История Хамовники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:35, реферат

Описание работы

Хамо́вники — район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.

Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).

До недавнего времени москвичи часто употребляли в устной и письменной речи слово Хамовники — название большого района в Москве между Садовым кольцом и Лужниками. Сейчас оно используется реже, хотя и возродилось в наименовании муниципального округа «Хамовники».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....2

История Хамовники……………………………………………………………..2

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники»……………………………….....6

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках…………………………………8

Храм Христа Спасителя………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Худож. К-ра.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....2

История Хамовники……………………………………………………………..2

Музей-усадьба  Л.Н. Толстого «Хамовники»……………………………….....6

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках…………………………………8

Храм  Христа Спасителя………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………..12 
Введение
 

   Хамо́вники — район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.

   Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).

   До  недавнего времени москвичи часто  употребляли в устной и письменной речи слово Хамовники — название большого района в Москве между Садовым кольцом и Лужниками. Сейчас оно используется реже, хотя и возродилось в наименовании муниципального округа «Хамовники».

   К сожалению, теперь далеко не все жители Москвы и России знают историю  всей Хамовников и ее литературно-художественное значение. 

История Хамовников 

      Имена бывших ремесленных слобод, как вы уже успели убедиться, стали в Москве весьма познавательными и интересными в историческом отношении внутригородскими топонимами или же основами для названий улиц, площадей, переулков, бульваров.

   Хамовная  слобода была слободой ткацкой. Жители ее, ткачи, прозывались хамовниками, потому что ткали особое льняное полотно, именовавшееся хам, и изготавливали разнообразные ткацкие изделия. Первоначально здесь жили мастера, переселенные из Твери в 20-е годы XVII века, когда спрос на русское льняное полотно резко возрос. Первое название слободы — Тверская Константиновская, так как по сути это была переведенная из Твери Константиновская ткацкая слобода.

   Константиновской  она называлась, вероятно, по имени или фамилии того, кто был ее создателем или первопоселенцем. Все жители ее, обосновавшись в Москве, поступали в распоряжение Хамовного двора (не забудьте, что в языке наших предков слово двор имело и непривычное для нас с вами значение — «производство, предприятие»: Пушечный двор, Монетный двор и т. д.). Эти ткачи делали «государево хамовное дело» частично в помещении Хамовного двора в Кадашах, а частично там, где они жили: в Хамовниках, в собственных избах.

  Мастера хамовники находились на особом положении. Они облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, в частности от обязательных работ, которые должны были выполнять все жители Москвы. Но вместе с тем они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестер замуж в другие слободы. Поселиться же, определиться на жительство в Хамовную слободу было практически невозможно. Для этого следовало подать челобитную самому государю и привести в ней убедительные аргументы в пользу своей просьбы. Несколько таких челобитных дошли до нас и хранятся в архиве. Вот, например, некто Харитон Дмитриев сын Темков просит в 1627 году царя Михаила Федоровича разрешить ему поселиться у родственников в Хамовниках: «А родимцы, государь, мои живут за государем в Хамовниках в Тверских под Девичьим монастырем... Вели, государь, мне жити за тобою государем в твоей государевой в Тверской Констентиновской в Хамовной слободе с родимцами моими в Хамовниках. Царь государь, смилуйся, пожалуй». На другой челобитной, поданной в 1678 году Кузьмой Тихоновым, начертана царская резолюция, из которой нам становится ясно, что для получения государева разрешения поселиться в Хамовной слободе человеку было необходимо найти нескольких поручителей за себя и что хамовническому новопоселенцу не позволялось заводить свой двор и хозяйство — его «записывали в бездворные», а налогом облагали небольшим: «Собрать по нем (то есть о Кузьме Тихонове. — М. Г.) поручную запись в Хамовную слободу и написать з бездворными, оброку имать по полуполтине».

  Льняное полотно, в Хамовниках ткавшееся, разумеется, вручную, было разное — основное, двойное, тройное (это наименование связано  с толщиной нити), посольское (широкое), тверское (грубое), тонкое, полосатое, гладкое, скатертное и многих других разновидностей. Мастера-хамовники преуспели в изготовлении скатертей, а также узорчатых полотенец-убрусов. Помимо этого в слободе Хамовники производились парусные полотна и брезент.

  Какова  же история слова хам, которое ныне у людей, говорящих по-русски, ассоциируется только с понятием «грубый, наглый человек»?

  Слово хам как обозначение льняного полотна существовало в русском языке в XIV веке. Так, в одной берестяной грамоте встречается выражение: «хаму три локти». В новгородских говорах известны существительные, произведенные от этого слова и отмеченные В. И. Далем в его словаре: хамунька — старая изношенная свитка, вероятно именно из льняной ткани, особенно если учесть, что лен был основной сельскохозяйственной культурой в Новгородском княжестве; хамойка — пучок мочала для мытья посуды, названный так скорее всего из-за внешнего сходства с пучком льна.

  В русском языке XVII века бытовало слово  хамьянъ — шелковая ткань. Ученым-этимологам пока не удалось установить, является ли слово хам собственно русским или заимствованным из финского (суоми) языка либо иных языков. В Москву же это слово попало, видимо, из Новгорода или других северных и северо-западных районов, которые были основными поставщиками льна на государев Хамовный двор. 

  На  протяжении XVII века ткацкую слободу, о которой идет речь, в Москве именовали по-разному: Хамовники Тверские под Девичьим монастырем, Тверская Константиновская, Тверская Константиновская Хамовная слобода. Первоначально название Хамовный относилось к государственному учреждению — государеву Хамовному двору, который находился в Кадашевской ткацкой слободе и занимался как самим ткацким производством, так и его организацией и сбытом продукции. Сейчас обнаружены новые материальные свидетельства существования хамовного дела вблизи Новодевичьего монастыря. Очищено от поздних перестроек двухэтажное каменное здание — палаты государева Хамовного двора на современной улице Льва Толстого, до 1910 года именовавшейся Большим или Долгим Хамовническим переулком. При археологических раскопках, проводившихся здесь под руководством А. Г. Векслера, внутри здания обнаружено значительное количество набойных досок (с помощью этих рельефных форм на ткани вручную печатался цветной узор).

  В 1709 году в Хамовной слободе была создана первая казенная полотняная фабрика, а в 1718—1720 годах — одна из первых полотняных мануфактур в России.

  С ростом Москвы название Хамовники закрепилось в наименованиях нескольких улиц. Это уже упомянутый Большой (Долгий) Хамовнический переулок, а также Хамовническая набережная (в 1925 году переименована во Фрунзенскую набережную), 1—3-я Хамовнические улицы (названные в 1956 году 1—3-й Фрунзенскими улицами), улица Хамовнический Вал, Хамовнический Камер-Коллежский Вал (на несколько десятилетий — с 1922 по 1986 год — Москва утратила этот исторический топоним). Название Хамовники запечатлено также в наименовании военных Хамовнических казарм и Хамовнического плаца. Еще в предреволюционные годы этот район находился у самой городской границы Москвы, на окраине, и составители одного из наиболее содержательных путеводителей по Москве начала XX века писали следующее: «Отправимся на трамвае на самую окраину Москвы, на Хамовнический плац. Местность — совсем загородная: здесь можно даже наткнуться на идущих с пастьбы коров».

  Улица Хамовнический Вал прошла по линии  одного из участков срытого Камер-Коллежского  вала XVIII века, на протяжении некоторого времени бывшего границей города. 
 

Музей-усадьба  Л.Н. Толстого « Хамовники» 

   С Хамовниками связано имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В год смерти писателя (1910) Большой (Долгий) Хамовнический переулок был переименован в улицу Льва Толстого: здесь, в Долгом Хамовническом переулке, Лев Николаевич в 1882 году купил дом, в котором жил вместе с семьей в зимнее время вплоть до 1901 год. Последний раз в этом доме писатель был в 1909 году. Здесь он написал роман «Воскресенье», пьесы «Плоды просвещения», «Живой труп» и другие произведения. Дом Л.Н. Толстого стал  государственным музеем в 1921 году.

   Обстановка  дома, насчитывающая около 6 тысяч подлинных вещей семьи, восстановлена в соответствии с проживанием Толстых в середине 1890-х гг.

   В музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений.

   Дом Льва Николаевича Толстого в Хамовниках сделался своеобразным культурно-просветительным центром Москвы. Сюда стекалось бесконечное количество людей: знакомых и незнакомых, москвичей и приезжих из разных углов России и из-за границы, принадлежащих к самым разнообразным слоям общества. Дом был всегда переполнен посетителями, желавшими видеть Толстого и говорить с ним.

   Льва  Николаевича посещают А.П. Чехов, композитор А.Н. Скрябин, пианист К.Н. Игумнов, певица М.Н. Климентова-Муромцева, композитор Н.А. Римский-Корсаков, критик-искусствовед В.В. Матэ и многие другие. В Москве, именно в Хамовниках были написаны все лучшие произведения Льва Николаевича.

   В каждом его произведении описывается Москва и московские дворы, простой люд и жизнь москвичей, часто описывается природа и природные явления. Всякий приезд Толстого в Москву производит разные впечатления на писателя. Он то восхищается ею, то уезжает, «задыхаясь от хаоса и хамства», которые обволакивают Москву. Толстой, благодаря своей жизнедеятельной, неутомимой натуре и необыкновенной подвижности общался с самыми разнообразными слоями населения, бывал везде – от великосветских салонов до трущоб, в которых обитала самая обездоленная беднота.

   С глубоким проникновением в прошлое  описываются Кремль и хорошо знакомые москвичам многие районы, улицы, переулки и дома Москвы. Из домов и старых барских усадеб Москвы, упоминаемых в романе, прежде всего, следует остановится на»большом, всей Москве известном доме графини Ростовой на Поварской». Много раз упоминается в «Войне и мире» Английский клуб, в котором часто бывал Толстой в дни своей молодости. В те времена Английский клуб находился в доме князя Гагарина Страстном (Нарышкинском) бульваре, у Петровских ворот. В «Войне и мире» упоминаются несколько раз Сокольники, Яузский мост, девичье поле, Подновинское и особенно часто Арбат с прилегающей к нему Староконюшенной улицей и другие районы.

   Современники-очевидцы, как домочадцы, так и случайные посетители, свидетельствуют, что Лев Николаевич и в 1890-х годах продолжал домашние работы по самообслуживанию (уборка комнаты, вынос на помойку ведра с нечистотами, пилка дров и топка своей печи); кроме того его видели и с бочонком воды, привозимой им на санках из садового колодца к дому и кухне; видели его и едущего с бочкой на Москва-реку за водой; видали с метлой и железным  совком, подметающего вместо дворника мостовую. Не оставлял Лев Николаевич и своих спортивных привычек. В его рабочей комнате, на полу возле умывальника или на подоконнике, лежала пара семифунтовых гантелей. В передней, возле парадной лестницы наверх, стоял велосипед писателя, подарок Общества любителей велосипедной езды; на этом велосипеде, подаренном в 1895г., писатель совершал прогулки до 1898г. Сохранившиеся фотографии 1898г. Говорят о прогулках Льва Николаевича по Москве верхом на Торпане, о его катании на коньках в саду – на домашнем, поливаемом им самим катке. Продолжал  он также и свои пешие прогулки по Москве, особенно любя пройтись по Девичьему полю и пустынным улицам Москвы в ночное время.

   7 (20) ноября, в 6 час. 5 мин. Утра, Лев  Николаевич Толстой умер на  станции Астапово, Рязано-Уральской  железной дороги. Смерть великого писателя всколыхнула передовое русское общество. По учебным заведениям начались сходки, молодежь выходила на улицу, провозглашая преимущественно лозунг – «Долой смертную казнь». Московская полиция, во избежание всяких демонстраций перед хамовническим домом, воспретила даже проход по переулку посторонним лицам. Московские газеты от 11 ноября сообщают, что и 9-го и 10-го Хамовнический пер. « был окружен полицейскими нарядами, которые стояли до вечера», что «доступ публики к дому Л. Н. Толстого, в Хамовниках, был окружен полицейскими нарядами, которые стояли до вечера», что «Дом графини С.А. Толстой был оцеплен полицией, вблизи дома дежурит отряд городовых и полицейский офицер; никто из посторонней публики в Хамовнический переулок не пропускается». В 1920г. Был издан декрет правительства о национализации дома Льва Толстого в Москве.Музей открыт с 20 ноября 1921г. 

Информация о работе История Хамовники