Искусство как эстетический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Современная наука относит происхождение искусства как специфи¬ческой человеческой деятельности ко временам формирования чело¬века, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития человека усматривают именно в искусстве. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции) предпринимаются попытки и теоретическо¬го осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Мы ограничиваемся только европейским ареалом (областью), хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т.п.

Файлы: 1 файл

Эстетика Контрольная.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

В период итальянского Возрождения продолжается более  активный синтез неоплатонических и  собственно христианских представлений  об искусстве, протекавший в атмосфере  начавшейся секуляризации культуры, идеализации возникающей науки и бурного расцвета отделяющихся от Церкви искусств. В теории начинается активный процесс выделения в некий специальный класс искусств, главной целью которых является изображение или создание красоты, прекрасного, возбуждение эмоционального впечатления, наслаждения, т.е. выражение невербализуемого эстетического опыта. На этой основе усматривается общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. Искусство начинают отличать от науки и от ремесла и усматривают в качестве его сущности эстетическую специфику. К середине XVIII в. это понимание искусства закрепляется специальным термином «изящные искусства» (les beaux arts), окончательно легитимированным Ш. Батё в специальном исследовании «Изящные искусства, сведенные к единому принципу». Здесь и в последующих трудах Батё разделил все многообразие искусств на три класса по принципу цели: сугубо утилитарные (служащие для пользы человека) – это технические искусства (т.е. ремесла); искусства, имеющие «объектом удовольствия. Они могли родиться только на лоне радости, изобилия и спокойствия, их называют изящными искусствами в подлинном смысле этого слова – это музыка, поэзия, живопись, скульптура, искусство движения или танца»; приносящие как пользу, так и удовольствие. Сюда Батё относит ораторское искусство и архитектуру.

С этого  времени в европейской культуре термином «искусство» начинают устойчиво  обозначать именно «изящные искусства», имеющие главной своей целью  выражениеэстетического (т.е. акцент делается на неутилитарности, ориентации на прекрасное и возвышенное и эстетическом наслаждении).

И. Кант определяет общий класс изящных искусств как «игру, т.е. как занятие, которое приятно само по себе» без какой-либо цели. Единственную цель этого класса искусств он видит в "чувстве удовольствия " и называет такое искусство " эстетическим ", подразделяя его на «приятное» и собственно изящное. «В первом случае цель искусства в том, чтобы удовольствие сопутствовало представлениям только как ощущениям, во втором – чтобы оно сопутствовало им как видам познания». Речь идет о специфическом «познании», суть которого Кант усматривает в «чувстве свободы в игре наших познавательных способностей» и во «всеобщей сообщаемости удовольствия», именно «удовольствия рефлексии». При этом «познавательную» функцию искусства у Канта скорее следует понимать как «прозревательную» – искусство как «откровение». Сфера, открываемая искусством, – это сфера трансцендентальных идей, которые не познаются концептуально, а являются сознанию напрямую, вне формализованного дискурса. Этот момент будет впоследствии развит Хайдеггером (в частности, в «Истоке художественного творения», 1936) и другими мыслителями ХХ в. Посредником, осуществляющим такого рода откровение с помощью изящных искусств, может быть только творческая активность гения.

Гёте  считал искусство произведением  человеческого духа, подражающего в  своей деятельности природе, и в  этом смысле также – и произведением  природы. Однако благодаря тому что  рассеянные в природе предметы гармонизированы в искусстве духом художника так, что «даже низменнейшие из них приобретают высшее значение и достоинство», то художественное произведение несомненно «выше природы». Поэтому художник одновременно и раб природы, ибо вынужден действовать земными средствами, чтобы быть понятым, и ее господин, поскольку он заставляет эти земные средства «служить своим высшим намерениям». Так же высоко ценил искусство и Шиллер, который напрямую связывал его с красотой и игрой, считал его сущностным компонентом «эстетического государства», основной закон которого «свободою давать свободу». Фихте был убежден, что искусство в отличие от науки, которая формирует ум человека, и нравственности, формирующей «сердце», «формирует целостного человека», оно обращено не к уму или сердцу в отдельности, но ко всей душе в единстве ее способностей, «вводит человека внутрь себя самого и располагает его там как дома»; точнее: «оно делает трансцендентальную точку зрения обычной». 
 
 
 

Заключение.

  Современные представления о мире все более усложняются, что позволяет, вслед за М. Бахтиным, говорить о "полифоничности" современной художественной культуры. Полифоничность художественной культуры — это и ее "романизация" (выражение М.Бахтина), и "музыкализация", и "видеолизация", и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цвето-музыкальные фильмы, эстетический феномен моды, художественного конструирования, компьютерной графики). В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным. И это важнейшая особенность искусства как феномена культуры.

  Таким образом, развитие искусства происходит в  рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей  динамики художественной культуры —  одна из актуальных задач современной  культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неутомимый "кастальский ключ", оно дарует художникам "волны вдохновенья", радуя нас своей непредсказуемостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованной литературы.  
 
1. Аристотель. Эстетика // Аристотель. Сочинения: В 4 т.- Т. 4. – М., 1984.- С. 176  
2. Бычков, В.В. Эстетика : учеб. / В.В. Бычков. - М., 2002.- С.244-254.  
3. Гегель Г.Ф. Эстетика // Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: биогр. повествования. - 2-е изд. - Челябинск : Урал LTD, 2000.-C.281.  
4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли /под ред. Овсянникова М.Ф., Гершковича З.И., Лившица М.А. и др. - Т. 1.-М.,1962 - С. 225.  
 
5. Лосев, А.Ф.История античной эстетики: ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М., 2000. – С. 234-249.

Информация о работе Искусство как эстетический феномен