Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2010 в 18:31, Не определен
жизнь и быть древнего египта
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”. В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”, люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая, превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула.... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах... Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.
Гелиопольская версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Мифы заупокойного культа.
Большую роль в египетской мифологии играл заупокойный культ. К основным письменным источникам о нем относятся: “Тексты пирамид” – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со времени 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых” - составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.
Загробная жизнь - это непосредственное продолжение земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка). Именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Позднее возникают представления о том, что умершие днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы, с ним связывали жизнь растений: умер Осирис - умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд над покойным вместе с другими богами. Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях Иалу. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем». «Я чист, чист, чист» - утверждал умерший на суде.
Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» - богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение.
Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а, найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» - начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
Заключение
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь - попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов и стремление объяснить происхождение мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.
Из египетских мифов мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики.
Религия
Древнего Египта, подобно всем другим
религиям, демонстрировала несообразности
и противоречия. Можно сделать
вывод, что по крайней мере для
некоторых египтян
Как говорил Уильям Дж. Марнейн, "орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых". Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях; они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев "на месте", поскольку все равно вынуждены были их исполнять.
Таким образом, источники религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.
Хотя мифология и играет важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.
Список использованной литературы.