Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 18:36, курсовая работа
Доказательства определяются как любые предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных, опровержению обвинения или смягчению вины обвиняемого. В отличие от показаний, заключений экспертов, документов вещественные доказательства представляют не словесное или иное кодовое (цифровое, графическое и т.п.) описание обстоятельств имеющих значение для дела, а материальные предметы со следами и признаками, сохранившимися к моменту производства по делу
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и основы технико-криминалистического обеспечение следствия.4
1.1. Понятие, значение и классификация технико-криминалистических средств…………………………………………………………………………….4
1.2. Правовые основы технико-криминалистического обеспечения следствия.10
2. Характеристика основных технико-криминалистических средств………….17
2.1. Средства для предварительного исследования следов и иных вещественных доказательств………………………………………………………………...17
2.2. Средства для упаковки вещественных доказательств……………………...22
2.3. Комплектные технико-криминалистические средства……………………..24
Вместо заключения – список ТКС……………………………………………….28
Литература………………………………………………………………………...35
8) Универсальные средства: унифицированные чемоданы и передвижные криминалистические лаборатории, предназначенные для использования при осмотре места происшествия и при производстве других следственных действий.
9) Средства для систематизации и выдачи криминалистической информации. Это различные картотеки и коллекции (следов рук, обуви, транспортных средств, взлома, поддельных денег и документов и ряд других), а также электронно-вычислительные машины, используемые для их ведения, если оправдано их применение.
10) Средства для лабораторного исследования вещественных доказательств. Они весьма разнообразны. К ним относятся, например микроскопы сравнительные криминалистические, макрорепродукционные установки (МРК), универсальные лабораторные репродукционные установки (УЛАРУС), установка «Скорость» для отстрела огнестрельного оружия, приборы «Трасограф» – для получения экс-периментальных следов орудий взлома, приборы оптического наложения «ПОН» – для исследования денежных знаков, оттисков печатей и штампов, приборы «Регула» – для исследования денег и документов.
Выше названы лишь некоторые технико-криминалистические средства. Их на вооружении правоохранительных органов находится значительно больше и о них пойдет речь в последующих разделах.
Из сказанного выше видно, что наши правоохранительные органы располагают достаточно большим арсеналом технико-криминалистических средств. Если при этом еще учесть масштабы нашей страны, количество следственных органов, оперативных аппаратов и экспертно-криминалистических подразделений, то не трудно представить, что на их техническое оснащение государство затрачивает многие миллионы рублей. Разумеется эти затраты должны себя оправдывать. Криминалистическая техника должна эффективно влиять на состояние борьбы с преступностью. Вместе с этим, как показывает практика, в вопросах обеспечения правоохранительных органов технико-криминалистическими средствами, внедрения их в практическую деятельность, анализ их использования значительно отстают от предъявляемых требований. Поэтому работа по технико-криминалистическому обеспечению расследования преступлений должна быть существенно улучшена.
Под технико-криминалистическим обеспечением следствия понимается система правовых, научных, организационных мер по разработке, внедрению и практическому использованию технико-криминалистических средств и научных методов в целях успешного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [8]. Таким образом, технико-криминалистическое обеспечение объединяет:
– правовое обеспечение;
– научное обеспечение;
– организационное обеспечение.
Рассмотрим только правовое их обеспечение.
1.2. Правовые основы технико-криминалистического
обеспечения следствия
Под правовым обеспечением как элементом технико-криминалистического обеспечения расследования следует понимать правовое урегулирование важнейших вопросов применения криминалистической техники в следственной деятельности. Здесь можно выделить четыре группы вопросов:
1) о субъектах применения технико-криминалистических средств;
2) допустимости использования в уголовном процессе отдельных видов техники;
3) порядке применения технико-криминалистических средств;
4) процессуальное оформление факта использования техники. Без правового урегулирования этих вопросов немыслима никакая другая работа по технико-криминалистическому обеспечению следствия. Поэтому правовое обеспечение занимает главенствующее положение по отношению к другим элементам технико-криминалистического обеспечения следствия. Рассмотрим эти вопросы.
1) Вопросы о субъектах применения технико-криминалистических средств законодателем решается не достаточно полно, так как для решения этого вопроса необходимо обратиться не к одному источнику, а к различным нормативно-правовым актам в силу того, что нет конкретной статьи, регламентирующей это положение.
Статья 84 УПК РСФСР 1960 г. гласила, что «вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, по возможности сфотографированы и приобщены к делу особым постановлением лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда».
Современный УПК РФ 2001 г. содержит статьи, которая давала бы исчерпывающий перечень субъектов применения технико-криминалистических средств. Так анализируя УПК РФ и закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. с изменениями от 2003 г., можно сделать вывод о том, что субъектами применения технико-криминалистических средств являются.
а) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1) органам внутренних дел Российской Федерации;
2) органам федеральной службы безопасности;
3) федеральным органам государственной охраны;
4) таможенным органам Российской Федерации;
5) службе внешней разведки Российской Федерации;
6) Министерству юстиции Российской Федерации;
7) органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативные подразделения органов внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 – 9 части первой статьи 13 закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Уголовно-процессуальный закон решает также вопрос о допустимости использования в расследовании определенных видов техники.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь, сталкиваются с тем, что этот вопрос регулируется различными нормативно-правовыми актами и отсутствием исчерпывающего перечня видов техники. Несмотря на это, например, в уголовно-процессуальном законодательстве содержится ряд норм, определяющих общие основания использования в целях раскрытия и расследования преступлений технико-технических средств.
Так ряд статей УПК содержит прямое указание на то, какая техника может применяться при производстве следственного действия:
а) фотоаппаратура – ст. 82 (Хранение вещественных доказательств), ст. 166 (Протокол следственного действия), ст. 178 (Осмотр трупа. Эксгумация), ст. 179 (Освидетельствование), ст. 183 (Основание и порядок производства выемки), ст. 189 (Общие правила проведения допроса), ст. 190 (Протокол допроса) УПК РФ;
б) киносъемка и видеозапись – ст. 82 (Хранение вещественных доказательств), 166 (Протокол следственного действия), ст. 179 (Освидетельствование), ст. 183 (Основание и порядок производства выемки), ст. 189 (Общие правила проведения допроса), ст. 190 (Протокол допроса), ст. 192 (очная ставка) УПК РФ;
в) звукозапись – ст. 166 (Протокол следственного действия), ст. 186 (Контроль и запись переговоров), ст. 189 (Общие правила проведения допроса), ст. 190 (Протокол допроса), ст. 192 (Очная ставка) УПК РФ;
г) слепочные массы и иные материалы для получения слепков и оттисков следов – ст. 166 (Протокол следственного действия) УПК РФ;
д) измерительная техника – ст. 182 (Основание и порядок производства обыска) УПК РФ и т.д.
Применение того или иного вида криминалистической техники закреплено не только в УПК, но и в других нормативных актах. Так закон «О милиции» в ст. 11 разрешает проводить регистрацию, фотографирование кино- и видеосъемку, дактилоскопирование и другие действия в отношении лиц, заключенных под стражу, задержанных, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному аресту и так далее. В ст. 14 закона РФ «О милиции» говорится о возможности применения «специальных окрашивающих средств» (маркерах).
Регламентируется применение технико-криминалистической техники и некоторыми подзаконными актами. Так ведение криминалистических учетов, использование различных методик, приборов исследования вещественных доказательств определяется ведомственными инструкциями Министерства внутренних дел и прокуратуры.
Однако целый ряд технико-криминалистических средств, широко используемый в расследовании, в законе не упоминается. Это поисковые приборы, видеомагнитофоны, источники ультрафиолетового и инфракрасного излучения и многие другие. На это указывали многие авторы, которые справедливо считают, что нет необходимости в законе указывать весь перечень технико-криминалистических средств [2, 10, 11].
Уголовно-процессуальный закон определяет принципы применения технико- криминалистических средств. Анализ правовых норм, определяющих применение тех или иных средств криминалистической техники в процессе расследования, позволяет сделать следующие выводы:
а) Следователь независим в принятии решения о применении того или иного технико-криминалистического средства. На это в частности указывает ст. 164 УПК РФ – при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств, т.е. окончательное решение о применении тех или иных технико-криминалистических средств остается за следователем. Статья 166 УКП РФ, регламентирующая порядок оформления протокола следственного действия, гласит, что при производстве следственного действия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Аналогичную норму содержит ст. 189 УПК, в которой закреплены общие правила проведения допроса. В ней, в частности, говорится, что по инициативе следователя в ходе допроса может быть проведено фотографирование, аудио- и (или) видеозапись или киносъемка.
Из общих правил есть несколько исключений, например: ст. 82 УПК РФ говорит о том, что, если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле (например, объекты подверженные естественным изменениям; объекты, удаляемые с места происшествия в силу особых обстоятельств (удаление автомобилей с проезжей части при ДТП, удаление взрывоопасных предметов и др.); скоропортящиеся предметы и предметы первой необходимости), они должны быть сфотографированы или сняты на видео- или кинопленку; ст. 178 УПК РФ – неопознанные трупы подлежат обязательному дактилоскопированию и др.
Несоблюдение этих правил должно рассматриваться как нарушение закона.
б) Допускается применение технико-криминалистических средств как самим следователем, так и специалистом по его поручению. Право следователя на самостоятельное применение технических средств зафиксировано в ст. 164 (Общие правила производства следственных действий), ст. 178 (Осмотр трупа. Эксгуация), ст. 179 (Освидетельствование), ст. 182 (Основания и порядок производства обыска), ст. 189 (Общие правила проведения допроса), ст. 192 (Очная ставка) УПК РФ.
Участие специалиста предусмотрено в ст. 168 УПК, которая гласит, что следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой ст.164 УПК, т.е. следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 – 8 УПК, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 Уголовного кодекса РФ.
Обязательность процессуального закрепления факта применения технико-криминалистических средств и полученных при их использовании результатов.
Этот принцип закреплен в ст. 166 УПК РФ. В ней указывается, что:
а) каждый факт применения технико-криминалистических средств при производстве следственного действия должен отражаться в протоколе (п. 5 ст. 166: в протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты);
б) в нем должно содержаться указание, что накануне применения технико-криминалистических средств все участники следственного действия об этом были уведомлены (п. 5 ст. 166 УПК РФ: В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств);
в) в протоколе должно указываться какие именно технические средства применялись, порядок и условия их использования;
г) в нем должны фиксироваться полученные при применении технико-криминалистических средств результаты;
д) результаты применения технико-криминалистических средств: негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограмма допроса, планы, схемы, слепки и оттиски следов подлежат приобщению к протоколу (п. 8 ст. 166 УПК РФ: К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.
Под технико-криминалистическими
средствами (ТКС) понимаются аппаратура,
инструменты, приспособления, слепочные
массы и другие материалы, а также методы
и методики, применяемые в целях обнаружения,
фиксации и исследования носителей и источников
информации, получения и использования
этой информации в уголовном процессе.
Применение ТКС осуществляется с учетом
ряда принципов:
1.Независимость следователя в принятии
решения о применении технико-криминалистических
средств (лишь в одном случае, когда речь
идет о правилах хранения вещественных
доказательств, закон обязывает следователя
проводить фотографирование громоздких
предметов). 2. Допустимость применения
технико-криминалистических средств.
3. Предварительное уведомление следователем
всех участников следственного действия
о применении технико-криминалистических
средств. 4. Обязательность процессуального
закрепления применения технико-криминалистических
средств и полученных при их использовании
результатов. Из этого принципа вытекает,
что: а) каждый факт применения таких средств
обязательно должен отражаться в протоколе,
б) в нем должна содержаться запись, что
перед применением ТКС все участники следственного
действия об этом были уведомлены; в) в
протоколе должно указываться, какие именно
ТКС использовались и условия их применения;
г) в протоколе должны фиксироваться полученные
при этом результаты; д) результаты применения
ТКС (изготовленные фотографические снимки,
негативы, слепки, диапозитивы, киноленты,
фонограммы допросов, планы, схемы и др.)
подлежат приобщению к протоколу следственного
действия. Классификация
технико-криминалистических средств производится
по различным основаниям:
Информация о работе Характеристика основных технико-криминалистических средств