Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 12:21, контрольная работа
1.«Домострой» как литературный памятник.
2.Нормы морали 16 века.
3.«Домострой» как энциклопедия домашнего хозяйства.
4.Значение «Домостроя» в жизни общества.
Контрольная работа по культурологии.
Тема: «Домострой»
как энциклопедия домашнего хозяйства
и моральных норм 16 века».
Задание № 1.
Задание
№ 2:
План:
Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому – одновременно и хозяйству, и помещению, и его насельникам – в соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в схематические представления современных нам систем, идей или концепций. Дом вести – государю, то есть одновременно и гражданину (иконное значение слова государь), и хозяину, и господину. Взаимообратимость понятий о «государстве» типична для средневекового представления о человеке: это понятие начинает и завершает весь круг земных обязанностей человека – он и господин и раб одновременно. Все зависит от отношения его к другим людям в общей цепи социальных признаков.
С Домостроем в истории
Если «понять – значить простить», то понять эпоху, в которую создан памятник литературы, прежде всего и значит правильно оценить значение его для того времени, когда он возник. Но тогда и окажется, что прощать-то некого, да и не за что. Все хорошо в свое время... время оценит... но время и сохранит...
Время сохранило нам Домострой.
Неопределенность
и некая многозначность содержания
Домостроя объясняется
Литературная традиция, породившая Домострой, идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в Домострое: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья.
Это
обстоятельство не нужно оставлять
без внимания: Домострой в
момент своего сложения является порождением
самой демократической и
В основе текста Домостроя лежит несколько традиционных для средневековой литературы жанров. Это объясняет и сложность состава, и частую противоречивость нравственных рекомендаций книги.
Духовность Дома и рассчитанность быта, исходящие из самого простого чувства, с которым рождается человек – из стыда. Вся нравственность и вырастает из чувства стыда, - эти слова В.С. Соловьева вполне отражают содержательную сущность средневекового Домостроя. Стыду присуще формальное начало долга, и только исполненный долг ведет к благу, у него есть цель, созидательная цельность личности (целомудрие), а человеческая цельность – это и есть норма средневековой этики, именно она очерчивает границы «недолжного, или греха».
Отталкиваясь от природного чувства стыда, средневековой канон воспитания формирует культурный тип человека, удачно соответствующий условиям этой жизни. В таком смысле Домострой – вполне обычная часть «практической философии» средних веков, ведущих свое происхождение от хорошо известных тогда книг Аристотеля.
Этика Домостроя построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается к чувству стыда, которое при умелом воспитании может породить в человеке множество добродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) их ипостасях. Именно так, как описал их Соловьев в своей схеме: жалость и благоговение, надежду, любовь и веру, умеренность, мужество и мудрость. Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства (честь), в аспектизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие – с теми же степенями повышения качества, что зависит уже от возраста, положения в обществе и личных способностях человека. Кругами от этих добродетелей идут производные: великодушие, бескорыстие, терпеливость, щедрость, терпимость, правда…
Человек
средневековья нравственно
«Благословляю я, грешный, и
поучаю, и наставляю, и уразумеваю
единственного сына своего и его жену,
и детей их, и домочадцев – следовать христианским
законам, жить с чистой совестью и по правде,
в вере соблюдая волю божью и заповеди
его, а себя, утверждая в страхе божьем
и в праведном житии, жену наставляя и
домочадцев своих не понужденьем, не битьем,
не тяжкой работой, а словно детей, что
всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом
дому, и всегда в порядке». Такие поучения
давал отец сыну, который вступал в законный
брак в середине 16 века. Семья сына должна
строго следовать законам данного писания
и благополучие в семье зависело от того,
как все домочадцы соблюдают правило морали:
«Если ж писание моего не примете, наставлению
не последуете, не станете жить по нему
и поступать не будете так, как здесь сказано,
дадите ответ за себя сами в день Страшного
суда, а я вас на благополучную жизнь, и
размышлял, и молил, и поучал, и писал вам.
Если же примите простое мое поучение
и ничтожное наставление со всей чистой
душой и прочтете, прося, насколько возможно,
у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит,
претворите их все в дело, - будет на вас
милость божья и до окончания века. И дом
ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство,
какие вам Бог послал благословением и
за ваши труды, - да будут благословенны
и преисполнены всяческих благ во веки
веков».
Текст
Домостроя составлялся
Домострой – это обращение человека к миру и людям, но не непосредственно, а через отношение к Богу. Средневековое общество не знало иных отношений идеальной жизни. Культура Домостроя – еще культура культа, это, несомненно. Она духовна по преимуществу. Таков сложившийся в течение столетий родовой миф, который расшифровывается каждодневно, в практических действиях человека. «Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость: Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, - и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божей удостоится.
Было отличие Домостроя от других собирательных памятников 15 – 16 веков: Домострой собирает все советы свои вокруг Дома. Религиозное, приравненное в нем государственному, как бы спускается с небесных высот, достигая первейшей своей ячейки – семья,, и тем самым подчеркивает значение семьи как основы и общества и государства. В книге описывается состояние, при котором остается еще важней государства, обычай ценней закона, человека же чтят по делам его, а не по чину.
Первая
часть книги оправдывает
Однако старая вера русского человека еще остается, и это особая вера: «Конечно, это – детская, наивная вера, но ведь все-таки она давала ему различие между добром и злом, учила жить по правде, по долгу, по-божески. Она воспитывала ту дивную красоту народной души, которая запечатлела и в русской истории, и житиях русских святых, и в русской литературе, и искусстве. Благодаря ей народ вынес и выносит на плечах своих крест и своего исторического существования, и татарщины, и московской государственности, и петербургского периода, и свой идеал, свое представление о праведной жизни выразил, дав себе наименование «святая Русь», то есть, конечно, не почитая себя святым, но в святости видя идеал жизни».
Информация о работе «Домострой» как энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм 16 века