Криминологическая характеристика краж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 00:53, Не определен

Описание работы


Введение
§ 1. Современное состояние и тенденции преступлений против собственности
§ 2. Характеристика личности корыстного преступника
§ 3. Причины и условия, способствующие совершению краж
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_________криминологическая характеристика краж.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

      В словаре русского языка дается следующее  определение личности – «совокупность  свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»4. Данное определение в большей степени соответствует криминалистической характеристике личности, но и оно не отражает деятельностную черту, которая должна быть присуща любой личности.

      Наиболее  близким к криминологической  личности преступника является определение, данное в советском энциклопедическом словаре, где под личностью понимается «человек как субъект отношений и сознательной деятельности»5

      Изучая  личность людей, совершающих кражи, выявляются причины, условия и механизмы  совершения таких преступлений, вырабатываются средства их предупреждения, познаются истоки  
возникновения и развития антиобщественной направленности личности, движущие механизмы образа жизни и поведения.

      Давая половозрастную характеристику лиц, совершающих  кражи, нужно отметить что мужчины совершают данный вид преступления значительно чаще, чем женщины. Женщины, как показывает практика, все чаще берут на себя не только пособническую роль, но и становятся подстрекателями, исполнителями, организаторами краж, а иногда действуют самостоятельно, одни или в группе. Их, как правило, отличает стойкая антисоциальная установка, глубокое нравственное падение, духовная опустошенность, пристрастие к алкоголю, половая распущенность. Среди них весьма значителен процент рецидива.

      Среди лиц, совершивших кражу за период с 2000-2006 гг., 86 % - мужчин, 14 % - женщин. Удельный вес мужчин, совершающих кражи в городах России, составляет 87 %, в сельских районах мужчинами совершается 78 %  краж. Следует отметить, что ежегодно увеличивается в среднем на 2 -4 % удельный вес совершающих кражи женщин. Как  показывают криминологические исследования, все отчетливее наблюдается тенденция «сближения» рассматриваемых форм криминального поведения лиц мужского и женского пола.

      Возрастная  характеристика лиц, совершающих кражи также имеет важное практическое значение, так как между возрастными особенностями личности, как биологическими, так и социальными, с одной стороны, и характером, видом совершаемого им преступления – с другой, существует объективная связь. На протяжении последних лет процентное соотношение количества лиц различных возрастных категорий, совершающих кражи, практически не изменилось. Следует отметить, что действия лиц разных возрастов, совершающих кражи, имеют свои особенности. Для несовершеннолетних преступников по отношению к взрослым, более характерно совершение преступления группами. Кроме того, предметом посягательств несовершеннолетних чаще всего являются радио, -теле, -видеоаппаратура, продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия. Характер предметов посягательств в значительной мере отражает вкусы и пристрастия малолетних преступников. Не менее значимой особенностью краж, совершаемых несовершеннолетними, является их интенсивность: иногда кражи совершаются с промежутком менее месяца. Г.Г. Бочкарева и В.И. Кузнецова6 характеризуют подростков, совершающих кражи, как людей со слабыми нравственными мотивами и чрезмерным развитием примитивных потребностей. Перевес последних часто обусловлен влиянием сверстников или взрослых лиц, а у подростков велика возможность в общении или подражании. Самой активной возрастной группой, совершающей кражи, являются лица в возрасте 18-30 лет. Именно на эту группу приходится почти 60 % от общего числа всех совершенных краж7. Основу преступной мотивации лиц данной группы составляют гипертрофированные запросы на образ жизни, не соответствующий возможностям, что оказывает на вора деморализующее влияние, формирует его как личность с устойчивой антиобщественной направленностью и сложившимися криминальными навыками. Вышеупомянутые данные подтверждаются другими исследованиями, так по данным Ю. М. Антоняна,  основной контингент корыстных преступников, совершающих кражи, являются лица молодого и среднего возраста (до 40 лет)8 В формировании и реализации мотивов преступлений значительную роль играют особенности психологии несовершеннолетних и лиц молодого возраста. Но их влияние осуществляется в совокупности с такими факторами как влияние среды, образ жизни, воспитание и т.д.

      Составной частью криминологической характеристики личности преступников, совершающих преступления против собственности, является их общеобразовательный уровень. Этот показатель является важным ориентиром при осуществлении индивидуальной профилактической работы. Общеизвестно, что криминологи непосредственно не связывают уровень образования с совершением преступления. Образование, будучи одним из инструментов накопления социального опыта является лишь частью, хотя и значительной тех условий, которые прямо или косвенно определяют весь процесс формирования личности. Вместе с тем в криминологической литературе и в исследованиях личности отдельных категорий осужденных почти единодушно отмечается, что уровень образования лиц, совершающих преступления, чем у граждан этого возраста с социально одобряемым поведением. В свою очередь, уровень образования лиц, совершающих корыстные насильственные преступления, как правило, ниже уровня образования лиц, совершающих иные виды преступлений.  Образование имеет неразрывную связь с интеллектом, волевыми качествами личности. Более высокому образованию, по-видимому должна соответствовать более устойчивая социально-нравственная позиция. Известно однако, что высокий   интеллект может иметь и антиобщественную направленность, а твердая воля может оказаться преступной и это приводит к совершению преступлений более изощренными способами, качественное сокрытие следов хищения преступниками, что, в свою очередь, затрудняет противодействие и раскрываемость преступлений данной группы. Отмечая низкий уровень образования у воров как условие, способствующее совершению преступления, нельзя тем не менее преувеличивать его криминогенное значение. Ведь сама по себе образованность отнюдь не всегда делает человека правопослушным. Значительная часть лиц с низким уровнем образования и культуры далека от  самой мысли совершить преступление. Анализ статистических данных показывает, что 70 % всех краж совершаются лицами со средним общим образованием. В городах этот показатель в среднем на 3-5 % выше, чем в сельских районах. Число лиц со средним профессиональным образованием – субъектов краж составляет 15-17 % от общего количества совершивших. Уровень лиц, привлеченных к уголовной ответственности за ненасильственные преступления против собственности, имеющих начальное образование, составляет в среднем 10-12 % по городам и 15-21%  по сельским районам9.

      Важен вопрос о том, каково соотношение  между преступниками, занимавшимися  к моменту совершения преступления общественно полезным трудом и не работавшими. Практика показывает, что по роду занятий большинство воров может быть отнесено к группе воров. Это объясняется несколькими факторами:

    1. Рабочие – самая многочисленная общественная группа среди населения страны.
    2. Кражи в 80-84 % случаев совершают мужчины, которые в группе рабочих преобладают.
    3. Подавляющее большинство краж совершается в городе, где сосредоточенно основное рабочее население.

      Изучение  рода занятий лиц, совершивших кражи, свидетельствует, что среди них  достаточно велика доля неработающих, неучащихся и неимеющих вследствии этого источника постоянного дохода. Нежелание работать и вызванный этим недостаток средств, а также стремление вести праздный образ жизни, являются наиболее характерными мотивами преступной деятельности таких лиц. Удельный вес лиц, совершивших кражи и не имеющих на момент их совершения источника постоянного дохода, в условиях города и сельской местности мало различаются между собой.

      Говоря  о характеристике личности преступников, нельзя не отметить существующую в  юридической литературе классификацию типов корыстных преступников, в основу которой положены различные дифференцирующие критерии  (возраст, социальный статус, развитие нравственной деформации личности, готовность к выбору варианта преступного поведения, антиобщественная ориентация и т.д.)10 :

    • Случайный тип
    • Ситуационный тип
    • Злостный тип
    • Особо злостный тип

     В юридической литературе встречается  и другая типология личности корыстных  преступников. Например, Ю. А. Антонян, В. П. Голубев, К. Н. Кудряков выделяют следующие  типы: утверждающийся, дезадаптированный и алкогольный, игровой, семейный11.

      В целом криминологическая характеристика личности преступников, совершающих  кражи, имеет важное практическое и  методическое значение, для эффективной  профилактики и борьбы с преступлениями данной группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3. Причины и условия, способствующие совершению краж. 

     Преступность  связана со множеством явлений, состояний, процессов. Из них причинами являются лишь те, которые действуют генетически,  то есть  порождают, воспроизводят преступность как свое следствие. Статистическими наблюдениями зафиксированы зависимость преступности, ее состояния и других характеристик, например, от времени года, половозрастной структуры населения. Но ни зима или лето, ни пол преступника не порождают преступления (хотя указанные связи негенетического характера должны учитываться при организации борьбы с преступностью). В отличие от этого, например, экономические противоречия и диспропорции могут стоять у истоков преступности, быть связанными с нею генетически, т.е. порождать, воспроизводить данное социально негативное явление. Если причины порождают следствие (преступность, преступление), то условия как разновидность детерминации лишь способствуют этому, обеспечивая возможность действия причин. Плохая охрана имущества не порождает корыстные посягательства на него, не вызывает их как следствие, а значит, и не является их причиной, но она создает благоприятную почву — для совершения преступления в дальнейшем, скажем, кражи. Именно взаимодействие причин и условий приводит к результату (преступлению). Изучение процессов детерминации и причинности краж связано с ответом на вопросы: как, и почему они существуют и развиваются, какие социальные, экономические и другие обстоятельства выступают в качестве порождающих их причин; каковы особенности условий, способствующих проявлению причин и наступлению криминального результата в виде одного или нескольких преступлений этого вида; и, наконец, каковы особенности этих явлений в интеграционном сочетании. 

      Общеизвестно, что основной побудительной силой человеческой жизнедеятельности выступают потребности, а возможность их удовлетворения определяется, социальными отношениями, местом индивида в системе распределения материальных благ. Следует также отметить, что в детерминации корыстной преступности решающим обстоятельством выступает не сам по себе уровень удовлетворения материальных потребностей, а степень различий в их удовлетворении различными социальными группами т.е. имущественное неравенство.

     Нынешний  исторический этап развития России характеризующийся утверждением и развитием рыночных отношений, обладает чрезвычайным своеобразием и неповторимостью. Во-первых, в силу совокупности политических, экономических, социальных, идеологических обстоятельств, и, во-вторых, в силу того, что наступление этих обстоятельств вызвано причинами субъективного характера. На последнем обстоятельстве стоит остановиться, потому что, оно имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблематике, что еще раз доказывает причинную обусловленность явлений, которые, на первый взгляд, далеки от проблем преступности и совершения краж в частности.

     Базисные,   коренные   преобразования,   требовавшие тщательной подготовки, продуманной стратегии и тактики, с самого начала приняли по существу аварийно-спасательный характер,  стали  осуществляться поспешно, импульсивно, зачастую по методу латания дыр. Неоправданные надежды возлагались на возможности саморегуляции рынка. Положение усугублялось некритическим заимствованием в ряде случаев зарубежных   моделей   реформирования   экономических отношений и структур без учета специфики российской действительности. Это не могло не повлечь при проведении кардинальных преобразований серьезных    просчетов и ошибок, многие из которых обладают сильным криминогенным потенциалом. Начиная с 1992 г. инвестиции в экономику страны сократились более чем в 5 раз. По темпам сокращения валового внутреннего продукта Россия уже в 1993 г. опередила США времен «великой депрессии»12, которая, как известно, дала беспрецедентный всплеск преступности, в том числе организованной. Форсированные темпы разгосударствления и приватизации, принижение роли государства в регулировании экономических процессов, утрата им ряда жизненно важных для бюджета монополий, безбрежная, на грани вседозволенности свобода торговли в начале реформ, создали благоприятную почву для неконтролируемого криминализированного   бизнеса и антиобщественного сотрудничества чиновников и частного сектора.

      Следование  властей целям технократии (в  ее российском толковании) приняло такие формы, когда предполагалось сначала обеспечить эффективность рынка на основе некоторых положительных результатов по ограниченному количеству чисто экономических показателей, а уж потом, решить проблемы так называемой социальной приемлемости, т.е. приемлемому образу жизни населения. Надо ли говорить, что при таком подходе, когда социальные проблемы, включающие многообразие явлений, формирующие взгляды и поступки людей, в том числе по поводу чужого имущества: равного уважения прав всех владельцев, всех граждан и допустимости криминального их нарушения, - оказались на обочине реформ.

      В настоящее время имущественное  расслоение общества значительно увеличивается. Имущественное неравенство и  порождает в конечном счете  корысть  как социально-психологическое явление, это ведет к появлению индивидов, которые преступным путем пытаются уравнять свое имущественное положение или хотя бы приблизиться к желаемому уровню благополучия. К тому же в бытовом сознании высокий доход отождествляется с преступными доходами.

      Имущественное неравенство обуславливает и  существование другого противоречия – между материальными потребностями  и легальными путями их удовлетворения. Низкие заработные платы, высокие цены на продукты и услуги, необходимые  для осуществления нормальной жизнедеятельности, постоянный рост числа безработных все более усугубляют проблему удовлетворения материальных потребностей легальным путем.

     В нынешнем сознании значительной части  людей преобладают элементарные потребности, мотивы физического выживания, сиюминутные интересы. Неуверенность в завтрашнем дне, ощущение перманентной угрозы благополучию, переживание ненадежности, а то и ущербности социального статуса, материального и служебного положения вызывает у многих людей состояние фрустрации, порождает социальную депрессию, апатию, пессимизм. Отмечающийся сейчас процесс «овеществления» общественных отношений, преобладание материальных ценностей над духовными способствует развитию антисоциальной направленности. Деформация ценностных ориентации у значительной части населения, особенно в подростково - молодежной среде, дошла до того, что признаются социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и даже преступного поведения (проституция, сводничество, вымогательство, кражи и др.),  немаловажную роль здесь играет также случаи жестокого обращению с детьми, что приводит к интенсивному «вытеснению» детей на улицу и дает толчок новому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Снижен престиж образованности, учености, профессионализма. Значительная часть населения отдает предпочтение легкодоступным видам деятельности, достижению успеха любой ценой.

Информация о работе Криминологическая характеристика краж