Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:32, реферат
До наступления Великой американской депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения. Разумеется, они признавали, что время от времени деловые циклы прерывают периоды процветания. Однако практически единодушно считалось, что эти эпизоды носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически. Крах рынка ценных бумаг 1929 года и последовавшая за ним Великая депрессия привели экономику в столь плачевное состояние, что, казалось, надежд на восстановление просто нет. Резко упали цены, а за ними и зарплата. Реальный объем производства сокращался.
Математически MPC – это числовое значение угла наклона линии потребления, а MPS – числовое значение угла наклона линии сбережений. Наклон любой кривой можно определить отношением вертикального смещения к горизонтальному смещению, которые происходят от одной точки к другой на данной линии. Итак, из данных таблицы 1 и рис. 4.1 видно, что потребление изменяется на 15 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении в доходе после уплаты налогов на 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение); то есть угол наклона линии потребления равняется 0,75 (= 15 : 20), что и является величиной MPC. Из таблицы 1 и рис. 4.2 также видно, что сбережения изменяются на 5 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении дохода после уплаты налога на каждые 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение). Поэтому угол наклона линии сбережений составляет 0,25 (= 5 : 20), что и является величиной MPS.
Не все экономисты полностью согласны с подобной зависимостью изменений MPC и MPS от возрастания дохода. В течение многих лет утверждалось, что с ростом дохода MPC понижается, а MPS увеличивается. То есть считалось, что потребляться будет уменьшающаяся доля прироста дохода, а сберегаться – возрастающая. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны. Статистические данные, в том числе приведенные на рис. 3, подтверждают такую точку зрения.
Уровень
дохода после уплаты налогов является
основным фактором, определяющим величину
потребления и сбережений в домохозяйствах,
точно также, как цена является
основным фактором, определяющим спрос
на отдельный продукт. Вспомним, что
изменение других факторов, кроме
цены, таких, как вкусы потребителей,
доходы и т.д. приводят к смещению
кривой спроса на данный продукт. Аналогичным
образом, помимо дохода существуют и
другие факторы, которые побуждают
домохозяйства потреблять меньше или
больше при каждом возможном уровне.
При этом положение графиков потребления
и сбережений изменяется. Рассмотрим,
как эти факторы воздействуют
на взаимозависимость между
Богатство. Вообще говоря, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода. Под богатством мы подразумеваем как недвижимое имущество (дом, автомобили и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее у них будет стимул для сбережений, чтобы накапливать дополнительное богатство. Говоря иначе, увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потребления вверх.
Пример: в результате разыгравшейся в 1929 г. драмы – кризиса на фондовой бирже – финансовое благосостояние многих семей было значительно подорвано всего за одну ночь. Это, несомненно, явилось фактором снижения уровня потребления в кризисные 30-е годы. В основном же, однако, величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и потому обычно не вызывает серьёзных сдвигов в графиках потребления и сбережений.
Уровень цен. Возрастание уровня цен ведёт к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательную способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Это и есть эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Пример: предположим, у вас есть государственная облигация на 10 тыс. дол. Если уровень цен повышается, скажем, на 10 %, то реальная стоимость ваших финансовых средств снизится приблизительно на 10 %. Поскольку ваше реальное финансовое богатство уменьшилось, вы менее склонны к потреблению текущего дохода. Наоборот, снижение уровня цен увеличит ваше реальное финансовое богатство и будет побуждать вас потреблять большую часть вашего текущего дохода.
Отсюда следует заслуживающий внимания вывод: где бы на рис. 4 мы не проводили кривые уровня потребления или сбережения, мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат на данном графике откладывается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов.Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений. То есть к смещению графика потребления вверх, а графика сбережений вниз. Почему? Потому что для потребителей естественно стремление избегать уплаты более высоких цен или жить по принципу "обойдусь без этого". Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей "покупать впрок" во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в свою очередь, ведёт к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.
Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление, либо на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20 или 25 % их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность. Наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережения домохозяйств может необычно повыситься, что приведёт к возрастанию их задолженности.
Налогообложение. Изменения в налогообложении приведут к смещению графиков потребления и сбережений. Налоги выплачиваются частично за счёт потребления и частично за счёт сбережений. Поэтому рост налогов переместит как график потребления, так и график сбережений вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться и частично идти на сбережения домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг как графика потребления, так и графика сбережений вверх.
Глава 3. Инвестиции
3.1 Ожидаемая норма чистой прибыли
Побудительным
мотивом осуществления расходов
на инвестиции является прибыль. Предприниматели
приобретают средства производства
только тогда, когда ожидается, что
подобные закупки будут прибыльными.
Рассмотрим простой пример. Предположим,
владелец небольшой мастерской по производству
сервантов пытается принять решение
об инвестициях на новый шлифовальный
станок стоимостью 1000 дол. и сроком службы
в один год. Новая машина, вероятно, увеличит
производство продукции и выручку фирмы.
Так, предположим, что чистый ожидаемый
доход (без эксплуатационных расходов)
составляет 1100 дол. Другими словами,
после учёта эксплуатационных расходов
оставшийся ожидаемый чистый доход покроет
стоимость машины в 1000 дол. и принесёт
доход в 100 дол. Сравнивая этот доход, или
прибыль, в 100 дол. и стоимость машины в
1000 дол., находим, что ожидаемая норма чистой
прибыли от применения машины равна 10
% (100 дол. /1000 дол.).
3.2 Реальная ставка процента
Но есть
ещё один компонент расходов, связанных
с инвестированием, который не учтён
в нашем примере. Это ставка процента
– цена, которую фирма должна
заплатить, чтобы занять денежный капитал,
необходимый для приобретения реального
капитала (шлифовального станка). Вывод:
если ожидаемая норма чистой прибыли
(10 %) превышает ставку процента (например,
7 %), то инвестирование будет прибыльным.
Но если ставка процента (например, 12 %)
превышает ожидаемую норму
Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Номинальная ставка процента выражается в текущих ценах, а реальная ставка процента – в постоянных или скорректированных с учётом инфляции ценах. Другими словами, реальная ставка процента – это номинальная ставка за вычетом уровня инфляции. В примере со шлифовальным станком мы допускали неизменный уровень цен.
Ну а если имеет место инфляция? Предположим, инвестиции на сумму 1000 дол. должны принести реальную (скорректированную с учётом инфляции) норму ожидаемой чистой прибыли 10 %, а номинальная норма ставки процента, скажем, равна 15 %. На первый взгляд может показаться, что инвестиции не прибыльны и их не следует делать. Но допустим, что имеющая место инфляция составит 10 % в год. Это значит, что инвестор будет платить долларами, покупательная способность которых уменьшилась на 10 %. Если номинальная ставка процента равна 15 %, то реальная ставка составит только 5 % (= 15 % - 10 %). Сравнив эти 5 % реальной ставки процента с 10 % ожидаемой нормы чистой прибыли, мы увидим, что инвестиции являются выгодными и их следует осуществить.
3.3 Инвестиции и доход
Чтобы
соотнести инвестиционные решения
предпринимателей с планами потребления
домохозяйств, необходимо выразить планы
инвестиций через уровень дохода
после уплаты налогов DI, или ЧНП.
Это значит, что нужно построить
график инвестиций, показывающий объёмы
средств, которые все фирмы планируют
инвестировать при любом
Предположим, что предприниматели начинают инвестировать, ожидая получение прибыли в течение длительного периода вследствие технического прогресса, роста населения и т.д. Поэтому инвестирование автономно от уровня текущего дохода после уплаты налогов или объёма производства. Далее предположим, что кривая спроса на инвестиции имеет такой вид, как представлено на рис. 6, и что текущая ставка процента равна 8 %. Это значит, что для предпринимательского сектора будет прибыльным потратить 20 млрд. дол. на инвестиционные товары. Из колонок 1 и 2 таблицы 3 мы видим, что такой уровень инвестиций ожидается при любом уровне дохода. Графически это представлено линией In на рис. 7.
Таблица 3
Уровень производства и доход | Инвестиции
In |
Инвестиции
I'n |
1 | 2 | 3 |
370
390 410 430 450 470 490 510 530 550 |
20
20 20 20 20 20 20 20 20 20 |
10
12 14 16 18 20 22 24 26 28 |
рис. 7
Подобное
допущение независимости