Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 17:00, лекция
1. Понятие криминологии как науки и ее предмет
Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.
3. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям).
4. Об индивидуально-
5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружения (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, материальная обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо позитивное влияние и т.п.).
Помимо упоминавшийся источнико
Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.
Наряду с простейшими — интуитивными прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы1.
Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точен.
При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероятность совершения преступлений лицами последовательно-криминального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведение лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы промежуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отнесение преступника к той или иной классификационной группе — дело весьма непростое.
В целом проблема прогнозирования индивидуального преступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.
Тема. Предупреждение преступности
Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия им.
В частности, эту роль в той или иной степени играла любая система уголовного законодательства, которому изначально присуща цель так называемой общей превенции (независимо от того, провозглашена она в законе или нет). Постепенно пришло понимание того, что предупреждение преступности несет в себе большой социально позитивный потенциал и по ряду признаков выгодно отличается от других направлений борьбы с этим злом.
Отдельные фрагментарные высказывания на эту тему содержатся в трудах древних мыслителей. Так Платон говорил о законодательстве, которое должно отвращать людей от совершения преступлений. Аристотель подчеркивал значение борьбы с испорченными правами, обычаями и привычками, противоречащими требованиям разума.
Идея предупреждения преступности получила вполне четкие формулировки у просветителей XVIII века. Автор знаменитого трактата "О духе законов" Монтескье отмечал, что "хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы". Эти мысли получили дальнейшее развитие в работах Беккариа, Вольтера, многих других мыслителей, включая отечественных. Например, А.Н. Радищев указывал, что "верховная власть многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть: 1-е — воспретительные, 2-е — побуждающие, 3-е — предупреждающие".
Положение о возможностях и роли предупреждения преступности в деле противостояния ей было воспринято марксистской социологией, теорией государства и права, на которых базировалась советская криминология.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности. Однако реальное состояние предупредительного "хозяйства" на современном этапе таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая в советское время) практически разрушена, а новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте — в значительной мере дело будущего.
Вместе с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности — это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.
По принципу целеполагания
(уровню) принято выделять общесоциальное (
В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).
При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же, не ради борьбы с преступностью, осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.
В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления и т.д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.
В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения: 1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные.
Общегосударственные — это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории республики. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области,) применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе — это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.
По содержанию меры предупреждения
преступности могут быть экономическими,
политическими, социальными, организационно-
Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, — это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).
К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.
В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.
Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.
Типичный пример правовых (не только по форме, но и по содержанию) мер предупреждения преступности — применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией.
Необходимо отметить, что перечень мер предупреждения преступности, выделенных по рассматриваемому критерию, не может иметь исчерпывающего характера, — настолько сложно и многообразно оно по своему содержанию. Наряду с перечисленными можно, например, назвать предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного характера. Известная специфика содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями субъектов, объектов предупредительного воздействия и другими признаками.
По стадиям принято выделять
раннее, непосредственное предупреждение,
предупреждение рецидива преступлений.
Обычно при этом используются два признака:
во-первых, время, отдаляющее лицо от момента
возможного совершения преступления;
во-вторых, степень "социальной испорченности
личности". Формально-
Более значимо, с практической точки зрения, выделение
в предупреждении преступности таких
стадий (этапов), как профилактика, предотвращение,
пресечение. Причем сразу следует оговориться,
что это разграничение проводится главным
образом применительно к специальному
предупреждению преступности. Иногда
указанные термины (особенно "предупреждение-профилактика",
"предупреждение-
С позиций сугубо семантических определенные основания для этого имеются. Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и, как правило, длительного генезиса, многообразие форм проявления криминальной активности (в виде не только непосредственно преступного, но и так называемого до-преступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнообразных мер предупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от их развития по времени обусловливают необходимость четкого разграничения указанных понятий. Тем более что оно уже фактически проводится - хотя не в законе, но иным путем, например в ведомственных нормативных актах. В данном контексте профилактика — это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий других детерминант преступлений.