Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс.

Содержание работы

Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление.
Соотношение социального и биологического в личности преступника.
Криминологическая характеристика личности преступника.
Классификация и типология личности преступника: значение и отличие.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по криминологии Личность преступника.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

Тема: «Личность преступника». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

  1. Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление.
  2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
  3. Криминологическая характеристика личности преступника.
  4. Классификация и типология личности преступника: значение и отличие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие личности преступника.  Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление.

       Значимость  исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей.

       Личность  преступника, с одной стороны, понятие  общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу.

       Таким образом, под личностью преступника  понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

       Понятно, что совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, появляется не в момент его совершения, а  складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Важно  и то, что личностные свойства, обусловившие совершение преступления, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но в любом случае представляют криминологический интерес.

       С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения судимости.

       Общее же понятие личности преступника  является достаточно абстрактной категорией и используется в основном в качестве рабочего инструментария в процессе научного анализа конкретных лиц.1

       Слово «личность» в толковом словаре русского языка определяется как «…носитель каких-нибудь свойств, лицо». В психологии личность понимается как «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения».

       Слово «преступник» означает того, кто виновно  совершил общественно опасное противоправное  и уголовно наказуемое деяние. А личность преступника можно представить как совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющую его индивидуальность и образующих его общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления.

       О личности преступника можно говорить лишь применительно к субъекту преступления, т.е. к лицу, уже совершившему преступление.

       В широком смысле личность преступника  – система характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и  определения причин совершения преступления.2

       В понятии «человек» воплощено  неразрывное единство разных сторон его существа: социального и биологического. В понятии «личность» фиксируются  только специфически социальные признаки. Личность – это «социальное лицо человека», то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе. Таким образом, при употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно социальные характеристики человека, совершившего преступление.3

       Когда человек совершает преступление, он предстает перед обществом и законом прежде всего как «личность» с определенными характеристиками: полноценный либо неполноценный, испорченный или неиспорченный влиянием окружающей его обстановки, ущербный или неущербный. Личностные качества есть у каждого человека. В зависимости от поступков, которые совершает  человек он нуждается либо не нуждается в криминологической характеристике.

       Таким образом,  под  личностью преступника понимается  совокупность  ее социально-значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними  условиями на  преступное поведение. При этом стоит сказать, что криминологическое понятие «личность преступника» не имеет законодательного определения.

       Исходя  из вышеизложенного, понятие «личность преступника» шире, чем понятие «лицо, совершившее преступление».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Соотношение социального и биологического  в личности преступника.

       В XIX веке Чезаре Ломброзо обратил внимание на антропологические признаки преступников и пришел к выводу, что у большинства из них имеются физические аномалии.

       Понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, биологическую или социальную. Когда френологи, а затем Ломброзо разрабатывали биологический тип преступника, измеряя его лоб и т. д., то они исходили из того, что преступников нужно искать в «низах» общества и что они «отмечены природой». Венценосных убийц и насильников они не обмеряли. Как и те, кто стоял на позициях, что преступник есть социальный тип, а не биологический. В то же время они искали эти социальные типы в определенных слоях общества, стоящих на низших ступенях социальной лестницы. И те, и другие преуспели в доказательствах своей правоты с той лишь разницей, что биологизаторы говорили о преступности самой человеческой личности, а стоявшие на социальных позициях были гораздо гуманнее по отношению к человеку и «строже» к обществу, толкавшему людей на преступление.

       Чем дальше и глубже шли исследования как самой преступности, так и тех, кто совершает преступление, тем больше у ученых имелось оснований для отказа от приверженности жестким зависимостям и жестким формулам типа «личность преступника». Это понятие становилось все более широким и неопределенным. Если первоначально о «личности преступника», находившегося на верхних ступенях общественной лестницы, не говорилось (во всяком случае в научных классификациях), то по мере углубления исследований появилась теория о преступниках «в белых воротничках» (Э. Сатерленд и Д. Кресси), что в общем-то подточило справедливость прежних теорий о заранее заданных социальных типах преступников, тем более биологических.

       Будучи  существом социальным, человек наделен  биологическими особенностями, которые  делают личность такой, какая она  есть, физически здоровым или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальную программу. Человек психически больной к такому восприятию неспособен. Он не может быть “личностью преступника”, как полагало в сравнительно недавнем прошлом немалое число ученых, особенно медиков. Поэтому такие лица совершают общественно опасные деяния, но не преступления. Путать болезнь с преступностью можно было лишь на ранних стадиях изучения преступности и развития криминологии.

       Биологические особенности человека есть та база, те условия, которые способствуют восприятию человеком социальных программ, но не причины его преступного поведения. При этом надо иметь в виду, что, даже “собравшись вместе”, биологические факторы не делают явление социальным, ибо они лежат в разных плоскостях реальной жизни.4

       В начале 60-х гг. Буза и Пинатель писали, что антропологическая теория, рожденная  ломброзианским учением, утвердила существование наследственной предрасположенности к преступности. Позднее такая предрасположенность стала связываться с хромосомами.

       Исследования  ученых Англии. США, Австралии и в  других странах выявляли повышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой. Если в среднем кариотип XYY встречался среди населения примерно в 0,1-0,2 % случаев, у специально подобранных групп правонарушителей он отмечался в 2 % и более. При этом, как правило, подбирались преступники или с умственными аномалиями, или высокого роста, что характерно для носителей указанной аномалии, отличавшихся, по мнению исследователей, агрессивностью и жестокостью поведения.

       Определенный  «взрыв» среди отечественных  криминологов в 70-х гг. вызвали публикации профессора И.С.Ноя из Саратова, который писал: «Независимо от среды  человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения».

         В.П.Емльянов сделал следующий  вывод: «Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением…причина преступности – это синтез различных явлений социального и биологического свойства…».

       Ной и Емельянов имели активных сторонников  из числа известных отечественных генетиков – В.К.Эфросимсона, Б..Астаурова, Д.Н.Беляева. Позднее, после активных дискуссий, Беляев писал, что «наличие генетической программы и врожденных потенций не означает, что эти потенции автоматически сформируются в реально осязаемое свойство психики или форму поведения человека, для этого необходимы еще соответствующие условия среды, жизненные условия, под влиянием которых природные потенции человека либо разовьются, либо, наоборот, погаснут.

       У первого осужденного в Европе с генетической аномалией XYY Даниеля Югона отмечался целый ряд заслуживающих внимания моментов: Даниель в возрасте четырех лет перенес энцефалит и страдал нервными припадками, родился с деформацией ступни, что повлекло нарушение двигательных функций, и был предметом насмешек братьев, сестер, товарищей, получил психологическую травму, которая была причиной самоубийства, не имел возможности приобрести профессиональные навыки и получить определенную постоянную работу, работал с 15 лет и с этого же времени употреблял спиртные напитки.

       Наряду  с антропологическим в криминологии всегда существовал и другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного  поведения. Ф.М.Решетников отмечал, что  трактовка преступления как «симптома» биологических или психологических недостатков преступника означает игнорирование действительной природы преступления как социального явления, порожденного социальными же причинами.

       В.Н.Кудрявцев, И.И.Карпец вместе с Н.П.Дубининым  написали книгу «Генетика, поведение, ответственность», издававшуюся дважды в России, а также за рубежом. В ней они доказывали социальную обусловленность преступности.

       За  конкретным преступником эти авторы видели особо неблагоприятные условия  социального формирования и жизнедеятельности.5

       Стоит сказать и о том, что каждая личность имеет свои, только ей присущие особенности, вызванные и социальными и биологическими причинами, которые рассматриваются криминологией в комплексе.

       Несомненно, человек – это двойственное существо, в котором объединены биологическое  и социальное начала, преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, т.е. что она социально обусловлена, в понятии личности преступника закрепляются специфические социальные признаки. 

       Таким образом, при оценке личности преступника учитываются одновременно врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития человека свойства организма, его психики, поскольку некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек воспримет из окружающего мира, как он будет действовать в различных обстоятельствах, складывающихся вокруг него, будет ли он действовать в рамках должного и возможного, но не запрещенного законом поведения.

       Например, статьей 21 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера».6

Информация о работе Личность преступника