Эстетика Возрождения. Этические взгляды Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Художник Возрождения – энциклопедия знаний. Другой характерной чертой эпохи Возрождения является ее интерес к художнику, указания на его самостоятельность, достоинство и красоту. Черты художника, отмеченные эстетикой Средневековья, такие, как послушание и смирение, дополняются формированием концепции воспитания и образования художника.

Содержание работы

1.Идейное многоцветье Возрождения.
2.Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа.
1.Этика итальянских гуманистов (Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла).
2.Основные моральные идеи Н. Макиавелли и М. Монтеня.

Файлы: 1 файл

этика ТЕМА 5.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

    ТЕМА 5. ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ 

    ПЛАН

  1. Идейное многоцветье Возрождения.
  2. Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа.
 
 

    ТЕМА  5. ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

    ПЛАН

  1. Этика итальянских гуманистов  (Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла).
  2. Основные моральные идеи Н. Макиавелли и М. Монтеня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕМА 5. ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. Идейное многоцветье Возрождения

   Все больше утверждается точка зрения, по которой переход от Средневековья  к Возрождению протекал очень  плавно, и уже, по мнению некоторых культурологов, 12 в. был началом европейского Возрождения.

      Первоначальной  характеристикой эстетики Возрождения  является ее светский характер. И действительно  это было мировоззрение, в основном базировавшееся на земных устремлениях человека. Хотя в этот период было создано большое количество антицерковных сочинений, но все-таки полностью светским мировоззрениям Ренессанс не был.

      Действительно, достаточно вспомнить неоплатонизм флорентийской академии и царившее в ней беззаботное отношение. Атрибуция абсолютной светскости Возрождению, безусловно, помешает адекватно оценить и понять творчество кардинала Николая Кузанского, да и Джордано Бруно, при всей своей антицерковности, возвышенно настроенного неоплатоника.

      Сказанное не позволяет говорить о какой-то единой эстетике Ренессанса: была эстетика Возрождения периода 15-16 вв., но была еще и готическая эстетика, которую сегодня также относят к Возрождению.

      Наличие взаимоисключающих концепций –  еще одна характерная черта эпохи. К Возрождению относятся гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечности миров Д. Бруно, в соответствии с которыми как планета Земля, так и возвеличенная идеологами Возрождения человеческая личность превращаются в ничтожные песчинки бесконечной Вселенной. Эстетика Ренессанса поражает сложностью. Хотя она и связана с эстетикой Средневековья, но средневековые термины рассматриваются уже в более светском значении.

Художник  Возрождения –  энциклопедия знаний. Другой характерной чертой эпохи Возрождения является ее интерес к художнику, указания на его самостоятельность, достоинство и красоту. Черты художника, отмеченные эстетикой Средневековья, такие, как послушание и смирение, дополняются формированием концепции воспитания и образования художника. Художник должен быть эрудитом, он должен быть образован во всех науках, философии и богословии. Особенно важной для образования художника считалась математика, направленная на тщательнейшее измерение обнаженного человеческого тела. Известно, что античность делила человеческое тело на шесть – семь частей, а эстетика Возрождения в трактатах известных теоретиков и практиков (Л.Б. Альберти, А. Дюрер),  в целях достижения точности в живописи и скульптуре делят человеческое тело на 600 частей. Для этого уже требовалось знание реальной анатомии. Без этого знания обходился средневековый художник, для которого тело было всего лишь носителем духа, его задачей было создание аскетического плоскостного изображения отражателя сверхчувствительного мира. А «Спящая Венера» Джорджоне, одного из основоположников венецианских Высокого Возрождения - , это  гармоничное и прекрасное, полноценное обнаженное тело, хотя и божье творенье, но требующее особого внимания само по себе.

      Специфика эстетики Возрождения состоит также в характере самого художника и того места, которое он занимает.

Эстетическая  телесность Возрождения. Отмечая особенность эстетической телесности Возрождения, художник этой эпохи всматривался в человеческое тело как таковое, и для него оно представляло самостоятельную эстетическую ценность. Вспомним скульптуру Микеланджело «Давид» и полотно Рафаэля «Афинская школа». Фигуры Давида, Платона и Аристотеля – возрожденческие идеалы равновесия и гармонии человеческого тела выражены с незнающим себе равных совершенствам.

      Телесность  Возрождения не только сама трехмерна, но делает таковым и окружающее. В Возрождении и живопись, а архитектура, и литература всегда скульптурны. Теоретическое отражение эта мысль находит в творчестве Леонардо да Винчи, по мнению которого художник, являющий наиболее полное выражение, более высокое выражение всей культуры.

Чувствительно – зрительная данность как субъективная объективность. И, наконец, в эстетике Ренессанса особую активность приобретает чувственно-зрительная данность. Следствием этого явилось возникновение таких научных проблем, как проективная геометрия и проблема перспективы. Человек, созерцая удаляемый от него предмет, замечает, что этот предмет сокращается в своих размерах, а параллельные линии постепенно сближаются, а на горизонте и вовсе сливаются в одну точку.

      Именно  из таких человеческих ощущений уже  сами художники Возрождения разработали  концепцию перспективы, а в 17в. Стала  разрабатываться специальная наука  – проектная геометрия.

      Благодаря такому научному оформлению чувственно-зрительная данность в эстетике Возрождения приобретает статус субъективной объективности.

      В целом, эстетика Возрождения, основанная на стихийном жизнеутверждении человеческого субъекта, содержала в себе идеи, характерные для средневековой эстетики, так и в неразвитом состоянии все последующие этапы эстетики. 

  1. Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла  Франческа.

 Трактаты Л.Б. Альберти. Характерной чертой эстетики Возрождения было включение искусства, особенно живописи, в сферу познавательной деятельности человека. Богатая художественная практика породила многочисленные трактаты об искусстве: архитектуре, скульптуре и живописи. Выдающимся автором таких трактатов («О зодчестве», «О живописи», «О статуе») был Л.Б. Альберти, ученый, архитектор, художник, теоретик искусства, автор и сторонник идеи культурного аскетизма. По его мнению, культура требует всего человека, без остатка, ничего не предлагая взамен: ни денег, ни удовольствий, только труды и бдения.

      Человек, преданный словесности, пишет Альберти, в трактате «О преимуществах и недостатках словесности», должен отречься от всего и вытерпеть все жизненные тяготы и трудности. Его идеал – радость обладания культурой пеной отказа от даров молодости, житейских наслаждений, сладостных цветов.

      Несмотря  на то, что высказывания Альберти о сущности прекрасного не имеют систематического характера, он подробно рассматривает проблемы красоты и гармонии в трактате «О зодчестве».

      Красота у Альберти – нечто непосредственно  данное восприятию любого человека. Он считал, что судить о красоте людям позволяет врожденное их душам знание. В вещах от природы есть нечто превосходное и совершенное, нечто волнующее дух, а глаза жадны до красоты и гармонии, в искании их они  наиболее упорны и наиболее устойчивы.

      Альберти  отмечает, что в природе встречается и безобразное, а прекрасное целое является немалой редкостью. И именно это требует от живописца изучать каждую часть изображаемого в отдельности и искать наиболее совершенные части в разных предметах. Зодчий у Альберти стоит на верхней ступени наук и искусств и управляет человеческим общением, создавая города. При этом он обнаруживает «скрытое, что находится под землей», тайные корни и скрытые причины, объективные и всеобщие законы, по которым строится мир прекрасных и гармоничных вещей, по которым оформляется материя. Природа для Альберти только материал, а все ее оформление исходит из божественного или человеческого духа, в котором красота является врожденным понятием, в то время как природа, взятая сама по себе, не содержит никакой красоты.

      Понятие прекрасного и красоты Альберти связывает с понятием гармонии, назначение которой он видел в том, чтобы  упорядочить части совершенным  соотношением, чтобы они соответствовали друг другу, создавая красоту. Предстающее перед душою гармоничное, писал Альберти, человек чувствует сразу.

      Проанализировав все написанное Альберти  о гармонии можно выделить следующее: 1)  гармония – абсолютное и первичное начало природы, сопричастница души и разума; 2) гармония – объективная закономерность, по которой соединяются и согласуются в высшем согласии части предметов; 3) красота есть действительность гармонии.

      Важную  задачу художника Альберти видел  в задаче выбора. Из того, что художник выбрал, он должен был создать гармонию. Эта гармония означала полное  соответствие отдельных элементов художественного предмета друг другу и всему целому. Для выражения полного соответствия возникли новые понятия и формулы: соотношение, пропорция, изящество, согласованность, композиция. Использовались математические расчеты, учитывались назначение и функции каждой детали, чтобы произведение в целом производило должный эмоциональный эффект.

      До  сих пор сохраняется упрощенное представление об эпохе Возрождения  как периоде молниеносной замены авторитета церкви авторитетом науки  и разума. Это не так, и на первый план в период Возрождения выступали другие проблемы. Одной из них был переход искусства из категории ремесле в категорию свободных профессий. Эстетика Возрождения, не порывая с идеологией Средневековья, шли по пути возвеличения изящного искусства. По их мнению, высшее совершенство проистекает от Бога. Альберти считал, что художник должен быть своего рода священником, ему должны быть присущи благочестии и добродетель.

      Путь  развития сложен вообще, сложен он и  в эпоху Возрождения: насыщенный флорентийский мир, многообразный венецианский, от гуманистической классичности Мантеньи до строгой торжественности Пьеро дела Франческа. Его живопись отражает целую гамму оттенков культуры, которая воплощается в статуях и в монументах, в дворцах и церквях. Утверждается новый канон человеческой фигуры, ее новая парадигма, в которой люди эпохи видят свой идеал и следуют ему, а в архитектуре создается новый тип жилища для людей и богов.

      Складывается  более разумное и сознательное отношение  к искусству, чем средневековое преклонение перед символом. Это проявляется в некоем параллелизме между философским содержанием и умелым привлекательным его изложением. Искусство оказывается одновременно выражением разума и выражением красоты, что делает искусство эпохи Возрождения непревзойденным либо за счет его рационализации в эпоху классицизма, либо за счет его эстетизации в современную эпоху. 

    ТЕМА  5. ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

1.Этика  итальянских гуманистов  (Пико  дела Мирандола,  Лоренцо Валла).  Итальянские гуманисты 14-15 веков активно выступили против церковной схоластики, за Возрождение наследия античности. Они отвергли жесткие рамки средневековой догматики, обращенность исключительно к текстам Священного писания и призвали мыслителей обратиться к самой жизни, к живому, действующему, полному сил человеку. Происходила светская переориентация сознания. Конечно, фигура Бога не исчезает из творчества деятелей Возрождения, но она как бы отодвигается на второй план, в то время как на авансцену философско-эстетической мысли выходит телесный, активный, свободный и творческий индивид.

      Одним из крупнейших итальянских гуманистов является ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1407-1457гг.). Валла  исповедует ярко выраженный принцип  индивидуализма, и это – знамение времени. Он утверждает неискоренимый эгоизм человеческой природы, происходящий из природной же жажды самосохранения. Добродетель, согласно взглядам Валлы, это полезность, а полезность предполагает здравый расчет. Все отношения в обществе, начиная с семейных, подчинены полезности и расчету, но общество не может распасться в силу своей универсальности. Принцип наслаждения Лоренцо Валла распространяет не только на земную жизнь человека, но и на загробное царство. Он ничего не говорит об аде и осуждении грешников, зато рисует прекрасную картину райских радостей. По его мнению, люди в раю сохраняют свои тела, облагороженные и утонченные. Они могут теперь плавать под водой, летать по воздуху, а в знании и в искусстве достигнуть больших успехов. Таким образом, внесение  эпикурейских мотивов в христианство оборачивается гуманизацией человеческого посмертья.

     ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (1463-1494) – итальянский философ и гуманист. Мистически верил в силу магии. Преклоняясь перед мудростью Каббалы, изучил древнееврейский, арабский и халдейский языки. Основные сочинения: "900 тезисов, навеянных философией, каббалой и теологией", "Речь о достоинстве человека" и др. (Некоторые из представленных тезисов были признаны еретическими и осуждены. П.д.М. был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден и прощен в 1493 Папой Александром VI.) Ссылаясь в "Речи о достоинстве человека" на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), П.д.М. пишет: "В арабских книгах я прочел, преподобные отцы, что Абдулла Сарацин, от которого потребовали, чтобы он указал на самое большое чудо мира, ответил, что нет ничего более изумительного, чем человек". Сходно звучит сказанное Гермесом: "Великое чудо, о Асклепий, человек". Обосновывает данную мысль П.д.М. таким образом: все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании. Согласно П.д.М., Бог, обращаясь к только что сотворенному человеку, изрек примерно следующее: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные". В человеке, согласно П.д.М., наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит "единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей". Развивая идеи Фичино, П.д.М. внес в интеллектуальную традицию Западной Европы ряд оригинальных подходов: 1) отнес к традициям магии и герметизма также и Каббалу, оказавшую самое значительное воздействие на умонастроения той эпохи; 2) стремился активно использовать в новых философских программах как ряд положений Аристотеля, так и многие фрагменты схоластики. По мысли П.д.М., природа человека – "хамелеонова": "И справедливо говорил афинянин Асклепий, что за изменчивость облика и непостоянство характера он сам был символически изображен в мистериях как Протей. Отсюда и известные метаморфозы евреев и пифагорейцев. Ведь в еврейской теологии то святого Эноха тайно превращают в божественного ангела, то других превращают в иные божества. Пифагорейцы нечестивых людей превращают в животных, а если верить Эмпедоклу, то и в растения. Выражая эту мысль, Магомет часто повторял: "Тот, кто отступит от божественного закона, станет животным и вполне заслуженно". И действительно, не кора составляет существо растения, но неразумная и ничего не чувствующая природа, не кожа есть сущность упряжной лошади, но тупая и чувственная душа, не кругообразное вещество составляет суть неба, а правильный разум; и ангела создает не отделение его от тела, но духовный разум. Если ты увидишь кого-нибудь, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник... И если ты увидишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Это – самое возвышенное божество, облаченное в человеческую плоть. И кто не будет восхищаться человеком, который в священных еврейских и христианских писаниях справедливо называется именем то всякой плоти, то всякого творения, так как сам формирует и превращает себя в любую плоть и приобретает свойства любого создания! Поэтому перс Эвант, излагая философию халдеев, пишет, что у человека нет собственного природного образа, но есть много чужих внешних обликов. Отсюда и выражение у халдеев: человек – животное многообразной и изменчивой природы". Отчетливый контекст магического герметизма и каббалистики наложил явный отпечаток на гуманизм П.д.М., как и на весь возрожденческий гуманизм. По мнению Я.Буркхардта, П.д.М. "был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности".

Информация о работе Эстетика Возрождения. Этические взгляды Возрождения