Культура как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2009 в 17:01, Не определен

Описание работы

Культура как предмет философского анализа. Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры. Концепции в общественной мысли.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

   Министерство общего и профессионального образования

   Российской Федерации

   Уральский государственный  экономический университет 
 
 
 

   Контрольная работа

   по  культурологии

   Культура  как предмет философского анализа 
 
 
 
 

   Исполнитель: студент  I курса

   группы  ЗЭИ-09

   факультета сокращенной  подготовки

   По специальности

   «Прикладная информатика  в экономике»

   Ситдиков  А.Ф. 
 
 
 

Екатеринбург

2009

 

      СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Многообразие  и многозначность подходов в исследовании культуры.

     Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством  на протяжении истории.

     Следовательно, это результат созидательной  творческой деятельности людей. И тогда  оказывается, что культура - это процесс, в котором человек может выступать в качестве Творца, Носителя и Потребителя.

     Культура  двуедина, потому что в процессе созидания материальных или духовных ценностей человек совершенствует самого себя.

     Альберт Швейцер первый в ХХ веке поставил вопрос о ценностях, выразив его в своей книге «Благоговение перед жизнью». Он утверждал, что самая главная ценность - это жизнь.

     Аксиологический подход к изучению культуры исходит  из того, что она есть воплощение подлинной человечности и духовного  совершенствования. «Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-либо признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы или, если они уже существовали, взлелеяны человеком», - говорил немецкий мыслитель Риккерт («Наука о природе. Наука о культуре.»). Ограниченность аксиологического подхода проявляется в том, что исследователи считают ценности своей культуры истинными.

     Структурализм в широком понимании – это  направление в зарубежной (прежде всего французской) антропологии, к  которому также принято относить тартусско-московскую школу, разрабатывавшие проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке. В более узком значении (применительно к культурологии) – применение структурного анализа к изучению проблем культуры.

     Несмотря на то, что представители данного направления не стремились к самоидентификации, как структуралисты (таковым называл себя только К. Леви-Стросс), на основании сходства теоретико-методологических положений к структуралистам принято относить М. Фуко, Ж. Лакана, Р. Барта, У. Эко, Л. Гольдмана.

     Общими  для структурализма можно назвать  следующие теоретико-методологические положения: представление о культуре как совокупности знаковых систем и  культурных текстов и о культурном творчестве как о символо-творчестве; представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной); представление о культурной динамике как следствия постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и изменения в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур; представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительно структурного анализа знаковых систем и структурных текстов.

     К. Леви-Стросс, анализируя культурные порядки  традиционных обществ (тотемизм, ритуальные действия мифологические представления ) как языки культуры стремился выявить в них повторяющиеся элементы, в которых он усматривал элементы скрытой логики . Результатом этих исследований было утверждение “сверхрационализма “- идеи гармонии чувственного и рационального начал,- универсального для человека любой культуры , однако утраченного человеком современности .

     М. Фуко, анализируя условия возможности  типов знания (“археология знания последовательно рассматривает  специфические формы функционирования “языков “ науки (отношения “слов” и “вещей “) в трех последовательно сменяющих друг друга познавательных моделях (Возрождение, классический рационализм, современность).

     В сферу исследования Р. Барта попали, прежде всего литературные тексты, с которыми он проделывал аналитические  операции, сходные с теми, что  применял к культурным порядкам традиционных обществ Леви-Стросс (выделение устойчивых элементов текста, обнаружение за стилистическим и лексическим многообразием глубинного “письма”). Р. Барт усматривал в “письме “, равно как и в устойчивых элементах других современных культурных порядков (журналистика, политический лексикон, мода, этикет и др.), устойчивую социологику, диктующую определенную стереотипную реакцию на окружение, обосновывая возможность построения лингвистическими средствами метаязыка, способного описать все современную ситуацию.

     Позиция У. Эко – разные противопоставления модернизма постмодернизму. У. Эко отмечает, что постмодернизм – это ответ  модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение  ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. Роман У. Эко ‘Имя розы’ стал классическим примером, постмодернистского романа, сравниваемый многими критиками со слоеным пирогом, адресованным различным социальным слоям читателей.

     Структурные исследования, акцентированные на знаковом аспекте культуры, предполагали тесную связь с проблематикой семиотики и лингвистической семантики.

     Современная семиотика (семиология) – наука о  знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой – лингвистической  и нелингвистической коммуникации.

     В основе семиотики лежит постулат о том, что ни одна культура не сможет существовать при наличии менее  одного семиотического канала.

     Современная семиотика получила исходные импульсы в трудах американского философа Ф. де Соссюра. В современности семиотические исследования культуры ведутся едва ли не во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. В области семиологии занимает одно из ведущих мест российская наука (М. Бахтин, Н. Жирмунский, Д. Лихачев, П. Богатырев).

     Ученые  тартусско-московской школы (возглавлялась Ю.Лотманом) проводят исследования в области, поэтики, стихотворения, семиотической культуры на основе русской, восточной, античной, западноевропейской культуры и литературы.

     Исходя  из вышесказанного следует сделать  вывод о том , что структурно-семиотические исследования разных национальных школ несомненно повлияли на организацию культуры как системы; внесли весомый вклад в проблему систематизации культурных текстов и анализ генетических процессов в культуре. А структурализм непосредственно способствовал выделению культурной семантики в самостоятельную область наук о культуре, оказал значительное влияние на современные культурно-антропологические исследования, герменевтику, психоанализ.

     Постстуктурализм (неоструктурализм) – обобщающее название ряда философско-методологических подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпритации текстов культуры, сложившихся в 70-90-е гг. ХХ в. на основе преодоления и отрицания структурного подхода. Как и структурализм, постструктурализм наиболее ярко проявился во Франции, где к числу его представителей относят Ж. Деррида, К. Касториадиса, Ж-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, Ю. Кристеву.

     Тотальное отрицание структурности воплотилось  в ряде общих положений, которые  и позволяют определить постструктурализм как культурные явления:

     1. Отношение к человеку. В понимании  человека в постструктурализме  на первое место выходят несистемные,  неструктурированные явления. Ключевой  категорией, характеризующей человека, является желание как универсальная  форма проявления стремления человека к коммуникации с окружением, определяющего все формы индивидуального и коллективного действия, социальной и культурной действительности. На место структурной логической упорядоченности сознания приходит его понимание как разомкнутой, хаотичной «магмы» желаний, устремлений, вопросов к внешнему миру.

     2. Отношение к человеческому сообществу. Общество и культура предстают  как поле тотального проявления  отношений «власть-подчинение»;  власть реализует себя на всех  уровнях человеческих взаимоотношений – от политической доктрины конкретного государства до конкретной коммуникативной ситуации.

     3. Отношение к тексту. Именно в  тексте находят проявление два  вышеуказанных положения и понимание  текста есть прежде всего их  выявление. Для пострструктурализма становятся важными в тексте не структурированные его элементы, а то уникальное, несистемное, что реализовалось в тексте внесознательно и понимается интуитивно. Но при этом значимыми и важными становятся “конструкция текста”, выявление тех элементов, из которых собран, обнажение не структуры ,но конструктивных механизмов , технологий создания текста.

     4. Отношение к знаку. Знак в  постструктурализме выступает как  полная противоположность самому  себе – он есть не указание  на предмет или смысл, а наоборот, указание на его отсутствие. Знак и смысл превращаются в фикцию, симулякр, маскирующий отсутствие актуального смысла или предлагающий взамен свои многочисленные коннотации.

     5. Отношение к метафизике и науке.  В контексте предыдущих положений  сложным выглядит стремление постструктуралистов преодолеть логоцентризм и универсалность новоевропейской метафизической и научной традиции.

     Одним из интеллектуалных лидеров 80-90-ых гг. постструктурализма был французский  философ и теоретик культуры Жак  Деррида. “Деконструкция” Деррида как метод поставила проблемы, которые имеют большое значение для анализа культуры. А именно: встала проблема восприятия абсолютно другого, другости. Сама деконструкция, согласно Ж. Деррида, есть такое отношение к инаковости, в рамках которого последняя не поглощается, не снимается, но остается сама собой, абсолютно иной по отношению к субъекту деконструкции. Деконструкция в действии есть критика логоцентризма.

     Оригинальность  научной поэзии Ж. Деррида состоит  в объединении предметных полей  теории культуры и лингвистики, философ идет значительно дальше каноничных тенденций эстетизации философии, предлагая антидогметичный, антитоталитарный по духу способ философствования, открывающий позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре ХХ в.

     В целом, предложенные постструктуралистами новые тенденции в восприятии текстов культуры, хотя и не воплотились, подобно структурализму, в определенные научные методы и исследования; позволили  существенно расширить представления о возможностях и границах понимания культуры.

     Сущность  социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в  раскрытии социетальных связей и  закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в  выявлении ее социальных функций.

     Культура  в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного  коллектива идеи, ценности и правила  поведения. Именно с их помощью формируется  коллективная солидарность — основа социетальности.

     Если  воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т.Парсонса, то социетальный уровень культуры можно  рассматривать как состоящий  из следующих компонентов: системы  производства и воспроизводства  культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

     Проблемное  поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

     В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании “типических единиц” или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

Информация о работе Культура как предмет философского анализа