Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа
Задача криптографии, т.е. тайная передача, возникает только для информации, которая нуждается в защите. В таких случаях говорят, что информация содержит тайну или является защищаемой, приватной, конфиденциальной, секретной. Для наиболее типичных, часто встречающихся ситуаций такого типа введены даже специальные понятия:
•государственная тайна;
•военная тайна;
•коммерческая тайна;
•юридическая тайна;
•врачебная тайна и т. д.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ. 8
1.1 Принципы работы Криптосистемы. 8
1.2 Управление криптографическими ключами. 11
1.2 Алгоритмы шифрования 13
2.2.1 Симметричные алгоритмы 13
2.2.2 Асимметричные алгоритмы 16
1.3 Хэш-функции 17
1.4 Механизмы аутентификации 17
1.5 Электронные подписи и временные метки 18
1.6. Стойкость шифра. 19
2 КВАНТОВАЯ КРИПТОГРАФИЯ. 22
2.1. Природа секретности квантового канала связи. 23
2.2.Принципы работы ККС и первая экспериментальная реализация. 23
2.3.Современное состояние работ по созданию ККС 28
2.4.Протоколы для квантово-криптографических систем распределения ключевой информации. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
ЛИТЕРАТУРА. 37
При переходе от сигналов, где информация кодируется импульсами, содержащими тысячи фотонов, к сигналам, где среднее число фотонов, приходящихся на один импульс, много меньше единицы (порядка 0,1), вступают в действие законы квантовой физики. Именно на использовании этих законов в сочетании с процедурами классической криптографии основана природа секретности ККС. Здесь непосредственно применяется принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому попытка произвести измерения в квантовой системе искажает ее состояние, и полученная в результате такого измерения информация не полностью соответствует состоянию до начала измерений. Попытка перехвата информации из квантового канала связи неизбежно приводит к внесению в него помех, обнаруживаемых легальными пользователями. КК используют этот факт для обеспечения возможности двум сторонам, которые ранее не встречались и предварительно не обменивались никакой секретной информацией, осуществлять между собой связь в обстановке полной секретности без боязни быть подслушанными.
В 1984 году Ч. Беннетт (фирма IBM) и Ж. Брассард (Монреальский университет) предложили простую схему защищенного квантового распределения ключей шифрования. Эта схема использует квантовый канал, по которому пользователи А и Б обмениваются сообщениями, передавая их в виде поляризованных фотонов. Подслушивающий их злоумышленник П может попытаться производить измерения этих фотонов, но он не может сделать это, не внося в них искажения. А и Б используют открытый канал для обсуждения и сравнения сигналов, передаваемых по квантовому каналу, проверяя их на возможность перехвата. Если при этом они не выявят искажений в процессе свыязи, они могут извлечь из полученных данных информацию, которая надежно распределена, случайна и секретна, несмотря на все технические ухищрения и вычислительные возможности, которыми располагает П.
Схема работает следующим образом. Сначала А генерирует и посылает Б последовательность фотонов, поляризация которых выбрана случайным образом и может составлять 0°, 45°, 90° или 135°. Б принимает эти фотоны и для каждого из них случайным образом решает, замерять ли его поляризацию как перпендикулярную или диагональную. Затем по открытому каналу Б объявляет для каждого фотона, какой тип измерений им был сделан (перпендикулярный или диагональный), но не сообщает результат этих измерений, например, 0°, 45°, 90° или 135°. По этому же открытому каналу А сообщает ему, правильный ли вид измерений был выбран для каждого фотона. Затем А и Б отбрасывают все случаи, когда Б сделал неправильные замеры или когда произошли сбои в его детекторах. Если квантовый канал не перехватывался, оставшиеся виды поляризаций, которые затем переводятся в биты, составят в совокупности поделенную между А и Б секретную информацию.
Следующее испытание на возможность перехвата может производиться пользователями А и Б по открытому каналу путем сравнения и отбрасывания случайно выбранных ими подмножеств полученных данных. Если такое сравнение выявит наличие перехвата, А и Б отбрасывают все свои данные и начинают с новой группы фотонов. В противном случае они оставляют прежнюю поляризацию, о которой не упоминалось по открытому каналу, в качестве секретной информации о битах, известных только им, принимая фотоны с горизонтальной или 45-градусной поляризацией за двоичный ноль, а с вертикальной или 135-градусной поляризацией - за двоичную единицу.
Согласно принципу неопределенности, П не может замерить как прямоугольную, так и диагональную поляризации одного и того же фотона. Даже если он для какого-либо фотона произведет неправильное измерение и перешлет Б этот фотон в соответствии с результатом своих измерений, это неизбежно внесет случайность в первоначальную поляризацию, с которой он посылался А. В результате появятся ошибки в одной четвертой части битов, составляющих данные Б, которые были подвергнуты перехвату.
Более эффективной проверкой для А и Б является проверка на четность, осуществляемая по открытому каналу. Например, А может сообщить: "Я просмотрел 1-й, 4-й, 5-й, 8-й, ... и 998-й из моих 1000 битов данных, и они содержат четное число единиц. Тогда Б подсчитывает число единиц на тех же самых позициях. Можно показать, что если данные у Б и А отличаются, проверка на четность случайного подмножества этих данных выявит этот факт с вероятностью 0,5 независимо от числа и местоположения ошибок. Достаточно повторить такой тест 20 раз с 20 различными случайными подмножествами, чтобы сделать вероятность необнаруженной ошибки очень малой.
А и Б могут также использовать для коррекции ошибок коды, исправляющие ошибки, обсуждая результаты кодирования по открытому каналу. Однако при этом часть информации может попасть к П. Тем не менее А и Б, зная интенсивность вспышек света и количество обнаруженных и исправленных ошибок, могут оценить количество информации, попадающей к П.
Знание П значительной части ключа может во многих случаях привести к вскрытию им сообщения. Беннетт и Брассард совместно с Ж. М. Робертом разработали математический метод, называемый усилением секретности. Он состоит в том, что при обсуждении по открытому каналу из части секретной битовой последовательности пользователи выделяют некоторое количество особо секретных данных, из которых перехватчик с большой вероятностью не в состоянии узнать даже значения одного бита. В частности, было предложено использовать некоторую функцию уменьшения длины (функцию хэширования). После применения этой функции пользователями А и Б к имеющимся у них последовательностям битов частичная информация перехватчика о массиве их данных преобразуется практически в отсутствие какой-либо информации о выходных данных функции.
Например, если входная последовательность состоит из 1000 бит, из которых П известно более 200, А и Б могут выделить около 800 особо секретных битов в качестве выходной последовательности. В качестве таковых они могут взять любое множество таких битов, которые с наибольшей достоверностью были идентичны при проведении ими измерений (при этом им следует сохранять в тайне это соответствие, а не обсуждать его по открытому каналу). Так, например, А и Б могут определить каждый выходной бит функции усиления секретности как четность независимого публично оговоренного случайного набора битов из полного массива.
Отметим, что в качестве открытого канала могут использоваться как обычные линии телефонной и радиосвязи или локальные вычислительные сети, так и волоконно-оптическая линия связи в стандартном режиме работы.
В 1989 году в Исследовательском центре фирмы IBM был построен первый прототип КОКС, содержащий передающий модуль пользователя А на одном конце и приемный модуль Б на другом. Эта система размещалась на оптической скамье длиной около 1 м в светонепроницаемом кожухе. Квантовый канал представлял собой свободное воздушное пространство длиной около 30 см. Во время функционирования макет управлялся от ПЭВМ, которая содержала программное представление пользователей А, Б и, кроме того, возможного злоумышленника П.
Левая
сторона передающего модуля А
состоит из диода, излучающего зеленый
свет, линзы, булавочного отверстия
и фильтров, которые обеспечивают
пучок горизонтально
На
противоположном конце в
2.3.Современное состояние работ по созданию ККС.
За десять
лет, прошедших с момента создания
первого прототипа КОКС, достигнут
огромный прогресс. Сейчас квантовое
распределение ключей по ВОЛС является
возможным уже на расстояния в десятки
километров.
Работы
в области квантовой
ККС поначалу использовались для связи отдельных пар пользователей, но практические применения требуют связей со многими пользователями. И не так давно были предложены реализации ККС для оптических сетей связи различной топологии.
Рассмотрим, как КК может применяться к случаю пассивной оптической сети, содержащей центральный сетевой контроллер А, связанный посредством пассивного оптического светоделителя со множеством сетевых пользователей (Бi). В этой схеме просто используется квантовое поведение оптического светоделителя. Одиночный фотон в светоделителе не может разделяться, а, напротив, направляется по одному (и только одному) из путей. Выбор пути для каждого отдельного фотона произволен и непредсказуем. Следовательно, если стандартный протокол квантовой передачи применяется в сети со светоделителями, то каждый пользователь будет обеспечен уникальным произвольно выбранным подмножеством битов. Из последовательности, которая передается в сети, центр А может, выполняя открытое обсуждение после передачи с каждым пользователем по очереди, идентифицировать, какие фотоны были разделены с каждым из них, и создать с каждым секретный и уникальный индивидуальный ключ. Таким образом, сеть может быть надежно защищена, потому что, хотя шифрованная информация передается открыто по сети, А и Бi могут быть уверены, что никакой другой сетевой пользователь или внешний злоумышленник не получил никаких сведений относительно их общего ключа. Эта схема распределения ключей полезна, например, для обеспечения работы пользователей с защищенной базой данных.
Основные усилия теперь направлены на то, чтобы сделать использование квантового канала экономически эффективным. Большинство схем КОКС требуют постоянной подстройки и управления на каждой стороне канала связи, что удорожает систему. Однако недавно в Женевском университете была предложена реализация КОКС, не требующая никакой подстройки, кроме синхронизации. Экспериментальные результаты подтверждают, что подобные схемы действительно многообещающи для практических реализаций квантового канала. Применение в них так называемых “зеркал Фарадея” приводит к тому, что все световые импульсы проходят одинаковый путь, поэтому, в отличие от обычных схем, не требуется никакой подстройки. Для организации квантового канала необходимо просто подключить приемный и передающий модули в конце ВОЛС, синхронизировать сигналы и начать передачу. Именно поэтому данную систему называют системой Plug and Play ("подключай и работай"). В эксперименте швейцарских исследователей каналом связи являлся подводный кабель длиной 23 км, используемый для передачи данных между Нионом и Женевой. Однако скорости передачи информации, полученные в данной системе, низки для практических приложений, и сейчас ведется доработка схемы, чтобы достичь более конкурентоспособных результатов.
Алгоритмическая часть ККС состоит из стека протоколов, реализация которого позволяет законным пользователям обеспечить формирование общего ключа при условии утечки к злоумышленнику не более заданного количества информации или отказ от данного сеанса при невыполнении этого условия.
В стек протоколов входят следующие элементы.
Шаги первичного протокола квантовой передачи зависят от типа оптической схемы, использованной для создания квантового оптического канала связи, и вида модуляции квантовых состояний. Пример протокола квантовой передачи для КОКС с модуляцией поляризации фотонов по четырем состояниям был кратко описан выше. После реализации такого протокола пользователи A и Б будут иметь в основном совпадающие последовательности, причем длины этих последовательностей будут близки к половине длины последовательности переданных фотонных импульсов.