Антропологический подход к изучению преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Антропологический подход к изучению преступности.
Преступность военнослужащих в России.
Основные этапы развития криминологической мысли и практики.
Научное и практическое значение криминологии.

Файлы: 1 файл

Криминология .docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

  1. Антропологический подход к изучению преступности.
  2. Преступность военнослужащих в России.
  3. Основные этапы развития криминологической мысли и практики.
  4. Научное и практическое значение криминологии.

Задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь, но не общества, а отдельных людей. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, - результат вырождения, дегенерации. При этом понятие вменяемость и общая превенция уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность - отделение здоровых от больных. Антропологический подход в криминологии нередко называют ломброзианством (неоломброзианством), а само это научное направление прочно ассоциируется с именем итальянского ученого Чезаре Ломброзо. Отдельные высказывания на эту тему мы находим у Гиппократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского. В начале XIX века проблемы личности преступника затрагивали исследователи в области физиогномики и френологии.Физиогномика (наука о распознавании природных задатков по физическим свойствам человека) имеет достаточно древнюю традицию. Френология - учение о локализации в различных участках мозга отдельных психических способностей, диагностируемых путем ощупывания внешнего рельефа черепа. Основатель френологии австрийский врач и анатом Галль утверждал, что в мозгу человека локализуются основных человеческих способностей. По мнению Галля, можно определить в мозгу места, откуда исходят побуждения к убийству, кражам. Различия в мозговых извилинах поддаются определению по форме черепа, по наличию определенных шишек и т. п. Последователи Галля — ученые Вуазен, Клеф, Клерк, Каспер, Брока, Ловерн - провели интересные исследования физиономий преступников, их черепов. Мэйю и Деспин, например, сравнивали преступников с дикарями. Особым объектом их исследований была связь между преступностью и различными аномалиями психики, эпилепсией и вырождением.Все эти идеи удалось синтезировать и развить профессору Ч. Ломброзо, пытавшемуся основать новую науку - уголовную антропологию. Основная мысль Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный. Преступником не становятся, а рождаются. Антропологический подход традиционно оценивается весьма критически абсолютным большинством представителей мирового научного сообщества. В то же время и в рамках этого подхода вырабатываются идеи, заслуживающие внимания:

1. все, что представляет  опасность, должно быть в сфере  научного интереса исследователей;

2. дифференциация бытия  различных типов людей (опасных  и неопасных) - эффективный метод социальной защиты;

3. в целях профилактики  преступности необходимо проявлять  заботу о психическом и физическом  здоровье нации (увеличение числа  психофизиологических аномалий  в обществе - основание для прогноза  роста преступности);

4. во главу угла практики  социальной защиты ставится безопасность  потенциального потерпевшего;

5. изоляция преступников  не должна быть сопряжена с  причинением страданий человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Под преступностью военнослужащих  подразумевается совокупность преступлений, совершенных военнослужащими, а также приравненными к ним по статусу и уголовной ответственности военными строителями и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. К военнослужащим относят не только военных строителей и людей, состоящих на службе в Вооруженных Силах РФ, но также военнослужащих из других войск и воинских формирований (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, гражданской обороны, правительственной связи и др.).

Преступность военнослужащих – сложная совокупность противоправных действий, неоднородных и неодинаковых по характеру, уровню и структуре применительно к различным войскам и разным категориям. Сами преступления делятся на общеуголовные (которые могут совершаться и гражданскими лицами) и воинские преступления (преступления военнослужащих против воинского правопорядка), доля которых 50–70 % от общего числа преступлений военнослужащих.

По распространенности на первом месте стоят уклонения от военной службы (до 70 %) – самовольные оставления части, дезертирство и членовредительство; на втором – нарушения уставных отношений с сослуживцами, начальниками и подчиненными; на третьем – преступления, связанные с эксплуатацией военной техники и порядком несения боевого дежурства.

Общеуголовные преступления составляют около 35 % от всех преступлений, среди них – преступления против различных видов собственности (около 60 %), против личности, общественного порядка, общественной безопасности и др. Преступность военнослужащих ранжируется по званиям: преступность офицеров, прапорщиков, сержантского состава, рядовых.

По мотивации преступления военнослужащих распадаются на группы: по политическим мотивам; насильственные; корыстные; анархической мотивации (хулиганство, самоволка); неосторожные легкомысленной мотивации; трусливо-малодушной мотивации (дезертирство, измена Родине).

К причинам преступлений военнослужащих относят: 1) условия жизни, воспитания до военной службы; 2) общие причины преступности; 3) специальные воинские причины (неправомерное поведение командиров, дедовщина, бесконтрольность, бесхозяйственность, бытовая неустроенность и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы развития криминологической  мысли

Классический период — вторая половина XVIII века — последняя 1/3 XIX века

Позитивистский период — конец XIX — начало XX века

Плюралистический период — первые 2/3 XX века

Гуманитарный период — вторая половина XX века — по настоящее время.    

 В новейшей истории  криминологии в СССР и далее  в возникших в его пространстве  независимых государств, начиная  с 60-х годов минувшего века, различаются  четыре ниже охарактеризованных  этапа.   

 Детерминистический этап (1960-е — первая половина 1970-х  гг.) характеризуется формированием  диалектической школы, значимым  итогом деятельности которой  стало рассмотрение противоречий  общественной жизни, относящихся  к сферам как бытия, так и  сознания, в качестве причин массового  преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).     Плюралистический этап (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа — Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем — Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии — А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа — Я. И. Гилинский и др.).    

 Либеральный этап (1980-е  — 1990-е гг.) Слово «либеральность»  происходит от латинского «lieber» — свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).     

 Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).    

 Украинский ученый  А. Н. Костенко разрабатывает концепцию  «натуралистической криминологии»  — то есть криминологии, основанной  на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией  преступность рассматривается как  проявления воли и сознания  людей, состоящие в нарушении  природных законов социальной  жизни, присущих данному обществу  и отраженных в действующем  уголовном законодательстве. Преступник  — это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии  иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные  законы общественной жизни людей  и потому запрещенного уголовным  законодательством. Любое преступление  — это проявление «комплекса  своеволия и иллюзий», образовавшегося  у человека под действием определенных  жизненных обстоятельств, которые  следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии»  А. Н. Костенко развивает основной  тезис классической криминологии, сформулированный Ч.Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан. По϶ᴛᴏму и значение криминологии принято рассматривать в трех аспектах: мировоззренческом, практическом, эру-диционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на ϶ᴛᴏ явление; на уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; на осмыслении с данных позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности'.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Стоит заметить, что она вооружает  специалиста суммой определенных  знаний и умений, необходимых  для эффективного воздействия  на преступность в процессе  выполнения профессиональных функций, связанных с изучением личности  преступника или правонарушителя; выявлением причин и условий преступлений; криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической  ценности криминологии для каждого  человека состоит по сути в  том, что она помогает овладеть  оптимальной стратегией и тактикой  поведения с тем, ɥᴛᴏбы свести  к минимуму личную вероятность  оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной  практической ценности криминологии будет анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, ɥᴛᴏбы избежать такой драматической развязки, — ответ на ϶ᴛᴏт вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает  криминологию, имеет или будет  иметь детей. Как становится преступником  ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют ϶ᴛᴏму, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — данные проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту  увидеть, каким образом отдельные  негативные стороны его деятельности  могут оказаться причинами или  условиями новых преступлений, и  использовать ϶ᴛᴏ понимание для  того, ɥᴛᴏбы выполнение профессиональных  функций оказывало разрушающее  воздействие на преступность, а  не продуцировало новые общественно  опасные деяния.

6. Преступность так или иначе  затрагивает интересы каждого  человека. По϶ᴛᴏму объективно каждый  заинтересован в том, ɥᴛᴏбы принять  участие в разрушающем воздействии  на нее. При этом далеко не  каждый понимает ϶ᴛᴏ, и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно  не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии —помочь  людям уяснить эту нехитрую  мудрость и научить, как отдельный  человек в самых разных условиях  может оказывать деструктивное  воздействие на криминальный  феномен.

Информация о работе Антропологический подход к изучению преступности