Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 13:22, реферат
Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков.
Экономика возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер,
заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Свою форму она приобретает одновременно со становлением человеческого
общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономику древности только после возникновения первых цивилизаций.
Введение
Любую науку начинают изучать с момента ее возникновения, с ее истоков.
Экономика возникает одновременно с появлением первобытных поселений, но в то время она носит довольно примитивный характер,
заключающийся в вопросе: "Как выжить одному человеку или его семье?" Свою форму она приобретает одновременно со становлением человеческого
общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем изучать экономику древности только после возникновения первых цивилизаций.
В своей работе я хочу
рассмотреть предпосылки
Для данного исследования, вероятнее всего, подойдут методы описания и
анализа, так как они позволяют наиболее полно показать особенности
древневосточных обществ и, как следствие, причины возникновения экономики.
Перед философами Древнего Востока возникала проблема, актуальность и
важность которой сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. Это
проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но, несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
Первая особенность заключается в длительном сохранении пережитков
первобытнообщинного строя, главным из которых была система замкнутых
сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой
замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и
земледельцы и ремесленники, свое управление. Длительное господство общинного строя (в Индии он сохранился до конца XVIII века) определилось низким уровнем производительных сил.
Вторая особенность древневосточных обществ заключается в слабом развитии частной собственности. Община являлась первоначальным собственником земли и рабов. Часть земли была роздана в индивидуальное пользование общинникам, которые платили за это натуральный налог (1\8-1\7 урожая) и обрабатывали общинные поля. Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь, а так же рабы, занятые на строительстве плотин и каналов. С образованием государства власть в лице царя стала верховным собственником всех рабов и земли. Позднее возникла частная собственность, сначала на рабов, потом на землю.
Третья особенность состояла в том, что рабский труд не стал основой
хозяйственной жизни. Свободные общинники, земледельцы и ремесленники были основными производителями. Рабский труд находил применение главным образом в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении каналов, плотин, храмов, дворцов.
Остановимся на наиболее
Глава I.
Общая характеристика экономики стран Древнего Востока.
1.1 Предпосылки возникновения экономики в государствах Древнего Востока.
В процессе расселения общин от первоначальных центров земледелия в предгорных районах Ближнего и Среднего Востока незаметно произошли события, имевшие, быть может, самое большее значение для истории всего человечества.
Между VI и ІІІ тысячелетиями до и. э. были освоены земледельцами-скотоводами долины трех великих рек Африки и Азии: Нила, нижнего Евфрата и Инда. По мере того как часть населения уходила все дальше в степь, некоторые группы были вынуждены отойти на равнины, периодически заливавшиеся водами этих трех рек. Здесь они встретили весьма неблагоприятные условия. Все три реки текут через зону пустыни или очень жарких, сухих степей, где хлеб не может расти без искусственного орошения; в то же время все три реки периодически сильно разливаются, надолго наводняя и заболачивая большие пространства. Поэтому посевы либо не вовремя затоплялись разливом, либо сгорали от солнца, когда вода спадала. Вследствие этого земледелие здесь долгое время удавалось много хуже, чем в предгорьях, питание было менее надежно обеспечено. К тому же, например, в долине нижнего Евфрата не было ни строительного леса (а только тростник, достигавший порой гигантских размеров), ни такого камня, который был бы годен для изготовления орудий. Не было здесь и металлов, поэтому жители этой долины должны были обходиться тростниковыми и глиняными орудиями или выменивать камень у ближних племен, когда их соседи уже давно освоили медь. Конечно, медь была уже известна и этим племенам, но выменивать ее им было гораздо труднее. Прошло много десятков поколений, пока обитатели великих речных долин справились с задачей рационального использования разливов для целей земледелия. Это была первая в истории человечества победа над природной стихией, подчинение ее человеку. Достигнуто это было разными путями. В долине Нила, где разлив начинается в июне и держится до октября, научились разгораживать заливаемые поля земляными валами; отстаиваясь между ними, нильская вода отлагала плодородный ил; затем воду спускали, а ил между валов долго сохранял достаточно влаги не только для посева, но и для периода взращивания злаков; к тому же ил был прекрасным удобрением. В долине нижнего Евфрата - в Шумере - река довольно нерегулярно разливалась весной; воды ее отводили в специальные водохранилища, откуда их можно было несколько раз в течение вегетационного периода подавать на поля. Собственные методы укрощения рек были найдены и для Кирхе, Каруна и Инда (для последнего - позже всего, лишь к середине III тысячелетия до н.э.).
Система ирригации и мелиорации создавалась не для всей для всей реки: на самом деле возникали только местные системы, какие были под силу объединению немногих общин, но и это было огромным достижением, которым жители долин были обязаны своему упорству и кооперации. Как именно организовывалась работа, мы не знаем, потому что в то время еще не было письменности и никаких записей до нас не дошло. Но замечено, что там, где для создания продуктивного земледелия требовалась кооперация многих общин, уже в самые ранние периоды цивилизации выделялись своим могуществом и богатством храмы и культовые вожди - в гораздо большей мере, чем там, где земледелие основывалось на дождевом и ручьевом орошении и больших общих работ не требовалось. Поэтому предполагают, что организация мелиоративно-ирригационных работ поручалась жрецам.
Там где организованная речная ирригация оказалась возможна и где почва была образована из плодородного ила, урожаи стали быстро расти. Этому способствовали рост производительности труда, обусловленный введением наряду с мотыжной также и плужной вспашки (на ослах или на волах), и общее усовершенствование техники обработки земли. Эта техника сохранялась потом почти без изменения тысячелетиями. В Египте и в Шумере уже к концу IV тысячелетия до н.э. посевы легко давали, по-видимому, десятикратные, двадцатикратные и большие урожаи. А это значит, что труд каждого человека стал производить значительно больше, чем было нужно для пропитания его самого. Рост урожаев был исключительно благоприятен и для развития скотоводства, а развитое скотоводство способствует еще большему повышению жизненного уровня людей. Община оказалась в состоянии прокормить помимо работников не только нетрудоспособных, т. е. детей и стариков, не только создать надежный продовольственный резерв, но и освободить часть своих работоспособных людей от сельскохозяйственного труда. Это способствовало быстрому росту специализированного ремесла: гончарного, ткацкого, плетельного, кораблестроительного, камнерезного, медницкого и др. Особое значение имело освоение меди, сначала использовавшейся просто как один из видов камня, но потом вскоре ставшей применяться для ковки, а затем и для литья. Из меди можно было изготовлять множество орудий и оружия, которые нельзя было сделать из камня, дерева или кости и которые к тому же даже в случае поломки могли быть переплавлены и вновь использованы.
Дальнейший рост прибавочного земледельческо-скотоводческого продукта позволил освободить часть членов общины от всякого производительного труда. Естественно, что при первом возникновении прибавочного продукта величина его была недостаточна для того, чтобы избыток можно было распределить на всех; а в то же время не все в территориальной общине имели одинаковые возможности обеспечить себя за счет других. В наиболее благоприятном положении оказывались, с одной стороны, военный вождь и его приближенные, а с другой - главный жрец (он же, как предполагают, был в странах речной ирригации и организатором орошения).
Таким
образом главным условием рождения новой
цивилизации на Древнем Востоке является
прибавочный продукт, полученный в результате
повышения урожайности и роста производительности
труда, связанных с возведением ирригационных
систем.
1.2 Экономическое
развитие и государственное
устройство древневосточных
Хозяйственную основу стран Древнего Востока состовляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали сначала мотыгой и примитивным плугом. Сеяли пшеницу, ячмень, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Например, в Египте Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградоводства.
Ремонт
дамб, очистка каналов,
Отличительной
чертой восточного типа
Царское
хозяйство, поставлявшее все
Государство,
объединив людей, сохранило
Земледельцы
– общинники – это даровая
рабочая сила, которую не нужно
покупать, кормить, одевать. Труд
этих людей можно было
Для
стран Древнего Востока
Управление
ирригационной системой в