Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа
1. Оперативное мышление в деятельности оператора;
2. Психологические основы создания системы «искусственного интеллекта»;
3. Роль и значение памяти в деятельности оператора.
1. Оперативное мышление в деятельности оператора;
2. Психологические основы создания системы «искусственного интеллекта»;
3. Роль и значение памяти в деятельности оператора.
Введение.
Инженерная психология, являющаяся особой научной дисциплиной, пограничной для технических и психологических наук, возникла как ответ на нужды научно-технического прогресса. Ее объектом являются системы «человек — машина», а предметом — процессы информационного взаимодействия человека и техники. Создание новых образцов техники и новых технологических процессов неизбежно сопровождается изменением требований к человеку как субъекту труда; изменения орудия и условия труда, формируются новые виды трудовой деятельности. Каждый новый шаг в развитии техники и технологии порождает и новые проблемы, требующие инженерно-психологического исследования. Это значит, что инженерная психология есть наука непрестанно развивающаяся. Ее развитие связано с научно-техническим прогрессом. С ходом научно-технического прогресса роль инженерной психологии возрастает.
В современном обществе инженерная психология, как и все другие науки, поставлена на службу человеческого труда. Главная задача инженерной психологии — это разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой, с одной стороны, и трудовой деятельностью человека — с другой, возникающих в процессе развития производства. Ее цель — повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологии.
Оперативное мышление в деятельности оператора.
Центральное место в деятельности оператора занимает решение различного рода задач, возникающих в процессе управления, что происходит на основе мышления, за счет которого из всего потока информации выделяются наиболее главные, существенные моменты.
В отличие от ощущений, восприятия и представлений, мышление опосредовано языком, тесно связано с речью и проявляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Наиболее значимое в деятельности человека-оператора мышление - оперативное, направленное на формирование субъективной внутренней модели плана действий по решению предстоящей практической задачи.
Основными компонентами оперативного мышления являются:
· структурирование, которое выражается в объединении отдельных элементов проблемной ситуации в более крупные единицы;
· динамическое узнавание - определение начальных и конечных частей решаемой задачи (ситуации);
· формирование алгоритма действий - выработка их определенной последовательности, принципов и правил решения задачи.
Оперативное мышление отражает практическую сторону человеческого интеллекта, связанную с постановкой целей, выработкой планов, проектов, прогнозов и часто развертывается в условиях дефицита времени и необычной окружающей обстановки. Это определяет его постоянное взаимодействие с другими видами мышления и в первую очередь с наглядно-образным и творческим. За счет первого человек оперирует представлениями реальной ситуации, образующимися на основе полученной информации. С помощью творческого мышления оператор может прогнозировать исход реализованного им решения или создавать новые проекты действий в необычных условиях деятельности. Показатели качества оперативного мышления обусловлены в основном индивидуальными характеристиками интеллекта субъекта труда: психофизиологическими возможностями мозга, способностями, жизненным и профессиональным опытом и многими другими свойствами личности.
В целом эффективность информационного взаимодействия в системе «человек-машина» определяется показателями: быстродействия, надежности (безошибочности), точности, своевременности и безопасности для здоровья и жизни людей. Их характер зависит как от «человеческого фактора», так и от свойств машины. Чем сложнее, мощнее и подвижнее техническое устройство, чем меньше устойчивость режимов его работы и хуже управляемость, тем выше рабочие нагрузки оператора, уровень его нервно-психического и эмоционального напряжения. Машины одной и той же конструкции и даже одинаковой степени изношенности обладают различными особенностями в функционировании, как говорят, имеют свои «капризы», к которым оператор должен уметь приспосабливаться, иначе возможны нарушения в работе всей системы, часто опасные для человека.
В зависимости от типа системы «человек – машина», оператор может взаимодействовать с техническим устройством как непрерывно, так и эпизодически, управлять работой одного автомата или их комплекса, только следить за работой механизмов или вмешиваться технологический процесс. Все это определяет выраженную неоднородность содержания операторского труда, а также многообразие характеристик его психологических компонентов, что, в частности, проявляется в развитии специфических психических состояний у операторов, нарушающих надежность управляемых систем.
Так, при длительной работе людей с компьютерной техникой часто возникает феномен «персонификации», который выражается в очеловечивании, олицетворении машины. И пользователи, и программисты разговаривают с компьютерами, обижаются на них, делятся с ними своими переживаниями.
Операторы, ведущие наблюдение за приборами при отсутствии каких-либо «возмущающих» воздействий со стороны машины и окружающей среды, испытывают состояние монотонности, притупляющей внимание и активность психических функций, что часто является причиной травм и аварий. Примером могут служить работы рулевого, удерживающего движение корабля, летчика, машиниста электровоза.
В трудовой деятельности операторов водительских профессий, для которых характерны: большие скорости перемещения машины в пространстве (самолетов, судов и т. д.), перенасыщенность рабочих мест автоматическими средствами контроля и отображения информации, непрерывность трудовых действий в условиях лимита времени, наблюдается состояние эмоциональной напряженности, или стресса (от английского stress - давление, напряжение). Стрессовые реакции часто сопровождают деятельность операторов, обслуживающих комплексы автоматических агрегатов в больших системах управления, «поведение» которых можно предсказать лишь с известной долей вероятности (при объединениях, например, нескольких энергоблоков). Нередко в таких системах обнаруживается резкое противоречие между запрограммированным и реальным ходом производственного процесса, для которого не существует типичного алгоритма ликвидации возможных нежелательных последствий. В этих случаях говорят о наличии проблемной ситуации, всегда требующей от человека максимального напряжения всех психических возможностей с привлечением механизмов эвристической деятельности, так как существует необходимость быстрого, иногда мгновенного принятия правильного решения.
Состояние нервно-эмоционального стресса является характерным для операторских профессий, связанных с непривычными для человека условиями деятельности (летчики, моряки, подводники и космонавты), зачастую опасными для жизни людей и неблагоприятными для эксплуатируемой техники. В таких случаях эмоциональный стресс носит специфический характер тревожного ожидания. Как бы ни были совершенны машины, составляющие их элементы (узлы, передачи, двигатели, электронные устройства и т. п.) изнашиваются, и при том в разные сроки. И чем сложнее управляемая система, тем выше вероятность неисправности какой-либо ее части.
Невозможность предусмотреть все варианты и сроки поломок, способных спровоцировать предаварийную ситуацию или аварию, является одной из главных причин возникновения у оператора чувства постоянной тревожной готовности к ним. При этом в зависимости от профессионального опыта и личностных свойств человека (темперамента, характера, воли, способностей), состояние тревожного ожидания могут проявляться по-разному. У одних людей, обычно опытных профессионалов, наблюдается повышенная бдительность, осторожность в действиях, у других (чаще новичков, лиц с неуравновешенным типом нервной системы, слабо развитыми волевыми качествами) - могут возникать так называемые неврозы ожидания, имеющие различные клинические проявления. В некоторых случаях это - повышенная раздражительность и аффективность (от латинского affectus - душевное волнение), в других - пассивность, заторможенность. Но всегда в основе лежит болезненная неуверенность человека в своих возможностях преодолеть предстоящие затруднения (вероятные аварии, катастрофы). Механизм развития невроза ожидания связан со свойством любого нормального, здорового человека «внутренне проигрывать» различные варианты своих будущих действий во всех возможных ситуациях предстоящих событий. Если это проигрывание приводит к представлению о плохом исходе событий и вызывает у человека чувство, что он не справится с предстоящими трудностями, то тревожное ожидание затягивается на долгие сроки, приобретает болезненные признаки (симптомы).
Профилактика неврозов ожидания имеет своей основой хорошую профессиональную подготовленность оператора, включающую такой багаж теоретических знаний и практических навыков, который создает у человека чувство доверия к технике, уверенности в своих силах. Большое значение при этом имеет нравственная готовность индивида к риску, заложенная в его сознании.
Широкое внедрение в сферу производственной деятельности операторов автоматических, в том числе самоуправляемых технических устройств, ведет к увеличению темпов трудовых процессов, повышению ёмкости функциональных обязанностей работников в системах «человек – машина» и соответственно к определенным изменениям в содержании их труда. В условиях современного производства в трудовой деятельности оператора становится нормой работа в нескольких контурах управления, что находит отражение в специфике обеспечивающих процесс труда психических и физиологических функциях человека.
Деятельность человека-оператора характеризуется существенной ролью процессов принятия решения на всех уровнях психического отражения и регуляции деятельности.
Принятие решения (ПР) требуется при формировании и реализации фактически всех компонентов психологической системы деятельности (выбор цели и задач, элементов программы деятельности и ее информационной основы, способов выполнения действий и т. д.). Необходимость выбора варианта действий, способа его выполнения в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств, высокой сложности и ответственности за результат деятельности обусловливают высокую вероятность принятия ошибочных решений.
Многие элементы деятельности
оператора по управлению системой пока
не удалось описать какими-либо количественными
характеристиками. Более того, в
отдельных системах даже трудно предвидеть
все те качественные состояния, в
которых может оказаться
Перед человеком-оператором может возникнуть задача, для которой заранее не предусмотрена определенная схема действия или для решения которой существует ряд способов, из которых необходимо выбрать наиболее оптимальный. Процесс решения практических задач в деятельности человека-оператора называется оперативным мышлением.
Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, который осуществляется на основе моделирования оператором объектов трудовой деятельности и в результате которого формируется модель предполагаемой совокупности действий (план операций), обеспечивающей достижение поставленной цели. Оперативное мышление включает в себя задачу выявления проблемной ситуации и систему ее мыслительных и практических преобразований.
Исследования показали, что прежде чем отреагировать на ту или иную проблемную ситуацию, оператору необходимо отразить, мысленно воссоздать и представить элементы, из которых складывается эта ситуация, а затем привести в движение отражения, образы этих элементов и на основе такого перемещения увидеть план будущего действия или совокупности действий, то здесь имеет место оперативное мышление. В случае же, когда действие однозначно следует из ситуации, независимо от его сложности и структуры сигнала, деятельность такого рода является просто ответной реакцией.
Информация о работе Роль и значение памяти в деятельности оператора