Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2010 в 17:47, Не определен
Культурология – это наука, изучающая систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Вопрос 1
Культурология – это наука, изучающая систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.
Объектом
изучения культуралогии является общество,
жизнедеятельность различных
Культурология во многом обосновывает свою проблематику, «отделяясь» от философии и истории, некоторых других наук, а также самостоятельно формирует предмет.
Культурология специально изучает культуру общества и его субъектов. Предметом ее выступает исследование культуры целостного системного явления; признаков, закономерностей, форм и способов возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.
Таким
образом, культурология – это молодая
гуманитарная наука, проходящая стадию
становления. Она изучает культуру как
целостное системное явление, обобщает
знания других наук о культуре.
Понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно поэтому, по-видимому, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной фразой.
В философском и научном контексте генезис этого понятия отличается сложностью и многообразием подходов, что объясняется различием мировоззренческих и методологических позиций мыслителей и ученых, исследовавших феномен культуры, задачами тех дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложностью и многообразием самого явления культуры.
В
современной культурологии
В
структуральной антропологии явление
культуры изучается как многоуровневая
целостная структура в единстве
ее внешних и внутренних связей,
которые описываются
Таким
образом, культуру можно представить
в единстве трех ее неразрывно связанных
аспектов: способов социокультурной деятельности
человека, результатов этой деятельности
и степени развитости личности.
Вопрос 3
Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла.
В теории К.Юнга символ выступает выражением коллективного бессознательного – архетипа. Основной сложностью при уяснении точки зрения К.Юнга является само определение понятия «архетип», происхождение и суть архетипа. Одним из возможных объяснений существования коллективного бессознательного может быть гипотеза Налимова о том, что мир это и материя, и те идеальные смыслы, которые как бы разлиты во Вселенной. Они даны нам на уровне бессознательного, однако попытка ухватить их сознания сложна. Именно смыслы находят выражение в символах.
В теории Э. Фромма язык символов – это единый универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории. Это язык со своей собственной грамматикой и синтаксисом, который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов.
… Я же считаю, что язык символов – это иностранный язык, которым должен владеть каждый. Умение понимать этот язык позволяет соприкоснуться с одним из важнейших источников мудрости – мифом, соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности. Фактически это помогает нам проникнуть в специфический человеческий пласт духовной жизни, общий для всего человечества, как по содержанию, так и по форме. …
Картина, которую вы видите во сне, есть символ того, что вы чувствуете.
… Каждый человек, тело и разум которого «устроены» так же, как у всего остального человечества, благодаря этим общечеловеческим свойствам способен говорить на языке символов и понимать его. Нам не нужно учиться плакать, когда мы расстроены, или краснеть, когда рассержены; эти реакции присущи всем людям независимо от расы или каких-либо других особенностей. Также и язык символов: его не надо учить, его распространение не ограничивается какими-то группами людей. Об этом свидетельствует тот факт, что на языке символов создаются мифы и сны во всех культурах, от так называемых первобытных до высокоразвитых, таких, какими были Древний Египет и Греция. Кроме того, символы, используемые в этих различных культурах, обнаруживают поразительное сходство, поскольку все они восходят к основным ощущениям и эмоциям, которые испытывают все люди. Ещё одним подтверждением служат проведённые недавно эксперименты, в которых люди, ничего не знающие о теории толкования снов, под гипнозом без труда истолковали символы в своих сновидениях. …
…
Следует, однако, сделать одну оговорку.
Значение некоторых символов может
различаться в соответствии с
их различной значимостью как
реалий в разных культурах. Например,
… в северных странах … солнце … - любящая
защищающая сила, дающая тепло и жизнь.
На Ближнем Востоке, где солнце греет намного
сильнее, это опасная сила, от неё даже
исходит угроза … Здесь можно говорить
о диалектах всеобщего языка символов…
«Культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми.…К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т.п.» - З.Фрейд.
3.Фрейд первоначально характеризует докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Дальнейшее течение событий 3. Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца. Они могли сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности". 3. Фрейд стремится объяснить происхождение религии. Тотемическая религия произошла,— из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами.
Фрейд развивал в работах положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивида — участника ритуала "Навязчивые действия и религиозные обряды" и "Будущность одной иллюзии". Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала.
Религия
и невроз, согласно его точке зрения, —
это защита против неуверенности и страха,
порожденных подавленными влечениями.
В соответствии с этим религия — универсальный
невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать
в качестве личной религии.
Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «"Я" и "Оно"». В ней 3. Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я - сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью; оно - глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы и сверх-Я — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.
Опираясь
на парадигму З.Фрейда, увлечение
людей «компьютерными стрелялками»
являются бессознательным влечением
(Оно), которое существует внутри каждого
человека. Через такие игры, некоторые
люди пытаются выплеснуть свою негативную
энергию.
Игра,
как и искусство, есть деятельность
непринужденно-свободная и
Й. Хэйзинга в своей книге пытался показать наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры, - читаем мы в книге Й. Хэйзинги. – Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра». Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.
«Каждый, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам». Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отличного от «обыденной» жизни… Игра как форма деятельности, как содержательная форма, несущая смысл, и как социальная функция – вот объект его интереса. Индивиду она необходима как биологическая функция, социуму – в силу заключенного в ней смысла, ее выразительной ценности.
«Подлинная
культура не может существовать без
определенного игрового содержания,
ибо культура предполагает известное
самоограничение и