Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 12:54, реферат
Новый этап градостроительных работ начался в России вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года. В это время в Петербурге вместо комиссии был организован Комитет для строений и гидравлических работ под руководством военного инженера А. А. Бетанкура, в состав которого вошли архитекторы А. Модюи, А. Михайлов, К. И. Росси, В. П. Стасов. Планы городов, утвержденные в конце XVIII - начале XIX века, были в 1840 году сброшюрованы в отдельный том, вошедший в свод законов Российской империи.
Здание Присутственных мест - яркий пример постройки в стиле классицизма. Оно возводилось в 1806-1808 годах по проекту архитектора А. Д, Захарова, но строитель сооружения Метлин несколько видоизменил проект, сделав парадный вход со стороны Красных рядов в виде широкой белокаменной лестницы. В 1832-1833 годах эта парадная лестница была встроена в вестибюль здания, фасад которого украсил шестиколонный портик, воздвигнутый по проекту нижегородского архитектора И. Е. Ермилова. Колонны ионического ордера, сгруппированные попарно, установлены на постаменты высотой в цокольный этаж. Поскольку парадная лестница оказалась в интерьере здания, портик вынесен далеко вперед от основного объема, а под ним сделан проход для пешеходов - там, где по классическим канонам должен был бы находиться пандус. Над входом в центре расположены большое полукруглое окно и герб. Низкий цоколь оживлен квадратными окнами и небольшими замковыми камнями в перемычках. Первый этаж выше цокольного в два раза. Он имеет рустованные стены и почти вдвое увеличенные окна. Второй этаж еще более высокий, над его окнами сделаны сандрики на кронштейнах.
В ансамбль зданий общественного назначения входят гауптвахта, пожарная каланча и дом Борщова. Строительство велось в то время, когда в Петербурге уже господствовал стиль ампир, поэтому в провинциальной Костроме можно встретить все оттенки классицизма: от раннего классицизма до ампира. Например, здание губернского правления монументально в духе творений Дж. Кваренги, пожарное депо - скорее всего, баженовского типа, а гауптвахта - совсем ампирное здание.
Гауптвахта была построена в 1824-1827 годах II. И. Фурсовым, После окончания Академии художеств в 1817 году он переехал в Кострому, где после смерти Н. И. Метлина был назначен губернским архитектором и проработал в городе почти тридцать лет. Им спроектированы и построены многие здания на улицах и площадях Костромы, но гауптвахта и пожарная каланча - самые яркие из его творений.
Здание гауптвахты - это фасад всего квартала. По своим пропорциям оно производит впечатление аттика, поставленного на землю. Центр сооружения акцентирован полуциркульной экседрой и шестиколонным портиком дорического ордера. Экседра оживлена пятью нишами. Лепные украшения на ее стенах посвящены теме воинской славы и состоят из военных доспехов, щитов с изображением Медузы Горгоны, львиных масок, раков и собак. Поскольку гауптвахта возводилась после окончания Отечественной войны 1812 года, два ангела поддерживают вензель Александра 1. На фасаде расположены два окна, наличники которых представляют собой пилястры коринфского ордера, под окнами - декоративные балясины. Все сооружение торжественно и величаво, как это свойственно постройкам ампира. В общем масштабе площади здание гауптвахты невелико, поэтому архитектор решил дополнить его оградой и железными коваными фонарями на металлических тумбах. Гауптвахта сильно пострадала во время пожара 1847 года, а затем в течение всего XIX века здание подвергалось изменениям: к заднему фасаду, например, была сделана каменная пристройка, на торцовых фасадах пробито несколько новых окон. Во время реставрационных работ под руководством архитектора И. III- Шевелева в 1955-1956 годах был расчищен и воссоздан лепной декор по чертежу 1820 года, обнаруженному в архиве, восстановлена деревянная ограда с кирпичными колоннами.
В 1823-1827 годах одновременно со зданием гауптвахты Фурсов спроектировал и построил пожарную каланчу. Сложный лепной декор выполнили ярославские мастера Повирзнев и Бобанин по рисункам и эскизам архитектора. Пожарная каланча включала в себя жилые помещения для служащих и бойцов, конюшни, сараи для бочек с водой и наблюдательную вышку, с которой обозревался весь город. Вышка обогащала силуэт административной части города и была подчинена по высоте существовавшей тогда соборной колокольне. Как и во всех русских провинциальных городах, пожарная каланча размещалась в центре Костромы.
Здание представляет собой кубический объем с портиком ионического ордера. В основание центрального восьмигранного столба введен аттиковый этаж, над ним возвышается постепенно сужающийся вверх восьмигранный объем. Наверху столба находилась обзорная площадка в виде беседки-фонарика, опирающейся на четыре колонны тосканского ордера и перекрытой куполом (восстановлена при реставрационных работах 1955-1956 годов). В 1860 году к каланче были пристроены боковые крылья пожарного депо, в 1880-х годах - металлический фонарь, искажавший первоначальный облик здания.
Бывший
особняк участника
Классицизм в Костроме заявил себя весьма разнообразно. Это не только официальные здания, определяющие лицо города, но и обычная жилая застройка, регламентированная типовыми проектами, разработанными в столице. Почти все постройки, созданные по этим проектам, возведены с учетом местоположения застройки и окутаны атмосферой интимности.
Рациональность
классицизма подчеркивала в декоре
конструкцию сооружения. Руст служил
выражением нагрузки, которая приходится
на нижние этажи. Второй этаж имел более
тонкие гладкие стены, большие окна: центральная
часть здания на уровне второго этажа
обычно выделялась портиком. Здесь же
располагался главный парадный зал здания,
иногда он был двусветный, и тогда колонны
портика объединяли второй и третий этажи.
Окна третьего этажа, если он был, делались
по размерам меньше, располагались они
строго над окнами первого и второго этажей
и организовывали своеобразную вертикаль,
прорезывающую гладкие стены здания, что
подчеркивало его перспективное сокращение
и придавало ощущение стройности. Провинциальный
классицизм утратил чеканную строгость
столичного, но акцентировал простоту,
стройность и соразмерность человеку.
Среди зданий Костромы, сохранившихся с этого времени, можно назвать дом Общественного собрания (Советская, 23), датируемый 1799-1800 годами, дом купца И. В. Малышева, отличающийся оригинальностью решения (расположен на пересечении Советской и Крестьянской улиц),-он имеет на углу законченную ротонду, на три четверти выходящую на фасад, она оформлена колоннами на низких постаментах. По-другому решен дом, стоящий на углу улицы Чайковского и набережной Волги. Архитектор П. И. Фурсов плавное округление его фасадов оформил шестью колоннами коринфского ордера, вплотную придвинутыми к стене, и увенчал угол здания ступенчатым аттиком. Жилые дома, построенные в XIX веке, на улицах Костромы встречаются очень часто, среди них только дом Малышева и средняя часть дома на улице Лермонтова сооружены точно по альбому "Образцовые фасады жилых домов", составленному архитекторами В. Гесте и Л. Руска в 1809-1812 годах. Большинство же зданий, хотя и имели прообразы в альбоме, отличались индивидуальностью своего художественного облика.
На улице Островского дома 18, 20, 22 объединяла усадьба костромских купцов Акатовых, состоящая из двух каменных и одного деревянного дома. Особенно хорошо сохранился каменный дом (18), выстроенный в 1792 году. Центр одноэтажного деревянного дома (22) акцентирован портиком, четыре колонны которого поставлены на отдельные постаменты и объединяют бельэтаж этого дома с его мезонином. Стены декорированы рустом.
Близок к типовому проекту и одноэтажный дом училища слепых (улица Энгельса, 29/21) - бывший дом Шипова. Похожий проект был разработан архитектором К. И. Росси для Твери и Рыбинска в 1811 году. Дом училища слепых показывает влияние классицизма на деревянное строительство. Построенный из дерева, он обшит тесом, имитирующим руст. Центр его выделен шестиколонным портиком, фронтон дома с люнетом, высокие окна украшены сандриками.
И до наших дней в Костроме сохранилось несколько кварталов, целиком застроенных в первой половине XIX века, например, дома на улице Островского с 22 по 44-й.
Во времена классицизма в Костроме возводились в основном сооружения общественного назначения, затем - жилые дома. Из построек культового назначения этого времени можно назвать церковь Иоанна Златоуста на Лавровской улице, церковь Спаса в рядах, церковь Иисуса Христа Спасителя на реке Запрудне и церковь Александра и Антониды в Селище.
Церковь Иоанна Златоуста представляет собой образец провинциального барокко. Построена она на деньги купца Ивана Аравина в 1751 году, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. Трехъярусная четырехгранная колокольня с портиками в первых двух ярусах оканчивается шпилем на барабане. В самом конце XVIII - начале XIX века такое завершение звонницы было очень распространено в провинциальной архитектуре.
Церковь Спаса на Запрудне возведена в 1754 году, а в 1806 году на средства купца В. Стригалева были построены ее приделы. Основа - куб, на нем поставлен восьмигранник, покрытый шатровым куполом, завершенным барочным барабаном с небольшой главкой, окна церкви украшены стрельчатыми фронтонами. К основному объему пристроены трапезная и двухэтажная колокольня, несколько немасштабная, завершенная тонким шпилем. Церковь села Селище на правом берегу Волги повторяет композицию Спаса на Запрудне. Здание построено в 1786 году и посвящено святым Александру и Антонине с двумя приделами в честь пророка Ильи и святого Георгия.
Интересна церковь святой Троицы в селе Костеневе. Будучи построена в 1805 году и следуя общей закономерности в композиции, она несет декор, характерный скорее для стиля классицизма. Южный и северный фасады ее украшены строгими фронтонами, окна - замковыми камнями, одноэтажная абсида оживлена филенками. Сложно профилированные карнизы контрастируют с гладью стен.
Решая градостроительные задачи, архитекторы заботились и о благоустройстве города. Так, вдоль набережной Волги был в 1852-1853 годах архитектором П. И. Фурсовым распланирован парк Муравьевка, представляющий собой три террасы, обсаженные кустами, на уступах террас, как на бастионах., были установлены литые пушки.
Строительство середины и конца XIX - начала ХХ века принципиальных изменений в планировочную схему города не внесло. Новые здания, занявшие свое место в исторически сложившемся облике города,- это промышленные здания и сооружения, вокзалы, депо, банки, пассажи, специализированные учебный заведения, доходные многоквартирные дома. В первой половине XIX столетия применение конструкций из чугуна, а затем из стального проката повлияло на становление новых архитектурных форм. Металлические конструкции стали употребляться в промышленных зданиях.
Каркасно-стеновая система, зародившаяся в промышленном строительству во второй трети XIX века, проникла и в гражданскую архитектуру. Развиваются новые формы, обусловленные причинением металла: на фасадах жилых домов появились балконы на чугунных кронштейнах с ажурными перилами, эркеры, на первых этажах - широкие окна-витрины, перекрытые железными балками.
Новая
пространственная структура здания
привела к нарушению
Трактовка стены как декоративного панно находит свое законченное выражение в архитектуре модерна, возникшего в конце XIX - начале XX века. Употребление в декоре стен поливного кирпича, удлиненные окна, "текучие" линии лепнины, выполненной в невысоком рельефе,- все это создавало впечатление огромного живописного полотна, отчего облик здания становился легким и хрупким. Построек в стиле модерн в Костроме немного. Это несколько зданий на Советской улице (дома 7-21) и собственный дом Архитектора Н. Горлицына, провозвестника сего направления в архитектуре города (Красноармейская, 13). Дом Горлицына - пример особняка, представляющего интерес своей свободной, ассиметричной композицией.
Самым
замечательным творением
Не
менее причудливым и живописным
был дом общества Красного Креста
с геральдическими