Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2009 в 14:05, Не определен

Описание работы

Введение
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России
Заключение
Литература


Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

    Кривая  AS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае – при жестких ценах и номинальной з/п) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной з/п и относительно подвижных ценах).

    Причинами относительной жесткости величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование номинальной з/п, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и з/п постепенно, «порциями», с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставку сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект «меню» и т.д.

    Например, если издержки переиздания каталогов  с ценами на выпускаемую продукцию  достаточно велики и сам процесс  переиздания требует определенного времени (эффект «меню»), то при увеличении спроса фирмы в течении некоторого времени будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворит спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком экстремальном случае абсолютно жестких цен краткосрочная кривая AS будет горизонтальной.

    Если  номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, вызванный увеличением  совокупного спроса, приведет к падению  реальной заработной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование большего количества труда приведет к увеличению выпуска. Таким образом в период, когда номинальная заработная плата не меняется, появляется положительная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон (рис. №4).

    

    Разумность  предположений об относительной  жесткости цен на коротких временных  интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен.

    Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS. [1, 73]

    Таким образом, объем совокупного предложения  в краткосрочном периоде зависит  главным образом от величины совокупного  спроса. В условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают прежде всего изменения объема выпуска (предложения) и лишь в последствии могут отразиться на уровне цен (Рис. №5, где SRAS – краткосрочная кривая совокупного предложения, от англ. short run aggregate supply curve). Эмпирические данные подтверждают это положение.

    

    Если  правительство хочет увеличить  объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно  должно стимулировать совокупный спрос  при помощи фискальной и денежной политики – например, увеличить  государственные расходы, снизить  налоги, расширить предложение денег и т.п. (см. рис. №5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Равновесие совокупного  спроса и совокупного  предложения и  его особенности  в России

    Встречаясь  на рынке, у покупателя и продавца возникают различные мотивы. Покупатель хочет купить товар дешевле и  более хорошего качества. Продавец (производитель) же преследует другую цель – продать товар подороже и с минимальными затратами. Таким образом формируется рыночное равновесие спроса и предложения, возникает равновесная цена PE (рис. №6).

    

    При нарушении данного равновесия возможны две ситуации:

    1. Превышение предложения над спросом, тогда возникает избыток товаров и услуг, нарастает конкуренция продавцов в результате которой некоторые из них снижают цену и привлекают покупателей, а остальные уходят с рынка, в результате предложение сокращается и рынок возвращается к равновесию.
    2. Спрос больше предложения – характеризует систему как дефицитную; нарастает конкуренция покупателей при которой некоторые потребители готовы переплачивать. В итоге повышение цены стимулирует предложение и рынок приходит к равновесию. [3, 182]

    Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. При нарушении равновесия в экономике, близкой к полной занятости, например, в результате изменения совокупного спроса, вслед за непосредственной реакцией и установлением краткосрочного равновесия продолжается движение к состоянию устойчивого долгосрочного равновесия. Этот переход осуществляется через корректировку цен (см. рис. №7).

    

    Например,  в результате роста денежной массы  произошло увеличение совокупного  спроса (AD1 → AD2), и краткосрочное равновесие установилось в точке B, где Y>Y*, а уровень цен остался неизменным. Под влияние высокого уровня спроса увеличивается объем производства, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и росте спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки B к точке C), и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен. Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С. Корректировка цен в ответ на колебания AD происходит постепенно, тогда как приспособление объема выпуска и занятости к новым условиям осуществляется гораздо быстрее. Эмпирические факты подтверждают, что, независимо от причин, вызвавших изменение совокупного спроса и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню потенциала, заданного имеющимся количеством факторов производства и технологией.

    В условиях неполной занятости факторов рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приведет к последствиям, описанным выше (см. рис. №7).

    Заметим, сто в случае сокращения совокупного  спроса (уменьшение предложения денег, падение государственных расходов, увеличение налогов и т.д.) кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения (при Y<Y*, увеличении безработицы, снижения заработной платы и других издержек) постепенно вернет экономику к исходному уровню выпуска. На графике это отразится движением вниз вдоль новой кривой AD до уровня Y*. Но в реальной экономике цены не всегда также легко снижаются, как и растут, поэтому вполне возможно, что величина выпуска восстановится на исходном уровне Y* при более высоком уровне цен, чем это предполагалось теоретически.

      В российской экономике появились достаточно серьезные признаки того, что достигнутое ранее общехозяйственное равновесие спроса и предложения может быть нарушено. В основе этого лежит накапливавшаяся несколько последних лет диспропорция между быстрым ростом реальных располагаемых доходов населения и отстающей динамикой производства товаров и услуг, а также производительности труда.

      По  разным подсчетам, начиная с 1999 до 2005 года доходы населения возросли в 1,6-1,8 раза, в то время как прирост производства едва добирается до 30 процентов. Причем, эти показатели не являются точными данными, поскольку с учетом доходов теневой экономики и других статистических погрешностей могут иметь и несколько иные значения. Тем не менее наличие самой тенденции неоднократно признавалось как официальными, так и независимыми экономистами и вряд ли может быть оспорено.

      Дело  в том, что в конце нынешнего  года значительно возросла нестабильность конъюнктуры отдельных сегментов  внутреннего рынка, неопределенность прогнозов основных макропоказателей и внешнеэкономических условий воспроизводства национального капитала.

      Основным  раздражителем, видимым по крайней  мере для большинства населения, является напряженность на валютном рынке. Обильный приток иностранной  валюты и укрепление рубля спровоцировали первую волну бегства от доллара и вынудили Банк России вернуться к политике массированных интервенций. Характерно, что случилось это после того, как Центробанк вполне успешно осуществил ограничение динамики денежного предложения и внутреннего кредита. Главный банк страны является отнюдь не тем учреждением, где политика меняется каждый год, не говоря уже о месяцах. Поэтому гигантская интервенция в середине декабря объемом 2,5 миллиарда долларов в рублевом эквиваленте свидетельствует не только и не столько о серьезности текущей ситуации, сколько о неопределенности перспектив. Любой экономист знает, что когда меняются фундаментальные основы психологии рынка, то его никакими интервенциями не остановишь. По сути дела, сейчас осталось надеяться лишь на падение цен на нефть либо на понимание всеми российскими владельцами долларов того факта, что их массированный сброс ударит прежде всего по их личному карману. И то, и другое выглядит весьма проблематичным.

      К тому же никуда не деться и от традиционных сезонных выплат. Причем ныне они обещают раза в 1,5 большими, чем в прошлом году. Стимулы сбережения сейчас ослаблены как валютными факторами, так и дешевизной и доступностью потребительского кредита. Разогрев потребительского рынка даст выгоду прежде всего торговле и импортерам, а вполне очевидное сохранение политики доходов будет препятствовать снижению инфляции.

      Эксперты, опрошенные агентством "РосБизнесКонсалтинг" полагают, что после выборов Президента Правительство прекратит сдерживать рост тарифов на услуги естественных монополий, что приведет к росту цен. Эксперты отмечают, что только благодаря замороженным тарифам на услуги ЖКХ Правительству в 2005 году удалось сдержать инфляцию в рамках запланированных 12 процентов. Однако ограничение роста тарифов противоречит самой идее реформирования жилищно-коммунального хозяйства, поэтому потребует корректировки.

      Для сохранения же политики доходов есть вероятность того, что будут приняты  или анонсированы какие-то реальные меры перераспределения так называемой природной ренты. Президент Путин В.В. в принципе поддерживает идею перераспределения большей части сверхприбыли сырьевых отраслей с оговоркой, что это надо делать без вреда для их собственного развития. В среднесрочной программе Правительства также предусмотрена возможность разработки такого механизма, причем не только на рыночных принципах.

      Сдерживает  в данном случае лишь одно: на слушаниях о природной ренте в Совете Федерации выяснилось, что изъять-то ренту можно, а с ее эффективным использованием возникают большие проблемы.

      Чисто теоретически, правда, природной ренты  как таковой в России нет, хотя экономика в целом носит, безусловно, рентный характер. Дополнительные доходы от высоких цен на нефть и некоторые  другие ресурсы есть не что иное, как дополнительная добавленная стоимость, которая, как мы видим, уже ничего хорошего экономике не приносит. Большой вопрос в том, производит ли, и сколько, добавленную стоимость остальной сектор экономики вообще. Ренту же получают не предприниматели, а собственники, сами не участвующие в процессе производства, а делегирующие это право другим. Проще говоря, жить, не работая, а доход получать. Даже самый отъявленный популист скажет, что наименьшая часть таких людей в России находится в предпринимательском сословии. Сверхдоходы сырьевиков - вещь временная, а вот сверхприбыли монополий и посредников душат на корню производство и инновации.

      Впрочем, это соображения скорее политико-экономического характера, которые инвесторы, конечно, имеют в виду, но приоритет отдается все же проводимой реальной экономической политике. А здесь наибольшее беспокойство внушает, как уже говорилось, нарастающее отставание производства от доходов. И пока не ясно, каким образом этот разрыв в ближайшем будущем может быть хотя бы уменьшен. [6]

      Россия  пустилась в плавание по волнам мировой экономики, не завершив по-настоящему индустриальный этап развития. Не приходится удивляться, что наша конкурентоспособность оказалась ограниченной продукцией ТЭК, сырьевых отраслей, а также ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это положение сохраняется и сейчас, о чем красноречиво говорят цифры, отражающие динамику импорта. Более половины его составляют современное оборудование, технологические линии и электроника.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение