Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2010 в 12:09, Не определен
На рубеже XX-XXI веков понятие «глобализация» стало непременным элементом международного политического обсуждения. Сознавая внутреннюю противоречивость этого процесса, западные эксперты и политики, тем не менее, предпочитают рассуждать о его неотвратимости и благотворности для человечества
5Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора МОТ. 81 сессия. Женева, 1994, С. 15
6Мартин Г.-П.,
Шуманн Х. Западня глобализации: атака
на процветание и демократию/ Пер. с нем.
– М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001, С.
52–53
Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».
Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.
Приводятся данные,
что от глобализации в конечном итоге
выигрывает лишь 14,5% живущих в западном
мире, в то время как остаются
практически не затронутыми ею такие
массивы, как Китай, Индия, Юго-Восточная
Азия и Латинская Америка. Образуются
также «черные дыры» в
В
условиях глобализации возможно проявление
разрушительного влияния
7 Постиндустриальный
мир и процессы глобализации. //Мировая
экономика и международные отношения.
– 2000. – №3. – С. 93
Наиболее
болезненные последствия
3. Роль и место России в процессах мировой глобализации
3.1 Место России в условиях глобализации
Обособление во всех странах
групп людей, работающих с «
Это
создает технологический
Массовый выброс «закрывающих» технологий на мировые рынки и их почти неизбежное внедрение вызовет резкое сжатие всей индустрии, что приведет к катастрофическим последствиям для большинства стран. Выиграют лишь страны, находящиеся либо на пост- (как США и, возможно, Великобрита-ния), либо на доиндустриальной ступени развития, - в них не произойдет массовых сокращений производства, и они получат дополнительные шансы за счет резкого ослабления индустрального мира. В числе выигравших окажется и вполне индустриальная Россия, - прежде всего как владелец и основной продавец «закрывающих» технологий. Россия сможет удержать процесс распространения «закрывающих» технологий под своим контролем, сможет извлечь из него глобальную, стратегическую выгоду.
Следует понимать, что без использования потенциала «закрывающих» технологий Россия практически не имеет приемлемых долгосрочных перспектив. Плохой климат (хозяйственная деятельность ведется в России в самых холодных условиях в мире) обусловливает издержки производства, значительно большие (вследствие намного больших энергоемкости производства и калорийности питания), чем в остальных странах мира.
Не исправимое в
краткосрочном периоде плохое качество
управления (вызванное как
В результате из-за относительно
больших издержек производства концентрация
на любом относительно простом производстве
является для России исторически
безнадежной, способной привести исключительно
к банкротству. Россия в ее сегодняшнем
и завтрашнем состоянии гарантированно
не способна к развитию технологий;
она может лишь использовать технологическое
наследство Советского Союза, сконцентрированное
и доработанное коммерческими структурами.
Роль государства сужается в этих
условиях до простой защиты от внеэкономических
воздействий, что вполне соответствует
даже его сегодняшним возможностям.
3.2 Пути развития России в глобализирующемся мире
Будущее России напрямую зависит от того, насколько и как наша страна сможет принять участие в ключевом глобализационном процессе, ведущем к образованию единой планетарной цивилизации. Следует ожидать, что нынешний – четвертый – цикл поддержки продлится до 2015 – 2025 г.г. Это и есть тот критический срок, который отведен России для самоопределения и выбора ею пути развития.
В настоящее время, читая о путях развития России в глобализирующемся мире, нередко сталкиваешься с терминами, которые были в ходу еще в XIX веке, - “западники” и “славянофилы”. “Западники” связывают будущее России с ценностями цивилизованного капитализма и западной демократией.
“Славянофилы”, которых сейчас называют, скорее, государственниками, выступают за особый “русский стиль”, “русскую национальную идею”, развитие страны на основе русской национальной самобытности.
В соответствии с
этим варианты вхождения России в
мировую экономику можно
Предполагается, что первую группу можно разделить на две подгруппы – при условии равнения России на США или Европу.
1.Глобализация “по-американски”. Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным утверждением принципов ультралиберализации и свободы рыночных отношений. Отмена всяких национальных ограничений в международной торговле, на ввоз и вывоз капиталов, даже самого понятия суверенитета – вот тот путь, который ведет мир к процветанию и всеобщей благодати.
В настоящее время
очевидна тенденция США к усилению
своей роли при полном финансовом
и силовом доминировании. Бывший
советник президента США по национальным
вопросам Збигнев Бжезинский в книге
“Великая шахматная доска. Господство
Америки и его
Однако Америка не может мириться не только с благополучием России, но и Европы. Осознав, что может настать день, когда влиять на Европу станет невозможно, США сделали ставку на Средний Восток и контролируемый ими саудовский “нефтяной кран”. “От него Германия и Япония будут зависеть еще десятилетия, если им только не удастся использовать сибирские резервы”, - так писал итальянский журнал “Трента Джорни”.
Потому среди
2. Европейство. Еще при составлении Концепции развития России до 2010 года, определении дальнейшего направления реформ и перспектив развития страны очень много говорили о том, что Россия примет за основу вариант германской социальной рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Много говорилось о том, что европейская ориентация безальтернативна, особенно если иметь в виду возрождение в стране в полном объеме жизненных принципов и норм, по которым живет весь цивилизованный мир. Это вполне определенный “джентльменский набор”: социально ориентированная экономика, плюралистическая демократия, подразумевающая выборность и разделение ветвей власти, свобода прессы и интегрированность в мировую экономику.
Однако весьма часто звучат высказывания, что копирование западной либеральной модели не проходит в качестве национальной идеи и не имеет ни смысла, ни перспектив. За интеграцию с ЕС в 2001-м году высказывались 24% людей, тогда как тезис: “Россия – особая страна, и западный образ жизни ей чужд” поддержали более 70% опрошенных.
3. Евразийство. В качестве альтернативы, “исходя из истории и географии России, лежащей на стыке Европы и Азии, ей нужно идти особым российским путем”. Спасти от американизации, точнее, от превращения в третьестепенную развивающуюся страну, жизнь в которой состоит лишь из преклонения перед американским ширпотребом и ненависти к нему, нас могут лишь наша культура и наша экономика.
Евразийство – это попытка создать концепцию управления континентом на основании того, что “неподвижная платформа” (т.е. Россия, которую называют“узлом евразийства”) является центром влияния на остальные страны континента в силу своего географического положения. Первоначально идея ключевой роли России появляется у Хэлфорда Джорджа Макиндера в работе 1904 года “Географическая ось истории”.
Очень
мощной в развитии российского общества
и становлении ее государственности
оказалась азиатская тенденция.
Многие нынешние наши “государственники”
считают, будто только эта тенденция
и обусловливает специфику
3.3 Выбор и стратегия России
Сейчас мы стараемся со всеми странами поддерживать хорошие отношения. Очень возможно, что, в конце концов, мы придем к тому, что “ото всех надо брать хорошего понемногу”.
Информация о работе Процессы глобализации в современной экономике