Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 16:13, Не определен
Введение
1. Частная жизнь греков
1.1. Мужской костюм
1.2. Женский костюм
1.3. Мебель и домашняя утварь
2. Жизнь греков
2.1. Греческая семья
2.2. Религиозные свадебные церемонии
2.3. Отцовская власть
2.4. Обязанности детей по отношению к родителям
3. Греческое образование
3.1. Ггреческие школы
3.2. Литературное и музыкальное образование
4. Общественная жизнь греков
4.1. Танцы
4.2. Музыка
5. Положение рабов
Заключение
Список используемой литературы
2. Жизнь греков
2.1. Греческая семья
В первобытные
времена греческая семья
Семьей был союз лиц, происходивших от общего предка. Но при этом требовалось одно необходимое условие. Эти лица принадлежали к одной семье и считались в родстве между собой только в таком случае, если они связывались со своим более или менее отдаленным предком происхождением от него по мужской линии. Дети сестры и дети брата были совершенно чужими друг для друга.
Эллинская семья управлялась деспотически своим главою. Отцовская власть устанавливала между всеми членами семьи тесную связь и мешала этой группе распасться на составные части. Случалось время от времени, что какой-нибудь недостаточный член изгонялся из нее, или кто-нибудь из мужчин выходил из нее добровольно, по капризу, из духа неповиновения, или, желая поискать своего счастья в другом месте; но все оставшиеся члены составляли по отношению к главе семьи как бы подданных абсолютного монарха. Они были вполне солидарны между собой. Если один из них занимал что-нибудь у постороннего, вся община отвечала за этот долг; если один из них делался жертвой или виновником какого-нибудь преступления, вся семья соединялась, чтобы вознаградить или требовать вознаграждения за причиненные потери. Семья владела имуществом; но это имущество, особенно его недвижимая часть, составляло коллективную собственность всех. Земля не принадлежала главе семьи; она составляла достояние всего семейства, а он являлся, так сказать, только ее хранителем и охранителем. Более того, каждое поколение, получившее в наследство это нераздельное имущество, обязано было передать его следующему поколению, по крайней мере, в таком же виде, в каком оно его получило, так как в действительности каждое поколение было только одним моментом в существовании семьи; ни одно поколение не имело права присвоить себе плоды долговременной работы, переданные ему предшествующими поколениями; оно могло пользоваться ими; но необходимо было, чтобы и его преемники, в свою очередь, также воспользовались ими.
Многочисленные
причины привели мало-помалу к разложению
патриархальной семьи. В конце концов,
отдельные ветви одного и того же семейства
обособились друг от друга; каждая супружеская
чета устроилась отдельно, чтобы жить
своею собственной жизнью, не входя с другими
родственными семьями в более тесные отношения.
2.2 Религиозные свадебные церемонии
Брак был священной церемонией, имевшей целью посвятить молодую девушку в культ ее новой семьи.
Эта церемония происходила не в храме: она совершалась дома под покровительством домашних богов. Правда, в молитвах обращались также и к небесным богам, и позднее вошло даже в обычай отправляться предварительно в храм и приносить этим богам жертвы, называвшиеся приготовлением к браку; но главная и существенная часть церемонии всегда совершалась перед домашним очагом.
Свадебная церемония состояла, так сказать, из трех действий: первое происходило перед очагом отца невесты; третье - перед очагом мужа; второе же служило переходом от одного к другому.
1. В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный обыкновенно своей семьей, совершал жертвоприношение. По окончании его он объявлял, произнося установленную священную формулу, что отдает свою дочь молодому человеку. Это заявление было совершенно необходимо для брака, так как молодая девушка не могла бы немедленно идти и поклоняться очагу мужа, если бы ее отец не оторвал ее предварительно от родительского очага.
2. Затем
девушка переходила в дом мужа. Иногда ее провожал туда сам
муж; но в некоторых городах эту обязанность исполняли
3.Все происходившее до сих пор
2.3. Отцовская власть
В первые дни после рождения отец имел право не признать ребенка, если он сомневался в законности его происхождения. Он имел право отказаться от него, даже если считал его своим,— и несомненно, что такие случаи иногда происходили, особенно когда дело шло о девочках. В Фивах законы формально запрещали так поступать. Однако если отец был слишком беден, чтобы воспитывать своего ребенка, ему предоставлялось право отнести его городским властям; они должны были поручить кому-нибудь его воспитание за счет государства, причем подразумевалось, что человек, взявший на себя это воспитание, впоследствии, чтобы вознаградить себя за этот труд, мог обратить ребенка в своего раба. Подобным же образом в Эфесе отречение от новорожденных допускалось только в случае крайней бедности.
Отцу предоставлялось, кроме того, право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если он дурно вел себя по отношению к нему.
Наконец, отец имел право назначать опекунов для своих малолетних детей и указывать в своем завещании на человека, за которого его дочь должна была выйти замуж.
Власть отца над детьми прекращалась с их совершеннолетием, которое начиналось или по исполнении восемнадцати лет, или с наступлением восемнадцатого года.
2.4. Обязанности детей по отношению к родителям
Дети обязаны были вообще слушаться и почитать своих родителей. К ним предъявлялись некоторые требования.
Во-первых, сын должен был заботиться о поддержании своих родителей, если они находились в нужде. «Закон, — говорит Исей, — повелевает питать родителей; а родителями называются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка».5 Было строгое соответствие между правом на наследство и обязанностью заботиться о прокормлении наследодателя.
Сын освобождался от этой обязанности только в одном случае. Если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить его какому-нибудь ремеслу, то он терял всякое право на его материальную поддержку.
Во-вторых, сын должен был воздавать мертвым родителям почести, предписывавшиеся религиозными законами.
Сын, за
неисполнение своих обязанностей, мог
быть отдан в руки правосудия. Выбор наказания
предоставлялся усмотрению суда, который
выносил иногда даже смертные приговоры.
Во всяком случае, виновный лишался всех
политических прав.
3. Греческое образование
3. 1. Греческие школы
Школы в Греции не находились ни в руках государства, ни в руках корпораций, подобных религиозным корпорациям во Франции. Обучение детей пользовалось безусловной свободой и производилось простыми частными лицами в частных помещениях.
Так, например, закон обязывал родителей давать образование своим детям; но с ранних времен общественные нравы, естественная склонность греческого народа к умственной жизни сделали такого рода предписания почти бесполезными; они имели целью только предохранить от полного невежества детей, которым их бедность не позволяла оставаться долго в школе.
Но законодатель не давал никакой программы и указывал учителям только самые общие рамки, предоставляя им наполнять их по своему собственному усмотрению. Не существовало также никаких постановлений народного собрания, посредством которых народ вмешивался бы в вопросы воспитания. Наилучше известные нам педагогические законы представляют собой старые полицейские уставы, стремившиеся установить в школах умеренность и приличие. Должностные лица, называвшиеся софронистами, обязаны были наблюдать, чтобы на всех собраниях молодежи соблюдались приличия. Тем не менее, свобода обучения не предполагала свободы всяких доктрин. Учитель не должен был забывать, что в его руках находились будущие граждане, и он не имел права внушать им идеи по своему усмотрению. Он обязан был развивать в них не только любовь к отечеству, но также и любовь к национальным учреждениям. Если бы учитель при демократическом правлении захотел внушать своим ученикам презрение к демократии, то он подвергся бы преследованиям.
3..2. Литературное и музыкальное образование
Афинское образование в V в. состояло из трех частей; словесности, музыки и гимнастики. Первой обучались у грамматистов, второй — у кифаредов, а третьей — у педотрибов.
Первые приобретавшиеся им сведения заключались, как и везде, в чтении, письме и началах арифметики. Затем учитель давал ему читать в классе избранные места из лучших поэтов; он заставлял его учить наизусть стихи, исполненные полезных советов или содержавшие назидательные рассказы и похвалы великодушным героям, совершавшим некогда великие и благородные подвиги. Это было средством не литературного, но морального развития. Затем читались отрывки из эпических поэтов (главным образом — Гомера), лирических и трагических.
Обучение музыке занимало большое место в греческом воспитании; им заведовали кифареды. Единственными музыкальными инструментами, употреблявшимися тогда, были лира и флейта. Музыке обучали следующим образом: учитель исполняет сначала какую-нибудь мелодию, а затем ученик повторяет ее за ним. Дети также пели произведения лучших лириков под аккомпанемент или без аккомпанемента лиры.
В глазах огромного большинства музыка служила только средством нравиться. Афинские юноши учились ей, потому что эти уроки составляли естественное дополнение к их образованию, и потому что человеку благородного происхождения следовало уметь играть на лире для своего развлечения. Но музыка не была только приятным искусством; благородством своих мирных звуков и поэзией, неразрывно связывавшейся с ней, она возвышала сердца и удаляла от них низменные помышления.
4. Общественная жизнь греков
4.1. Танцы
Греки отводили танцам очень видное место среди других искусств. Ритмические, стройные и выразительные движения приводили их в восхищение. Сначала лирическая поэзия, а после и драма включали в себя танцы для увеличения своей пышности и блеска.
Встречаются танцы всякого рода: некоторые исполнялись отдельными танцорами, другие — целыми хорами; одни были печальные, другие — веселые; одни — мирного характера, другие — воинственного. Кроме танцев, в настоящем значении этого слова, существовали еще марши, иногда почти приближавшиеся к танцам. Можно было бы привести бесконечный список всевозможных ритмических движений, употреблявшихся греками.
Чего же требовали греки от всех этих танцев? Двух вещей: во-первых, — пластической красоты и, во вторых — ясного выражения известного чувства или известной идеи.
Пластическая красота какого-нибудь танца олицетворялась прежде всего в каждом отдельном танцоре.
Это был род гимнастики, но гимнастики ритмической, сопровождавшейся музыкой. Не только некоторые танцы ставили главной целью развитие телесной красоты, но можно сказать, что все танцы без исключении предполагали более или менее скрытым образом подобную цель.
К красоте
каждого индивидуального