Герберт Маршалл Маклюэн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:23, биография

Описание работы

Маклюэн выступал с выездными курсами лекций, интервью с ним публиковали в "Плейбое" (в 1968 в интервью "Плэйбою" он пытался убедить его читателей, что мини-юбка - антисексуальна). Маклюэн регулярно появлялся в телевизионных ток-шоу. Он близко общался со многими звездами своего времени (Энди Уорхолом, Джоном Кейджем, Эзрой Паундом, королем Швеции Карлом Густавом, Вуди Алленом, список бесконечен). В общем, он довольно много активничал, пока, наконец, не достиг своей цели: осенью 1965 в газете "New-York Herald Tribune" критик Том Волф написал о нем: "Важный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвиным, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым".

Файлы: 1 файл

Герберт Маршалл Маклюэн.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan; основные книги: "Галактика Гуттенберга" 1962, "Понимая медиа" 1964, "Медиа - это массаж", 1967 (совм. с Квентином Фиором), "Война и мир в глобальной деревне", 1968 (совм. с Квентином Фиором)  

Маклюэн родился 21 июля 1911 года. С 1946 года до самой смерти (а умер он, как любят повторять его биографы, спокойно, во сне, в кровати, под Новый Год, в последний день 1980) он был преподавателем университета Торонто, и, по-видимому, умел обращаться с медиа, о которых писал. Его считали эксцентриком, - он вел себя довольно непоследовательно и много дурачился.

Маклюэн выступал с выездными курсами лекций, интервью с ним публиковали в "Плейбое" (в 1968 в интервью "Плэйбою" он пытался убедить его читателей, что мини-юбка - антисексуальна). Маклюэн регулярно появлялся в телевизионных ток-шоу. Он близко общался со многими звездами своего времени (Энди Уорхолом, Джоном Кейджем, Эзрой Паундом, королем Швеции Карлом Густавом, Вуди Алленом, список бесконечен). В общем, он довольно много активничал, пока, наконец, не достиг своей цели: осенью 1965 в газете "New-York Herald Tribune" критик Том Волф написал о нем: "Важный мыслитель, место которого в одном ряду с Ньютоном, Дарвиным, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым".

Над этой фразой до сих пор многие подтрунивают, называя Маклюэна дилером теории коммуникаций. Кроме такой показухи, он довольно быстро оказался вовлечен в политические игры - его имя "как советника" упоминали с именами Кеннеди и Никсона. Его тексты довольно сильно политизированы, они пахнут холодной войной.

В общем, он был идолом для масс медиа  и прошел буквально  незамеченным для  академической традиции.

Еще в начале своей карьеры он стал обходить академизм  и авторитеты. Его заявления часто  бывали невероятны, - но он считал, что необходимо разрушать линейные системы мысли. Однажды на конференции на вопрос - претензию именитого американского социолога Маклюэн ответил: "Вам не нравятся эти идеи? У меня есть другие".  

Стиль. Маклюэн  был преподавателем литературы, - он из тех теоретиков XX века, которые не признаются академической средой за отсутствием глубокой систематической обоснованности, а часто за отсутствием и попыток такого обоснования (как в случае Маклюэна). В целом, англо-саксонскую традицию часто, и небезосновательно, упрекают в поверхностности и узости - ее представители любят рассуждать об истории человечества, основываясь исключительно на анализе коммуникационных технологий и полностью игнорируя социальные и другие факторы.

У Маклюэна есть несколько тезисов о влиянии печати на культуру, сознание и развитие человечества, которые он постоянно повторяет. Лучшей его работой считается первая книга - "Галактика Гуттенберга". Она посвящена феномену печатной культуры и таким коммуникационным медиа, как письменность и печать.  

Главный вопрос, которым задается Маклюэн, таков: в работе человеческого сознания нет и следа линейности или последовательности, - но именно такая цепь стала для нас индикатором логики и рассудка... Как же случилось так, что на многие века линейная и непрерывная структура, где каждый последующий элемент зависит от предыдущего, стала принципом организации всего общества, - как его физических, так и социальных структур?

Основной тезис  Маклюэна, таким образом, состоит  в том, что письменность и печать (они упоминаются вместе и взаимозаменяются, потому что дело, начатое первой, завершила вторая технология) ответственны за появление и развитие западного типа культуры со всеми вытекающими из нее следствиями. Этот рубикон - причина всех бед, постигших западную цивилизацию; но избежать такого пути развития было невозможно. 

Теория  холодных и горячих  медиа:

Горячая медиа - это медиа, которая расширяет одно чувство до предела, до очень высокого разрешения. Высокое разрешение означает, что содержание полностью заполнено информацией. Такие медиа исключают или минимализируют вклад аудитории, перципиента. Примеры горячих медиа - радио, алфавит, кино.

Холодная  медиа - это медиа, которые предоставляет участнику только форму, и для своего функционирования требуют большого личного вклада. Например, телефон. Для его работы необходимо активное участие потребителя, аудитории.

Таким образом, холодные медиа - включают, а горячие - исключают. Холодные медиа - это технологии племени, живого включения, участия; горячие - технологии цивилизации, абстрагирования, уединения, пассивности.

Холодные медиа, появляющиеся сегодня, реплеменизируют  общество; горячие - рецивилизируют. На их чередовании и основано развитие.

Маклюэн вводит также понятие перегретой медиа. Когда горячая медиа перегревается, насыщается другой системой, она видоизменяется в другую медиа. Мало того, последующая медиа всегда "сжирает" предыдущую. Содержанием последующей медиа является предыдущая. "Каждое новое техническое открытие включает акт коллективного каннибализма".  

Маклюэн интересно  разбирает и интерпретирует миф  о Нарциссе: он говорит, что эта  история - о том, как однажды человек  был фасцинирован расширением самого себя в ином материале. Расширение Нарцисса в зеркале заворожило его остальные  чувства; онемев, он стал механизмом по обеспечению действия своего собственного расширенного и повторенного образа. Таково действие медиа. На этом примере Маклюэн строит свою психологическую теорию медиа. 

О школе.

Маклюэн с 1963 возглавлял созданный центр при нем "Центр по исследованию культуры и технологии" (Сenter for culture and technology). Сам Маклюэн наплевательски относился к собственной репутации, не рождал учеников, не заботился о чистоте и частоте публикаций, а занимался тем, например, что предсказывал возврат острых соусов в американскую кухню и т.д.

Направление, в  котором стала развивать в  целом англосаксонская школа, теперь называется communication(al) studies, - до сих пор  одно из самых востребованных в Америке. Однако проблематика исследований теперь крайне практическая и дифференцированная, - например, изучение канала коммуникации, способов воздействия, лексических особенностей, приемов (исследование результатов голосования в соответствии с проведенной рекламной акцией или классификация типов поведения потребителя), - то есть с фокусировкой на конкретные вопросы, касающиеся работы масс медиа технологий. 
 

Несмотря на существование разных школ коммуникативистики, в ХХ веке появились исследователи, чьи работы оказали влияние на развитие теории в целом и чьи  идеи применимы для различных школ и направлений. Примером такого ученого является канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980). Работы Герберта МакЛюэна представляют ценность для всех теорий коммуникации. Хотя предметом научных интересов Маклюэна были в основном телевидение и другие средства коммуникации. 

Качественные  сдвиги в истории человечества, согласно Маклюэну, связаны с появлением новых  технических средств коммуникации. Отсюда и следует знаменитое высказывание о том, что «средство и есть сообщение».  

Ученый выделил  три этапа в развитии цивилизации. Первый этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах  коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации. На смену первобытной пришла письменно-печатная культура. С появлением печатного станка, как пишет Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. Письменно-печатная культура, в понимании ученого, является элитной, доступной лишь образованным людям.  

Огромная роль в третьем современном этапе  развития цивилизации, считает Маклюэн, принадлежит электричеству. Оно  мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между  днем и ночью, и превращает мир  в одну «глобальную деревню». Если верить Маклюэну, то с помощью электронных СМИ, общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира и коллективности. Электронные средства коммуникации: телеграф, телефон, телевидение и компьютер, -считает ученый, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. В наступившей эпохе «нового племенного человека» царствует миф, а с помощью средств массовой информации, по предсказаниям Маклюэна, вскоре «можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур» 

По мнению Маклюэна, создание новых технических средств  в жизни общества всегда носит  революционный характер. От алфавита и письма к печатному станку, а  затем к электронным средствам коммуникации - таков путь развития цивилизации, причем все виды связи имеют или визуальный/пространственный способ организации (линейный, последовательный, перспективный) или, наоборот, - слуховой (сферический, синхронный, имманентный). Ученый полагал, что появление печатного станка позволило зрению и слуху существовать раздельно, поскольку стало возможным чтение «про себя» и устный диалог утратил то значение, которое он имел ранее. Письменно-печатную культуру Маклюэн отнес к устной коммуникации, кино и фотографию – к визуальной. Телевидение, в его понимании, требует от зрителя активного участия «постоянного творческого диалога с иконоскопом», поэтому его Маклюэн считает осязательным (тактильным) средством коммуникации.  

Рассматривая  телевидение, Маклюэн подчеркивал, что это мозаичное средство общения, образующееся из множества точек и пятен, сталкивает на экране «все времена и пространства одновременно». Оно может из любого малозначимого события, пустяка (trivium) создать сообщение всемирного значения. Зритель, считает ученый, активно участвует в освоении телевизионной мозаики: из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент.  

Используя джазовую терминологию, МакЛюэн в монографии «Понимание средств общения» разделил все средства коммуникации на «cool» (прохладные) и «hot» горячие. В джазе «cool» означает – легкий, бесстрастный, спокойный ритм, «hot» - ритм быстрый, полный страсти и чувства. К «прохладным» средствам общения Маклюэн относил телевидение и радио частично потому, что эти СМИ представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения. К «горячим» он относил печатные СМИ, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличны и абстракты, то есть «cool». 

Эти высказывания Маклюэна представляются достаточно спорными. Поскольку у телевизионных каналов, как и у печатных СМИ есть хозяева  «заказчики», зритель не смотрит  анонимные передачи, он вынужден потреблять информацию в том виде, каком она представлена редакторами, журналистами. Часто сюжеты искажают действительность, дезинформируют зрителей. Чем больше мифов они создают, тем труднее поверить в существование истины. Каждые мыслящий зритель при просмотре новостей, образовательных и развлекательных передач, не говоря уже о рекламе, задает себе Маклюэновский вопрос: «What is the message?» (В чем суть сообщения?).  

В 1960-е гг., когда  в североамериканских университетах  было модно быть бунтарем, презирать «скромное обаяние буржуазии» Маклюэн не принимал участие в этой борьбе, но его взгляды были революционными для того времени. Он стал культовым героем в рекламном бизнесе США, «пророком массовой коммуникации», «гуру средств общения». Его работы были популярны не только в Канаде и США, но и в Европе. В своих работах 1970-х гг. Маклюэн призывал отказаться от книжной культуры во имя слухо-визуального «космического сознания». Он предсказывал скорое возникновение нового типа глобальной информационной среды, и призывал отказаться от деления культуры на городскую и деревенскую, уничтожить границу между искусством и средой. (McLuhan, Gerbert M. Counterblast, 1970, p. 31).  

Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди. Люди, по его мнению, входят спиной в будущее. «Непонимание того, как использовать новые знания растет по экспоненте»,- писал Маклюэн, - «Технологии – это не просто изобретения, которые используют люди, это средства, с помощью которых люди создаются заново… . Будущее – адрес нашего проживания» (http://angelfire.com/ms/MediaLiteracy/McLuhan.html).  

В 1970-е гг. интерес  к работам Маклюэна значительно  упал. Следует отметить, что в  академических кругах многие идеи и высказывания Маклюэна вызывали протест. Маклюэн нападал на социологов, изучавших масс-медиа, утверждая, что их деятельность устарела, не помогает изучить предмет. В ответ они объявляли его высказывания абсурдными.  

В 1990-гг., после его смерти, наступила эпоха Интернета, и теории Маклюэна приобрели новой смысл. Идея мира как «глобальной деревни», в которой ничего нельзя скрыть, и все ответственны за все, стала созвучна времени. В электронной информационной среде, пророчески писал Маклюэн, уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства, когда «слишком много людей знают многое друг о друге, … новая среда требует участия и совместной серьезной работы» (McLuhan The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York, 1967, p.24). Ученый предвидел, что в новой эпохе текст и электронные СМИ сольются в одно целое. Если у Маклюэна печатные средства коммуникации «горячие» и линейные, электронные (телевидение и радио)- «прохладные» и интерактивные, то его последователи определяют гипер-медиа в Сети как «freezing» (замерзающие,застывающие)(http://www.regent.edu/acad/schcom/rojc/mdic/mcluhan.html).  

Информация о работе Герберт Маршалл Маклюэн