтобы достичь такой степени духовного роста, им необходима исключительная чистота и самоотречение. Они не ищут ни славы, ни удовольствия, а желают лишь изменения земли, чтобы Бог пришел жить среди людей.

   Соломон не смог подняться до этой ступени, но он обладал огромными знаниями и, в частности, он знал, что женщины способны дать ту первородную материю, из которой божественный дух, божественный принцип может создавать формы. Божественный принцип рождает семена, искры, огонь, силу, но это настолько неуловимые вещества, что их невозможно остановить, и они теряются в бесконечности. Поэтому, чтобы на физическом плане получить крепкие, прочные, реальные, осязаемые формы, необходимо согласованное участие женского принципа. Только женщина своими тонкими материалами, эфирными эманациями, исходящими из неё, способна дать первородное вещество для осуществления божественных планов, идей и задач теурга. Поэтому теург пользуется всеми эманациями, которые женщины неосознанно посылают в пространство; благодаря им он способен реализовать высшие цели Царства Божьего; значит, без женщин невозможно осуществление Царства Божьего на Земле!

   Женщины обладают той необходимой материей, которую они распространяют в пространстве, и если божественный принцип, дух отсутствует, чтобы использовать эту материю, они остаются стерильными, бесполезными, бесплодными и ничего не создают. Им нужен этот божественный принцип, чтобы создавать детей, невидимых, т.е. в мыслях, в духе, в душе, в сердце. Эти дети – ангелы, которые всегда будут нести благословения земле. Вот в чем заключается работа великих теургов. Соломон использовал свои магические практики благодаря многочисленным женщинам, окружавшим его; и он, конечно, преуспевал, но это ещё не божественная магия. Божественная магия – это мудрость. Магия и мудрость есть проявления одного и того же: божественного света. Но очень немногие люди поднялись до этого. Все или почти все используют эти священные знания для колдовства, чтобы иметь деньги, славу, женщин, собственность. Любые методы, служащие для удовлетворения личных, низших целей и желаний – это колдовство. Многие прославленные оккультисты занимаются этим; они далеки от теургов.

   Высшая магия состоит в том, чтобы уметь всё, абсолютно всё использовать для Царства Божьего: воду, землю, воздух, растения, реки, скалы, и то, что мужчины и женщины излучают, те неслыханные энергии, льющиеся через пространство, хотя использовать их никто не умеет. А если кто и использовал, то лишь для личного удовлетворения, что и делал Соломон.

   Но оставим Соломона и вернемся к главному. А главное в том, чтобы женщины поняли, что должны посвятить всю ту высшую материю, которую они излучают, всё своё существо, всю свою жизнь высшему божественному принципу, чтобы ангелы и архангелы смогли воспользоваться этой, действительно уникальной, драгоценной материей для создания форм новой жизни. Вместо того, чтобы обслуживать людей, женщины должны служить Божеству.

   Многие века мужчина злоупотреблял своей властью над женщиной; он проявлял себя эгоистичным, несправедливым, жестоким, а теперь женщина пробуждается, но, к сожалению, не в истинном свете, а лишь для того, чтобы взять реванш, что для неё не самое лучшее. Женщине, напротив, надо простить мужчину, потому что она мать, и в ней больше любви, чем в мужчине; потому что её природа склонна к доброте, всепрощению, щедрости, готовности пожертвовать собой, ей не нужно стремиться к отмщению. Женщина должна стремиться к великим добродетелям, стараться подняться над личными интересами... Все женщины земли должны объединиться для созидательного труда, труда над приходящими в этот мир детьми и мужчинами. Вместо того, чтобы соблазнять мужчин и говорить себе: "Ах, я так хороша и привлекательна, я воспользуюсь этим..." и удовлетворять таким образом свое тщеславие, они должны включиться в работу по духовному возрождению человечества. К счастью или несчастью, природа дала женщине большую силу, это бесспорно. Но потому, как она использует свою силу, всё осталось по-прежнему. Она может измучить мужчину и сделать его несчастным благодаря той же силе.

   Бог дал большие возможности мужчине и женщине, но они различны. То, что может женщина, не может сделать мужчина, и то, что может мужчина, не может женщина. Женщина дает материю, а мужчина – дух, т.е. жизнь. Все это знают на физическом плане, но на божественном плане остаются в неведении относительно этих тайн.  

Борьба  за власть между полами. Матриархат и Патриархат как неотъемлемая часть культуры человечества. 

   В построении культур, в истории культур огромную, а может быть, решающую роль играет борьба за власть между полами. При этом устроителем культуры («культурным героем» по терминологии мифологов) по преимуществу был мужчина, женщина же сопротивлялась этому, а в лучшем случае, занималась второстепенными деталями. Почему так? — да потому, что женщина прирожденно «сильнее» мужчины и в естественных, внекультурных условиях женщине проще всего проявить свою «силу». Эта «сила» заключается, конечно, не в мускулатуре, а в способности притягивать мужчину и подчинять его. Ну кто же из мужчин не замирал пред женской красотой, очарованием, магией... Чем конкретно объясняется такая способность — гипнотическим умением, специфическим воздействием на органы восприятия или какой-то исконно заданной физиологией, — мы не знаем.

   В этой связи небезынтересен миф о совершенном человеке — андрогине — первоначальном бесполом или двуполом существе, рассеченном пополам с приданием каждой из половинок женского и мужского отличия; отсюда их взаимное стремление к слиянию, дабы восстановить прежнего совершенного человека. Этот греческий миф имеет, как известно, множество параллелей в других мифологиях (см. по этому поводу: М. Элиаде. Азиатская алхимия. М., 1998. Раздел 2). По мнению Элиаде мифологема восстановления присутствует в обрядах инициации, имела большое значение в алхимии и т. д. Давно было замечено, что следы мифа об андрогине есть в библейской истории о происхождении Евы из Адама. Обратим внимание на то, что «половинки» неравноценны, в том смысле, что обладают не просто разными возможностями и функциями, а противоположными, отчего то стремятся к гармонии, то каждая норовит подчинить себе другую. Так что миф о восстановлении, вероятно, отражает мечту о прекращении борьбы.

   Извечное противостояние полов протекает с переменным успехом. При неразвитой культуре побеждает женщина, и гипотетический матриархат следовало бы отнести именно к такой стадии культурной истории. Связанных с опасениями перед женщиной мужских свидетельств противокультурной роли женщин предостаточно, особенно яркие примеры дают Библия и мифологии. Запрет на поедание плодов с древа познания (Библия. Книга Бытия), что является символом культуры, нарушает в первую очередь Ева, Адам же попросту следует ей, то есть подчиняется. А Ева, которая, по некоторым версиям, зачала Каина от змея, потом скорее всего змею и подчинилась. Это косвенно видно из преданий (языческих и христианских) о том, что справиться с драконом (змеем) может только девственница. Связь женщины с дьяволом многократно транслировалась в культуре, особенно христианской: женщине, более чем мужчине, свойственны колдовские чары, ведьм гораздо больше ведьмаков, неоднократно упоминаемы в религиозной литературе «богомерзкие бабенки», «злокозненные жены», «сосуды дьявольские» и т. п. Подозрения в отношении женского пола, возможно, сказались на обычае поставлять в священники только мужчин. Свойственное женщине разрушительное, в отношении культуры, начало отразилось на мифологии божеств — это страшные богини индуистского пантеона и особенно Кали, славянская Мокошь. Сюда можно присовокупить и греческую Гею — богиню земли: ведь именно она противостоит олимпийцам, рождая чудовищ вроде Пифона и Тифона, сторуких великанов, титанов.

   Современная борьба женщин с культурой несомненно просматривается в феминизме. Вообще, тенденция к уравниванию антикультурна, а требующее абсолютного равенства полов феминистское движение приводит к самому радикальному подрыву устоявшихся культурных основ. Пропагандируемая неразличимость полов уже стимулировала однополые браки и ослабление воспитательной функции семьи. Новое самосознание женщин и их новая роль в социуме являются одним из факторов падения рождаемости. Самое же главное заключается в том, что противокультурная тенденция феминизма не затормаживается на равенстве, а идет гораздо дальше, — пытается возродить когда-то преодоленный матриархат с его сексуальной и прочей свободой для женщин и низведением мужской половины в положение лишь используемого средства, с полным разрушением устоявшейся тысячелетиями культуры вместе с цивилизацией.

   Все это можно бы лучше понять, если удастся представить, каким был тот самый матриархат. Я, разумеется, не претендуем на полную фактическую достоверность — сегодня это сделать невозможно, но некую картину «утопического» характера («идеальный тип» по Максу Веберу) попробую набросать. Прежде всего, следует отметить, что матриархат как чуть ли не повсеместная и неизбежная «общественно-экономическая формация» является не более чем фикцией. Матриархат — это не определенная эпоха или стадия, а, скорее всего, успешные или безуспешные попытки, предпринимаемые испокон веков, и определенно в них только то, что направлены они на разрушение «мужской» культуры и сохранение или возвращение естественно-природного состояния. К слову: среди феминисток было поначалу много революционерок с коммунистическим уклоном — коммунисты тоже громили культуру, так как она «буржуазная». У коммунизма и анархизма — женское начало, в его первобытной ипостаси.

   Итак, матриархат. Женщина в центре человеческого бытия — она содержит жилище, рожает и выкармливает младенцев, готовит еду, блюдет запасы, поддерживает в очаге огонь. А что мужчины? — Они потребны женщине для оплодотворения, добычи, охраны, они пастухи и земледельцы. Иными словами, они служат женщине, они для нее средство ее выживания. Если есть божества, то первые места в пантеоне занимают женоподобные, с которыми общается хранящая очаг женщина. У греков это Гея, у индусов, видимо, Матри, у восточных славян нынче безымянные берегини и рожаницы, потом Мокошь. Перед мужскими божествами, которыми повелевают женские, поставлена одна задача: способствовать мужчинам в их занятиях. Но поскольку мужские божества «по определению» слабее женских, последние их контролируют; поэтому есть богини охотницы, воительницы и т. д.

   Строго родовой жизни еще нет. Женщины отлавливают мужчин, подчиняя их и используя, — ибо они, женщины, от природы, как правило, наделены большей, нежели мужчины, способностью властвовать; непокорных, неспособных, неумелых мужчин убивают или изгоняют. Культура весьма примитивна, причем женщины не обужены культурными ограничениями и запретами, последние держат в рамках только мужчин.

   Так рисуется нам «утопия» матриархата. Где-то она осуществлялась в полную силу, где-то половинчато, где-то только видится как почти неосознаваемый идеал, вечно лелеемый женщиной, и, как это ни странно, и мужчиной, приобретая у последнего зримые причудливые формы — в рыцарском поклонении прекрасной даме, в культе богинь, в мужском желании уняться, погружаясь в уютное тепло женского мира; а разве даже самые отчаянные бродяги, вроде Одиссея, Уленшпигеля и Пер Гюнта, в конце концов не обрели счастливого покоя под семейным кровом? Ибо, несмотря на всяческие прогрессы и новации, пракультура, даже ее самые подспудные слои, неизменно тянет в свое куда-то умчавшееся человечество, так что «феминизм» и «коммунизм», пусть и в виде нелепых сновидений, всегда будут нас тревожить заманкой «вечного возвращения» (Ф. Ницше).

   Есть множество свидетельств реальности матриархата, неважно какой реальности, натуральной или мечтательной. Доказательством женской власти являются самые древние женские божества, опекавшие женщин и вместе с тем определявшие судьбу, — это греческие прядущие Мойры, знающая будущее Гея, Фемида, Немезида, славянская Мокошь, не расстававшаяся с куделью, суденицы. А сказки! Принцессы, задающие загадки, царевна-несмеяна, ждущая того, кто ее «рассмешит», спящая царевна, почивающая в ожидании пробуждающего поцелуя, прелестная легенда о Клеопатре («Египетские ночи» Пушкина) — все эти сюжеты говорят об одном — о «когдатошней» власти женщины улавливать и отбирать мужчин, пригодных прежде всего для зачатия. О том же говорят обычаи умыкания, захвата, выкупа невест: мужчина должен доказать свое право на женщину и заплатить за него — явный признак того, что такое право у него было не всегда. Между сказкой и былью уместно поместить легенды об амазонках, дающих арьергардные бои терпящего поражения матриархата.

Информация о работе Роль мужчины и женщины в культуре