Эстетика как система категорий, законов, понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение вопросов, связанных со спецификой эстетики как системы категорий, законов, понятий.

Данная цель предполагает решение целого ряда исследовательских задач:

◦сбор, изучение, материала, посвящённого данной теме;
◦рассмотрение теоретической базы исследования (обращение к специфике категориального аппарата эстетики, к ее законам, понятийному полю);
◦систематизация, анализ изученного материала;
◦обобщение рассмотренного материала, подведение итогов работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Специфика эстетики как системы категорий, законов, понятий 5
1.1. Основополагающие категории эстетики 5
1.2. Магистральные законы эстетики 13
1.3. Понятия эстетики: предметное поле явления 15
Заключение 20
Библиографический список 21

Файлы: 1 файл

эстетика.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

     Оглавление

 

     Введение

     Тема данной контрольной работы – «Эстетика как система категорий, законов, понятий».

     Необходимо, в первую очередь, обозначить ту проблему, которая избрана для исследования в качестве магистральной. Речь идёт о специфике такой научной дисциплины, как эстетика, о своеобразии ее концептуального поля. Таков диапазон исследовательской проблемы, предопределяющий основные направления работы.

     Следует сказать также и о том, что актуальность, насущность темы, разрабатываемой в ходе исследования, несомненна. Это связано, прежде всего, со значимостью исследовательской тематики. На сегодняшний день интерес к эстетике все возрастает, что обусловлено стремлением современного человека выйти за чрезвычайно узкие рамки реальности, в которой зачастую отсутствуют духовные составляющие. На смену эпохи меркантилизма должен прийти период возрождения интереса к культуре, к эстетическим формам постижения этой крайне непростой действительности. Отсюда – непреходящая ценность, значимость эстетики.

     Цель  работы – рассмотрение вопросов, связанных со спецификой эстетики как системы категорий, законов, понятий.

     Данная  цель предполагает решение целого ряда исследовательских задач:

    • сбор, изучение, материала, посвящённого данной теме;
    • рассмотрение теоретической базы исследования (обращение к специфике категориального аппарата эстетики, к ее законам, понятийному полю);
    • систематизация, анализ изученного материала;
    • обобщение рассмотренного материала, подведение итогов работы.

     Объект  исследования – концептуальное поле эстетики.

     Предметом исследования в данном случае выступают основополагающие категории, законы, понятия, сопряженные с предметным полем эстетики.

     Методология данного исследования основывается на системном и концептуальном подходе к изучаемой проблеме.

     В данном случае системный подход предполагает учёт всех аспектов проблемы в их непосредственной взаимосвязи и целостности, выделение доминант исследования.

 

     Глава 1. Специфика эстетики как системы категорий, законов, понятий

1.1. Основополагающие  категории эстетики

     В рамках данной работы следует, в первую очередь, рассмотреть вопрос, связанный с системой категорий, характеризующей эстетику.

     В.В. Бычков в учебнике «Эстетика» отмечает: «Эстетическое» – наиболее общая категория эстетики; как бы метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории она оформилась в эстетике только в ХХ в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п. – ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой».1 В ХХ в. прилагательное субстантивировалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Ästhetische – в немецком; the aesthetic – в английском; l'esthétique – во французском – один термин для обозначения эстетики и эстетического, которые различаются достаточно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эстетике ХХ в.).

     Как правило, под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Ряд ученых еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма – особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине ХХ в. в академической эстетике категория эстетического утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно. «Для обозначения предмета эстетики она, как само собой разумеющийся научный термин, активно употреблялась А.Ф. Лосевым, Д. Лукачем, Г. Г. Гадамером, Г. Маркузе, М. Дюфреном, Э.Сурио, А.К. Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом они нередко использовали это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествлял его с понятием «эстетическое сознание»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих способов жизни «свободного общества» будущего», – пишет В.В. Бычков.2 М. Дюфрен связывал эстетическое, как «a priori» (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее в природе и в произведении искусства («квази-субъект»), с «эстетическим опытом». Д. Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие своеобразия эстетического», выявление его «объективного характера» и свел, в конечном счете, эстетическое к понятию «эстетическое отражение», которое он объединял с мимесисом, интерпретируемым в духе «теории отражения».

     Наиболее  емкое определение эстетического  ввел известный ученый А.Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений».3

     По  мнению В.В. Бычкова, одной из причин широкого распространения категории эстетического в науке ХХ в. стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов. Господство в художественно-эстетической культуре ХХ столетия авангардно-модернистских и постмодернистских тенденций поставило под вопрос актуальность самой категории прекрасного в эстетике.

     Спонтанно утвердившись в науке, категория  эстетического остается одной из наиболее дискуссионных проблем  эстетики, так как ее содержание – предмет самой науки – также до сих пор остается дискуссионным.

     Как известно, с помощью данной категории обозначается особый духовно-материальный опыт человека (эстетический опыт), который сводится к специфической системе неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате чего субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, духовную радость, достигает катарсиса, блаженного состояния и т.п.). В.В. Бычков в учебнике «Эстетика» замечает: «Сам опыт имеет или чисто духовный характер – неутилитарное созерцание объекта, имеющего свое бытие, как правило, вне субъекта созерцания, но в некоторых созерцательно-медитативных практиках (обычно относящихся к религиозному опыту) – и внутри субъекта («интериорная эстетика» монахов); или – духовно-материальный».4 В этом случае речь идет о многообразных практиках неутилитарного выражения – в первую очередь о всей сфере искусства, одной из главных причин исторического возникновения которого и явилась необходимость материальной актуализации (реализации, фиксации, закрепления, визуализации, процессуальной презентации и т.п.) эстетического опыта; но также и о неутилитарных компонентах или, точнее, о неутилитарной ауре, присущей любой творческой деятельности человека во всех сферах жизни.

     В случае художественно-эстетического  выражения духовное созерцание или предшествует, или, чаще всего в художественной практике, протекает синхронно с творческим процессом созидания эстетического объекта или произведения искусства. Состояние, которое переживается субъектом как «духовное наслаждение», является свидетельством реальности контакта субъекта и объекта эстетического отношения, достижения субъектом одной из высших ступеней духовного состояния, когда дух субъекта с помощью эстетического духовно-материального опыта достаточно полно отрешается от утилитарной сферы и воспаряет в пространства чистой духовности, достигает состояния сущностного слияния с Универсумом и его Первопричиной, о прорыве потока времени и хотя бы мгновенном выходе в вечность, или точнее – об ощущении себя причастным вечности и бытию. Эстетическое, тем самым, означает одну из наиболее доступных людям и широко распространенных в культуре систем приобщения человека к духовному путем оптимальной (то есть творческой) реализации себя в мире материальном. Кроме того, эстетическое свидетельствует о полной сущностной гармонии человека с Универсумом при внешней, преходящей, но хорошо ощущаемой в обыденной жизни конфликтности с ним, о сущностной целостности Универсума (и человека в нем как его органической составляющей) в единстве его духовно-материальных оснований.

     В рамках данной работы необходимо сказать  и о том, что иные эстетические категории являются, как правило, более конкретными модификациями эстетического. Так, например, категория «возвышенное» непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним первоосновами бытия, на потенциальную энергию бытия и жизни, на предпосылки сознания. Еще одна категория, «прекрасное», свидетельствует о целостном восприятии субъектом сущности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а такая категория, как «безобразное», указывает на ту непродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто.

     В.В. Бычков полагает: «Эстетическое, таким образом, не является ни онтологической, ни гносеологической, ни психологической, ни какой-либо иной категорией, кроме как собственно эстетической, т.е. главной категорией науки эстетики, не сводимой ни к одной из указанных дисциплин, но использующей их опыт и наработки в своих целях. Положенное вроде бы в основание данного определения понятие духовного наслаждения, т.е. чисто психологическая характеристика, не является сущностной основой эстетического, но лишь главным показателем, сигналом, знаком того, что эстетическое отношение, эстетический контакт, эстетическое событие имели место, состоялись».5

     Как уже отмечалось выше, одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике, на протяжении многих столетий составлявшей предмет эксплицитной эстетики, является категория прекрасного. Она наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности, выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, вызывающих в субъекте эстетическое наслаждение и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, гармонии идеальной и материальной сфер, идеала и идеализации и т.п.

     Категорией  «возвышенное» обозначается одна из относительно редких модификаций эстетического; одна из главных и наименее поддающихся дискурсивному описанию категорий эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим все возможности его восприятия и понимания. По мнению В.В. Бычкова, при этом субъект переживает свою глубинную онтологическую и энергетическую сопричастность или самому «высокому» объекту, свое родство с ним, или трансцендентному архетипу, духовным силам, стоящим за ним, и одновременно ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, то есть свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной.

     В рамках данной работы необходимо отметить тот факт, что еще одна эстетическая категория – «безобразное» – возникла в эстетике как оппозиционная категории прекрасного. В.В. Бычков убежден в следующем: «Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического)».6

     Одной из традиционно относимых к эстетике категорий является трагическое. «Однако сразу необходимо отметить, что в отношении этой категории существует принципиальная путаница. Достаточно часто, рассуждая об этой категории, говорят в одной плоскости о трагическом в искусстве и в жизни. Между тем к эстетике имеет отношение только и исключительно трагическое в искусстве, с наибольшей полнотой реализованное в конкретном жанре драматического искусства – трагедии», – говорится в учебнике «Эстетика».7 Трагическое как эстетическая категория относится только к искусству, в отличие от других эстетических категорий – прекрасного, возвышенного, комического, имеющих свой предмет и в искусстве, и в жизни.

     Сущность  феномена трагического эстетического  заключается в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного  случая, но как неизбежное следствие  его (как правило, вначале неосознаваемых) проступков или вины, обычно предопределенных судьбой, роком, «безысходной эмпирией» (у экзистенциалистов) – некой независимой от человека внешней могучей силой.

     «Комическое»  – категория классической эстетики, хотя и ставится традиционно в пару к категории трагического, в принципе не является ни антиподом ее, ни какой-либо модификацией. Роднит их только то, что исторически они ведут свое происхождение от двух древних жанров драматического искусства: трагедии и комедии. Однако, если трагическое как эстетическая категория имеет место только в связи с искусством и именно – с трагедией в основном и по преимуществу, то комическое – более широкая и более древняя категория; точнее, это относится к эстетическому феномену, описываемому этой категорией. В наиболее концентрированном виде феномены комического тоже проявляются в искусстве (как собственно и феномены, описываемые практически всеми основными категориями эстетики), однако и комическое в жизни имеет прямое и непосредственное отношение к предмету нашей науки.

Информация о работе Эстетика как система категорий, законов, понятий