Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2016 в 23:27, курсовая работа
Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью общечеловеческих начал в культуре на фоне процессов глобализации.
Смех связывают с субкультурами различных этносов, для каждой из которых характерны свои смеховые миры. Они неизменно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое.
Введение
ГЛАВА 1. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ СМЕХА 15
1.1. Философия, эстетика и социология смеха 15
1. 2. Культурологический подход к изучению смеха— 44
ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ -- 79
2.1. Общечеловеческие начала смеха 79
2.2. Смех как фактор культурной идентификации (на примере смеховых традиций народов ханты и манси) - 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132
Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ СМЕХА 15
1.1. Философия, эстетика и социология смеха 15
1. 2. Культурологический подход к изучению смеха— 44
ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ -- 79
2.1. Общечеловеческие начала смеха 79
2.2. Смех как фактор культурной
идентификации (на примере смеховых
традиций народов ханты и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 157
Философия, эстетика и социология смеха
Общечеловеческие начала смеха
Смех как фактор культурной идентификации (на примере смеховых традиций народов ханты и манси)
Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью общечеловеческих начал в культуре на фоне процессов глобализации.
Смех связывают с субкультурами различных этносов, для каждой из которых характерны свои смеховые миры. Они неизменно взаимодействуют друг с другом, образуя единое целое.
Смеховая культура XX века обладает рядом особенностей. Расширяется спектр осмеиваемых явлений в сравнении с предыдущими периодами: наряду с бульварным, поверхностным осмеянием всего непонятного возникают новые формы смеховой культуры, ориентированные на высокообразованную аудиторию, на взыскательного читателя и зрителя; пародийный смех превращается в орудие самоанализа культуры. Смеховая культура несет на себе отпечаток времени, когда обостряются противоречия между цивилизациями и идет формирование глобальной культуры.
Информационные технологии, приобщая человека к всемирному сообществу, снижают эмоциональную окраску восприятия, со-бытия (человек остается наедине с самим собой). Однако смеховая культура в силу своих особенностей может компенсировать негативные стороны информационного образа жизни, давая «живой» отклик на происходящее.
Общечеловеческие начала смеховой культуры помогают избежать ненужных разногласий, сгладить противостояние в мире. Смех является одним из начал, влияющих на целостность культурной системы.
4 Смех затрагивает все стороны человеческой жизни. Существуют
физиологические, психологические аспекты смеха. И в тоже время
смех несет большую социальную нагрузку.
Смех в системе культуры является мерилом соотношения поступков индивида с требованиями социума. Культурой определяются взаимоотношения людей, и смех как её феномен участвует в этом процессе. Смех сопровождает каждый этап развития культуры, оберегая ее целостность, способствует самоидентификации личности в системе культуры.
Современные мировые тенденции глобализации накладывают отпечаток и на российскую культуру, состоящую из множества субкультур (этнокультур). Каждая из них по-своему воспроизводит и воспринимает глобальные тенденции, которые относятся и к смеху, как феномену культуры. Существуют народы, культура которых находится на грани исчезновения, в частности коренные народы Севера. Глобализация ставит под угрозу существование многих этнокультур.
В связи с этим исследования смеховой культуры и смехового мира, их сопоставление, соответствие культурно-историческому процессу приобретают особое значение. Они необходимы и для разработки теории культуры, в частности, проблем соотношения различных видов и уровней культуры в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Впервые смех начинают анализировать в античности. Платон в «Филебе», Аристотель в трактатах «Поэтика», «Риторика», «Политика» выявляли причины, вызывающие смех. Для Платона смех - это одновременно боль и удовольствие. По Аристотелю, смех вызывает несчастья и отрицательные явления, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные.
Цицерон создал первую классификацию приемов остроумия: во-первых, смешное проистекает из самого содержания предмета; во-вторых, некая словесная форма должна включать двусмысленность, каламбуры, пословицы, метафоры, иронию и так далее.
В средние века, несмотря на наличие народной (карнавальной -по М.М.Бахтину) смеховой культуры, разработки теории смеха практически не велись вплоть до эпохи Возрождения, а затем исследования продолжились в Новое время. В трактате «О страстях души» Р.Декарт определяет смех как следствие радости. В этом же контексте говорит о нем Б.Спиноза. Т.Гоббс в «Левиафане» считает смех выражением внезапного триумфа от чувства превосходства над чем-либо или кем-либо.
И.Кант в «Критике способности суждения» отмечал, что смех (как и музыка) - это «тип игры эстетическими идеями, посредством которого ничего не мыслится, но доставляет живое удовольствие». Он относит шутку скорее к приятному, нежели к прекрасному искусству, а поскольку все, что вызывает веселый неудержимый смех, заключает нечто бессмысленное, его можно понимать как аффект вследствие превращения ожидания ни во что.
Ирония по Ф.Шлегелю - форма парадоксального, выражение и совмещение противоречивого. Он пытался объединить философию с поэзией, искусство с наукой через иронию как художественный метод творчества.
Ф.Шеллинг полагал, что всякое переворачивание (соотношения необходимости и свободы) изначально имеет комическое действие. Он так же, как и Ф.Шлегель, за основу берет комическую ситуацию, в которой присутствует обнаруживающееся противоречие.
К проблеме смеха Г.Гегель в разных разделах «Эстетики» обращается через категорию комического, не давая систематического изложения его теории. Само же комическое характеризует тремя
моментами: 1) «нечто в самом себе ничтожное», «ложное и противоречивое явление»; 2) самоуничтожение самого себя; 3) качество «мнимости» комических явлений.
Г.Гегель считал смех индивидов победой их субъективности, остающейся внутри себя устойчивой, несмотря ни на что. Автор «Эстетики» отмечает, что часто путают смешное и собственно комическое, так как всякий контраст может быть смешон. Смех могут вызывать, как самые пошлые вещи, так и значительные явления. К комическому же должны быть предъявлены определенные требования. Например, не будут комичными: пороки людей, глупости, нелепости, заблуждения и так далее.
А.Шопенгауэр в теории познания рассматривал смешное как интеллектуальное порождение. Смех возникает из распознавания несоответствия между физическим ожиданием и абстрактным представлением о некоторых вещах, людях или действиях. Причина смешного в успешном распознавании абсурда, - осознании несовпадения между понятием и реальным объектом.
XIX век приносит усложнение
духовного мира личности и
ставит ее в центр социальных
отношений, что отразилось в направлении
критического реализма с
В начале XX века большую известность приобретают книги А. Бергсона «Смех», «Смех в жизни и на сцене», для которого: смех -плата злом за зло и в то же время мера человеческого стремления к самоутверждению; условия смеха - в необщительности' лица, нечувствительности зрителя и автоматизме, источники комического -в наивности, экзальтации и так далее. Назначение смеха А.Бергсону виделось в корректировке социального поведения человека.
7 В XX столетии с изучением смеха связаны такие имена как
З.Фрейд, К.Лоренц, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, В.Я.Пропп,
Б.Дземидок, А.З.Вулис, Л.В.Карасев, А.Н. Лук, А.Панченко, Ю.Борев
и другие.
В эпоху постмодернизма в центре внимания исследователей оказалась ирония. И поскольку прошлое нельзя разрушить, его можно иронично пересмотреть (У.Эко). Истинная сущность открывается на уровне самоиронии, самопародии. Пародия связана с комедийной игрой смыслами в отличие от предшествующей ей пародии эпохи модерна, когда драматизм подавлял комедийное начало.
На современном этапе развития науки многие стороны «смеха» являются предметом междисциплинарных исследований. Наиболее разработанными оказались темы, связанные с категорией комического.
Представителем социологического подхода можно назвать А.В.Дмитриева, который убежден, что юмор и вызываемый им смех требуют, прежде всего, социологического объяснения, но не общепринятого философского и эстетического.
Некоторые авторы (М.Т.Рюмина) считают, что существуют два пути осмысления истории смеха: во-первых, как исторически обусловленного набора случайных и разрозненных мнений о нем; во-вторых, как поиска логики в обозначенном процессе, который приближает к пониманию сути смеха.
Большой интерес представляют научные статьи, посвященные проблемам смеха и комического, например, серия исследований С.Зенкина, В.Шкаровской, В.Иваницкого и других авторов.
Феноменологии смеха была посвящена Международная научная конференция «Карикатура, пародия, гротеск: феномены современной культуры», организованная в мае 2001 года на базе Российского института культурологии. По ее материалам вышел сборник статей «Феноменология смеха», в котором была предпринята попытка
8 определения места комического в его разнообразных формах и жанрах
современного отечественного искусства и художественной культуры.
Комическое здесь определяется как неуловимый феномен, чуткий к
социальным переменам, на котором негативно сказываются
политические несвободы и идеологическая цензура.
Весьма своевременными, а также значительными по своему содержанию являются исследования последних лет, посвященные смеховым традициям в этнокультурном пространстве. В данном контексте интересны работы Т.Г.Борджановой «Смеховая культура калмыков (предварительные заметки)».
В статье Р.Б.Унароковой «Смех в культуре общения адыгов (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1997-1999 годов в Турцию)» рассматриваются вопросы, связанные со специфическими для турецких адыгов способами и формами актуализации смеховой культуры, с репрезентативными особенностями смеховых прений, а также с текстами «Историй» поэта-импровизатора Даута Бырса и его исполнительской манерой. Как синкретический элемент народной культуры смех был объектом размышлений некоторых исследователей-адыговедов.
З.Ф.Семенова обращается к основным функциям самоиронии смеховой культуры якутов. А.Г.Козинцев рассматривает национальную специфику и общечеловеческие закономерности в статье «Смех и антиповедение в России...». В этих работах этнокультурные смеховые особенности анализируются в социокультурном контексте. В то же время анализ исследовательских работ по культуре коренных народов Севера (ханты, манси и других) показал полное отсутствие материала об особенностях смеховой реальности данных народов.
В имеющейся научной литературе смех обычно анализируется в психологическом, физиологическом, философском, эстетическом и
9 социологическом (в последние годы социокультурном) аспектах
Концепции большинства авторов, разрабатывающих проблемы смеха,
также сложно отнести к какому-то одному направлению. Например,
исследования З.Фрейда можно рассматривать как в психологическом,
так и в социальном и эстетическом планах; Л.В.Карасева - в
философском и социологическом; М.М.Бахтина - в философском и
культурологическом и так далее.
Тем не менее, какая-то из сторон в рассмотрении данного феномена превалирует, что дает основание для выделения различных аспектов изучения смеха. Смех как сложный феномен может изучаться с разных точек зрения в зависимости от контекста исследования. Некоторые стороны смеха остаются без внимания учёных, например, структура смеховой реальности в культуре. Требует разъяснения та смеховая реальность, которая окружает человека в повседневной жизни. Актуально также исследование бытия смеховых этномиров в эпоху глобализации.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска новых подходов к изучению феномена смеха, особенно при исследовании проблемы существования и сохранения этнокультур в глобальном мире.
Культурология как наука, переживающая период становления, имеет неиспользованный потенциал в осознании феноменов культуры. Проблема исследования согласуется с целями и задачами диссертации.
Цель ее состоит в анализе феномена смеха в культуре.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть основные направления исследования смеха и выделить культурологический подход;
выявить способ существования смеха в системе культуры;
3) определить уровни структуры смеха в культуре, показать их
взаимосвязь;
проанализировать основания универсальности смеха в культуре;
показать роль смеховых традиций в культурной идентификации этноса (на примере народов ханты и манси).
Многие стороны в исследовании смеха (например, проблема соотношения смеха и свободы, смеха и агрессии, смеха и стремления к удовольствию, смеха как средства самоутверждения и так далее) должны стать предметом отдельного разговора, а это не входит в задачи данного исследования. Специфика самого феномена смеха не позволяет полностью отойти от эстетических аспектов, поэтому в диссертационное исследование включен анализ категорий комического, художественного и других.
Для решения указанных задач необходимо было дополнить круг исследуемого научного материала конкретными практическими примерами, взятыми из популярной литературы, а также из средств массовой информации.
Объектом исследования является смех как феномен бытия человека.
Предметом исследования является смех как феномен культуры (на примере смеховых традиций народов ханты и манси).
Методологическими ориентирами диссертационного
исследования являются работы Г.Гегеля, З.Фрейда, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева.
Работа выполнена с позиций культурологического подхода. В диссертации использованы культурологические взгляды: Л.Уайта, П.Д.Мердока, Ф.Боаса, П.Сорокина, а также М.С.Кагана, Ю.В.Ларина и других.
Поставленные задачи, объект и предмет исследования определяют круг методов, используемых в работе, в их числе: ряд общенаучных - диалектический, историко-сравнительныи, системный и структурно-функциональный методы. На основе деятельностного и системного подходов осуществлялось изучение публикаций в периодической печати, монографий, учебно-методических и справочных материалов. В ходе данного исследования был проведен опрос экспертов. В качестве экспертов выступили представители коренных народов Севера (ханты и манси), сотрудники этнокультурных центров.