Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 10:54, Не определен
Своеобразие месопотамской культуры: космос как государство
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Факультет
заочного обучения
Кафедра
общественных дисциплин
и права
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Культурология»
на тему:
«Культура
Месопотамии»
Бобруйск, 2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
явлений
мира
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии, используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей.
Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или «первым расцветом Шумера». Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.
Шумеры
изобрели колесо к повозке, гончарный
круг и бронзу, создали клинописную письменность.
Шумеры изобрели цветное стекло (около
2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось
ювелирное искусство. Влияние шумеров
благодаря торговым контактам распространилось
на Малую Азию и Египет. Шумеры создали
правовые кодексы; в литературе особенное
значение имели эпосы мифологического
содержания (поэма о Гильгамеше). Около
2300 г. до н.э. Саргон 1 сформировал первую
постоянную профессиональную армию, примерно
в 2000 г. до н.э. была создана арифметика,
в основе которой лежала 60-ричная система
исчисления (для сравнения: древнеегипетский
«Московский математический папирус»
датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось
важным изобретением в истории человечества.
Месопотамия (Двуречье) с ее двумя большими реками - Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков, представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.
Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы.
Рассмотрим специфику месопотамской культуры, на которую наложила сильный отпечаток окружающая среда, опыт Природы. Человек сталкивался с великими космическими ритмами - смена времен года, неизменное движение солнца, луны и звезд, - но он находил здесь также и элементы силы и насилия. Тигр и Евфрат могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, Природа не сдерживает себя; во всей своей мощи она сокрушает и попирает волю человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.
Дух месопотамской культуры отражает сокрушающую силу Природы. Человек не склонен переоценивать свои силы, наблюдая столь могущественные силы природы, как гроза или ежегодное наводнение. Окруженный такими силами, человек видит, как он слаб, осознает, что он вовлечен в игру чудовищных сил. Его собственное бессилие вызывает в нем отчетливое осознание трагических возможностей.
Опыт Природы, породивший это настроение, нашел свое непосредственное выражение в представлении жителя Месопотамии о том космосе, в котором он жил. От его взора ни в коей мере не ускользали великие ритмы космоса; он видел в космосе порядок, а не анархию. Но для него этот порядок отнюдь не был безопасным и успокоительным. Через него и за ним он ощущал множество могущественных индивидуальных воль, потенциально расходящихся между собой, потенциально вступающих в конфликт, чреватых возможностью анархии. Он сталкивался в природе с чудотворными и своевольными индивидуальными силами.
Для жителя Месопотамии соответственно космический порядок не казался чем-то данным, он скорее становился чем-то достигнутым путем непрерывной интеграции множества индивидуальных космических воль, каждая из которых столь могущественна, столь пугающая. Поэтому его понимание космоса стремилось быть выраженным в терминах интеграции воль, т.е. в терминах социальных институтов, таких, как семья, община, и в особенности, государство. Космический порядок представлялся ему порядком воль - государством. Следует учитывать, что здесь государство является примитивной демократией, вот почему в космическом государстве общее собрание было собранием богов. Члены собрания обсуждают вопросы, высказываясь «за и против», пока, наконец, не возникает единодушие. Чашу весов в пользу этого единодушия склоняют своим согласием семеро самых выдающихся богов, среди них Ану (верховный бог, бог неба) и Энлиль (бог грозы); таким образом, судьбы, великие предстоящие события созидаются, утверждаются, поддерживаются объединенными волями великих сил вселенной и приводятся в исполнение Энлилем. Так функционирует вселенная. Понятно, что при этом не существует разделения на одушевленное и неодушевленное, живое и мертвое. В месопотамской вселенной все, будь то живое существо, вещь или абстрактное понятие - любой камень, любое дерево, любая идея - обладали собственной волей и характером.
Такая
картина мира возникла вместе с самой
месопотамской (шумерской) культурой около
IV тысячелетия до н.э. и было оформлено
в произведениях обширной и разнообразной
мифологической литературы. Шумерская
мифология ориентирована на земное, прекрасно
гармонирует с рациональным и логическим
началом, воплощенными в этиологическом
мифе (отвечает на вопросы - как? почему?
для чего?). Его основная черта - рациональность
мышления, подход к событиям с позиций
логики.
В культуре, которая рассматривает всю вселенную как государство, послушание должно необходимым образом выступать первейшей добродетелью, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому неудивительно, что в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью». Индивидуум стоял в центре всерасширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший и теснейший из этих кругов был образован властью в его собственной семье: отец и мать, старшие братья и старшие сестры. В распоряжении ученых имеется гимн, описывающий Золотой век, который характеризуется как век послушания, как Дни, когда один не должал другому, Когда сын почитал отца, Дни, когда уважение жило в стране, Когда малый почитал большого, Когда младший брат чтил старшего брата. Когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему.
Однако слушаться старших членов семьи - это лишь начало. За пределами семьи располагаются другие круги, другие власти; государство, общество и боги.
Если
эта монотонная тема послушания - семье,
правителям, богам - была сущностью добронравия,
т.е. правилом жизни в древней Месопотамии,
то, что же выигрывал человек, ведя добронравную
жизнь? Наилучший ответ может быть дан
в терминах месопотамского мировоззрения,
в терминах положения человека в космическом
государстве. Человек ведь был создан
для рабской службы богам. Он их слуга.
Так вот, усердный и послушный слуга может
рассчитывать на продвижение, на знаки
милости и награды со стороны своего хозяина.
Нерадивый, непослушный слуга, с другой
стороны, не может рассчитывать ни на что
подобное. Таким образом, путь послушания,
службы и почитания есть путь для обретения
защиты; это также путь к земному успеху,
к высочайшим ценностям месопотамской
жизни: к здоровью и долголетию, к почетному
положению в общине, к богатству и обилию
сыновей.
За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Смотреть за тем, чтобы в служении богам не было никаких упущений, было поручено жрецам. Слой жрецов по мере развития шумерского общества превратился в главенствующую, правящую силу общества. Сотворив богов, человек попал в полную зависимость от них. Этот неизбежный, неотвратимый парадокс явился результатом духовных исканий людей; в жизненной практике, выделив из своей среды «посредников», жрецы превратились в управляющих «имуществом богов», центром которого был храм - «дом бога». Здесь, в этом «доме» хранились плоды совместного труда, все запасы и излишки продовольствия, изделия ремесленников и пр. Здесь производилась и выдача пайков: каждый член общества получал то, что «заслужил». Храмовый персонал состоял из жрецов-администраторов и жрецов, занимающихся исключительно вопросами культа.
Наравне со жрецами почитались и жрицы, которые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило «служение богине телом», что было окружено ореолом святости, и доходы увеличивали богатства «дома бога». Этих жриц посылали и на постоялые дворы, где останавливались путешественники и где они занимались своим ремеслом во славу урукской Инанны, лагашской Бабы, урской Нингаль или ниппурской Нинлиль.
В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и печатям, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв. Ритуал жертвоприношений был сложным: там было и воскурение благовоний, и возлияния жертвенной воды, масла, пива, вина, на жертвенных столах резали овец и других животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым» и что «нечистым». Жрецы гадали по внутренностям жертвенных животных - печени, легким и пр. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах.
Шумерские
жрецы систематически проводили
наблюдения на протяжении весьма длительного
времени. Например, в Уре обнаружен
реестр астрономических наблюдений,
проведенных халдейскими жрецами на протяжении
360 лет. На основании этих наблюдений они
установили, что год равен 365 дней, 6 часов,
15 минут, 41 секунда. Однако специализированное
знание здесь трактовалось, прежде всего,
как средство господства над людьми и
хранилось в тайне замкнутыми жреческими
кастами. К нему стремились не столько
с целью раскрытия законов, управляющих
миром, сколько, прежде всего для того,
чтобы посредством него господствовать
над массами. Доступ к специализированному
знанию, имеющему управляющее значение,
преграждали лестница посвящений и сложные
религиозно-магические ритуалы, которые
играли весьма существенную роль в управлении
обществом.