Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 14:53, реферат
Православная культура (вера) утверждает христианство как божественное откровение в отличии от всех остальных религий. Божественное откровение опирается на совокупность догматов - неизменных истин, основные из которых : догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть тринитального догмата в том, что Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве. Православная вера также содержит догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божьей благодати.
Христианская вера сформировала картину мира древнерусского человека. В центре ее находились представления об отношениях Бога и человека. В русскую культуру органично вошло представление о любви как о силе, доминирующей в жизни людей, в их отношениях с Богом и друг другом. Важнейшая для христианской веры идея личного спасения ориентировала человека на самосовершенствование и способствовала развитию индивидуальной творческой деятельности. Христианская картина мира определяла не только отношения Бога, Человека в мире природы и истории.
Языческое сознание космогонично и циклично. Христианское же обладает историзмом. Время для язычника движется по кругу, определяемому сменой времен года: Коляда, Овсень, Масленица, Кострома и другие мифологические персонажи каждый год приходили в мир людей и покидали его, чтобы вернуться в следующем году. Христианин же живет в системе разомкнутых временных координат, ощущая свою связь с всемирной историей и будущим. Время же рассматривается им как спираль.
Любое историческое и даже частное событие может иметь аналогично в прошлом. Христианское богослужение всегда включает воспоминание о событиях «священной» истории. Наверное, переход русских людей от космогонического мировосприятия к историческому и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые оказались буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени.
Христианская картина мира определяла положение человека не только в большом времени. Но и во времени «малом» в быту. Древнерусские люди (даже самые богатые и знаменитые) были довольно скромны в быту. Неприхотливы были их жилища, пища, которую они употребляли, проста одежда. Местом красоты был храм – именно там, среди прекрасных икон и фресок, находила приют и успокоение душа человека.
Человек в христианском
мире обладал даром свободы. История
же – результат свободного творчества
человека, итог сознательно осуществляемого
выбора. Согласно представлениям древнерусского
человека, в истории проявляется
действие двух начал – добра и
зла. Доминирующим началом русский человек
считал добро; зло, как предполагалось,
существует в ограниченном масштабе для
проверки человека. Зло осуществляет себя
в насилии и разрушении, добро – в милосердии
и сознательной человеческой деятельности.
Важнейшая форма такого создания – творчество
в сфере духовной культуры.
3. Раскрыть взаимосвязь
светской и религиозной
Со времен В. Даля слово «светское» в русском языке означало гражданское, «мирское». Словарь С. Ожегова дополняет смысл этого термина значением «нецерковное», т.е. свободное от обязательного религиозного воздействия.
«Советское» предполагает нейтральное отношение как к религии, так и к атеизму. Оно не допускает навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких – либо догм и ритуалов, а заключает в себе возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности.
Содержание религиозной духовности задается соответствующим религиозным сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов. Существенная особенность религиозной духовности – «удвоение» нравственных обязанностей. Основные установки религиозной духовности – «удвоение» нравственных обязанностей. Основные установки религиозной духовности ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: «земные» и «небесные», человеческие и сверхчеловеческие. При этом земные реалии человеческого существования, нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом оказываются, подчинены задачам религиозного служения.
С религиозной точки зрения фундаментальным требованием истинно нравственного духовного поведения является его принципиальное соответствие религиозным императивам и догматам. Но при этом религиозная мораль сберегает, сохраняет некоторые культурные, национально – бытовые и прочие традиции. Религия, освящая некоторые достигнутые на определенном этапе развития человечества нравственные нормы, ценности, запреты и повеления, придавая им ореол святости и абсолютности, оформляет этот довольно противоречивый и разнородный, «многоукладный» этический комплекс в виде монолитного, единого, неоспоримого, годного на все времена, вечного богоустановленного свода правил, несоблюдение которых влечет трагичные последствия для общества и отдельных его членов. При этом подчеркивается особая моралеобразующая функция религии в генезисе и упрочении нравственности.
Светское миропонимание не исключает нравственного аспекта. Нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, «произрастают» из гущи человеческих отношений, складываются между людьми в их социальной и личной жизни и отражают реальную практику человеческого общежития. На заре человечества постепенно формирующаяся в обществе методом «проб и ошибок», в условиях постоянной борьбы за выживание система запретов, предписаний и обычаев стала реальной основой возникновения нравственных норм. Окончательная дифференциация сфер духовной жизни (нравственной, художественной, преднаучной, религиозной и пр.) произошла уже в классовом обществе. В условиях господства религиозного способа мышления многие эти сферы, в том числе и мораль, выступали в соответствующей форме.
Религиозная и светская духовнось тесно взаимосвязаны друг с другом, т.к. обе содержат в себе нравственный аспект. Ещё в XVII в. высказано предложение о возможности существования общества граждане которого были бы свободны от религиозных воззрений (французским мыслителем П. Бейлем.) В таком обществе, доказывал философ, люди вполне могли бы вести нравственный образ жизни, не встали бы на стезю преступлений и пороков. П. Бейль показал, что и неверующий может быть почетным человеком, что унижает людей не отказ от религиозной веры, а идолопоклонство, суеверие и предрассудки.
На практике
светский и религиозный человек
могут вести сходный
Повседневный опыт российской действительности показывает, что огромное число неверующих живут не менее богатой, полноценной нравственной жизнью, нежели их религиозные сограждане. Добродеяния и подвижничество возможны как по религиозным, так и по «мирским» мотивам. Однако степень влияния религиозной духовности намного больше, что позволяет говорить о наличии религиозной духовности как системы правил и норм, освящаемых Церковью и контролируемых ею. Религиозная духовность содержит возвышенный идейный потенциал гуманистического подвижничества, который стимулирует не столько уход от мира во имя эгоистического собственного «спасения», сколько подталкивает к высшим образцам морального самоотвержения. Это можно рассмотреть на сравнении милосердия и благотворительности. Благотворительность – это помощь нуждающимся от избытка, когда помогающий сам не впадает в нужду. Милосердие- это помощь от недостатка, когда помогающий при своем пожертвовании испытывает еще большую нужду. Так, в Евангелии сказано о том, что вдова пожертвовала две лепты и осталась на весь день сама голодной. Благотворительность и милосердие при этом- двустороннее благо, которое выручает получающего и духовно укрепляет дающего. Принятая в России благотворительность, по обычаям Православной Церкви, совершается обычно без рекламы, во славу Божию (в отличие, например, от Запада, где часто благотворительность осуществляется в виде спонсорства).
История помнит
многих общественных деятелей, в жизни
которых гуманистическое
Но при этом
совсем необязательно религиозная духовность
лежит в основе мотивации всякого «светского»
в поведении человека. У него даже и при
осознанном моральном выборе предмотивом
выступает не то или иное религиозное
предписание, но вполне «мирское» же глубинное
влечение (чувство сострадания, любви,
симпатии или антипатии и т.д.) Думается,
что глубоко верующий, и вместе с тем, высокоморальный
человек, делая выбор, отнюдь не думает
о том, послужит ли он его личному «спасению»
или нет. Просто такой человек следует
гуманному повелению сердца, указанию
совести, в которой неосознанно сплавлены
религиозные и нерелигиозные морально-
ценностные ориентиры. Общечеловеческое
и конфессиональное в моральном сознании
подобной личности находятся в гармонии.
4. Почему нельзя отожествлять культуру этноса, общности с культурой православия? Что их сближает, а что различает?
Если рассматривать на примере России, то можно утверждать, что православие соединило и впитало в себя две сильнейшие культуры- духовная Византийская и многовековая языческая культура древних славян. Этот сложный синтез культур определил своеобразие русской православной культуры в целом и как отдельной части мировой христианской религии. Русский народ всегда был ревностным в богоискании, и поэтому из него вышло много святых людей. Некоторым из них при жизни являлось Божия Матерь и говорила: «Господь наиболее прославится в русском народе». Русское православие- особенная и непобедимая духовная мощь России, подтверждаемая нашей историей. Православие определило своеобразие русской духовной культуры, оказало огромное влияние на формирование национальной идеи. Ни в какой другой культуре православие не оказывало такого влияния как в русской. Недаром, часто слова «православный» и «русский» употребляют как синонимы.
При этом Россия
является многонациональной страной,
на территории которой проживают
множество исторически
Можно также утверждать, что православная культура несет в себе одну непременную истину, божественное откровение, а культура этноса может содержать в себе несколько мировоззренческих религий.
На сегодняшний день в России проживают множество этносов и общин, исповедующих другие мировые религии, например буддизм (Бурятская, Калмыцкая, Тувинская республики). Ислам в России исповедуют ~11,5 млн. человек (не считая стран СНГ).
Культуру православия
и культуру этносов сближают такие
надрелигиозные, общечеловеческие, всеобъемлющие
понятия, как мораль, духовные ценности,
нравственное поведение и т.д. Наука располагает
свидетельствами ранней дописьменной
культуры. Это обширные этнографические
материалы о жизни и нравах народов, еще
не знакомых с письменностью. Такие материалы
постепенно накапливались и систематически
изучались учеными начиная с XVII-XVIII вв.
В основном это документы и сообщения
путешественников, миссионеров и колонизаторов,
знакомившихся в Африке, Америке, Океании
и Австралии с жизнью аборигенов, которые
находились на стадии каменного века.
Небольшие сообщества подобных людей
обнаруживается и в наши дни. Данные этнографов
неопровержимо свидетельствуют, что эти
отсталые народы имели неписанные обычаи
и нравы, необходимые для совместного
проживания, согласованной трудовой деятельности,
вскармливания и воспитывания детей. В
той или иной мере еще стихийно эти народы
придерживались (правда, только по отношению
к сородичам) заповедей неведомой им Библии:
«не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».
Племена, воспринявшие парный брак, следовали
и другим заповедям Моисея: почитали отца
и мать, осуждали прелюбодеяния. Сама реальность
диктовала им эти необходимые, простые
общечеловеческие нормы морали. «Священные
книги», в том числе и Библия, заимствовали
их из жизни и освятили божественным авторитетом,
придав им тем самым дополнительную силу
влияния.
5. О сущности духовной жизни и о роли в ней православия у Хомякова, Киреевского, Чаадаева.
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) русский философ, развивал идеи славянофильства в философии.
Хомяков заложил основы метафизической философской системы, развитой в работах последующих русских философов. Он полагал, что Божия истина выходит за пределы логического постижения. Она- объект веры, в то же время вера не противоречит логическому пониманию, хотя и обладает металогическим характером. Он считал, что гармония веры и рассудка дает «всецелый разум».
Человек- представляет собой существо, обладающее рациональной волей и нравственной свободой. Свобода выражается в возможности выбора между праведностью и грехом.