Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 11:27, реферат
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории.
Фёдорова Виктория. Группа 3611
Культурные стереотипы Санкт-Петербурга.
Миф Петербурга складывался под воздействием многих идей, культурных традиций и политических концепций, что предопределило в целом его непростую судьбу. До сих пор не ясно, какой он подлинный облик Петербурга: «мистический» или «блистательный».
Стереотип 1: Санкт-Петербург считают культурно столицей России.
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился местом действия литературных произведений и героем поэм. Петербуржцы считают свой город культурной столицей, ссылаясь на то, что лучшие русские писатели от Пушкина до Довлатова жили здесь, на берегах Невы, петербургский университет входит в десятку лучших в Европе, а Мариинский театр и Эрмитаж вобрали в себя самое лучшее, что есть в искусстве. Музейный мир Санкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи профессиональной направленности.
Стереотип 2: Город Санкт-Петербург назван в честь своего основателя Петра I.
Петр I был крещен 29 июня 1672 г., в Петров день. Желание назвать какую-нибудь крепость в честь своего небесного покровителя было у него задолго до основания Петербурга. Такую крепость должны были воздвигнуть на Дону в случае успеха Азовского похода, но он закончился неудачей. Крепость в честь святого Петра была заложена 16 мая 1703 года на Неве и названа Санкт-Петербург. Но уже 29 июня после закладки в крепости собора Петра и Павла она стала именоваться Петропавловской, а старое первоначальное имя Петербург распространилось позднее на весь город. Хотя до того, как за городом официально закрепилось это имя, в переписке Петра несколько раз встречается другой, греко-византийский вариант названия города — Санкт-Петрополис. В Эрмитаже хранится первая гравюра с изображением города именно с этим названием.
Стереотип 3: Шпиль Адмиралтейства.
Существует легенда, что внутри позолоченного шара на шпиле Адмиралтейства спрятана золотая кубышка, в которой хранятся образцы всех золотых монет, отчеканенных со дня основания Петербурга. Есть легенда и о личной шкатулке Петра I, спрятанной в носовой части корабля-флюгера. Шкатулка в шаре, действительно, есть. Однако там хранится не золото, а сообщения о работах по ремонту шпиля и кораблика за все время существования здания, а также о мастерах, проводивших ремонтные работы.
Стереотип 4: Санкт-Петербург был основан на необжитой пустынной территории.
Эта легенда укоренилась в сознании питерцев, чему немало способствовали строки из пушкинского "Медного всадника": "На берегу пустынных волн". Мы представляем себе необжитую пустынную местность, покрытую лесом и болотами. На самом деле, только на месте исторического центра города существовало около сорока поселений, причем многие из них еще до шведской оккупации принадлежали Новгороду. Многие строения будущей столицы возникали уже на обжитых местах. На Васильевском острове стоял охотничий домик Делагарди, на месте Адмиралтейства — шведское поселение, название которого установить не удалось; в устье Фонтанки — деревня Каллила (вот откуда Калинкина деревня и Калинкин мост); на месте Инженерного замка — мыза Канау с ухоженным обширным садом (на его месте и возник Летний сад); в районе Смольного — село Спасское. До возникновения города существовали поселения, названия которых сохранились до сих пор — Сабирино, Одинцово, Кукарево, Максимово, Волково и Купчино.
Стереотип 5: Миф о происхождении названия "Васильевский остров".
О происхождении названия "Васильевский остров" тоже есть легенда-заблуждение. Считается, что при Петре на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. Посылая к нему приказы, Петр писал: "К Василию на остров" — отсюда, якобы, и название. Но название острова существовало до основания Петербурга. Оно упоминается еще в 1500 году в переписной окладной книге Водской (Водинской) пятины Великого Новгорода. В то же время остров имели другое финское название — Лосиный (Хирва-саари). Именно здесь Петр и предполагал создать центр города.
Стереотип 6: об основании Санкт-Петербурга.
"16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу". В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем".
На самом деле, на Заячьем острове (по-фински Ени-саари) был заложен не город, а крепость. Город возник позже под ее защитой на соседнем Березовом острове. Некоторые исследователи утверждают, что Петр при закладке не присутствовал (как установили историки, с 11 по 20 мая его на месте будущего города вообще не было).
Причиной появления основных мифов о Санкт-Петербурге было отчаянное нежелание всех жить в этом городе и строить его дальше.
Но поражает то, что с концом эпохи великого самодержца весь «комплект» петербургской мифологии не исчез. К 19 веку на невских берегах раскинулся грандиозный Парадиз, которому эти «старые» истории не то, чтобы не мешали, а оказались очень даже нужны! Они «обросли» новыми нюансами, подробностями и прочно поселились в культуре страны – в ее литературе, искусстве. Но! Главное: они приобрели незыблемый статус истины, которая с радостью принималась, передавалась и почиталась.