Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 06:17, курсовая работа
В данной работе я рассмотрю взаимосвязь экономического роста и экономического цикла. Раскрою обе эти экономические категории. Дам понятие этих явлений, их виды, рассмотрю экономические теории о данных явлениях, а также раскрою государственные меры по развитию экономического роста и стабилизации экономических циклов. Также в работе будет дан краткий анализ экономических циклов в Современной России.
Здесь дана версия исторически первого способа описания экономического цикла, изложенная с опорой на современные представления о поведении экономических агентов.
Итак, механизм циклов тесно связан с колебаниями - элементами временного ряда, отражающими происходящие в экономике периодические изменения. Наличие цикличности требует особых доказательств того, в каких случаях колебания приобретают циклическую форму или отвечают свойствам цикла. Среди этих свойств обычно отмечают рекуррентность (повторяемость фаз), способность к самовоспроизведению и регулярность, т. е. наличие постоянной динамики с определенной траекторией, иначе любые отклонения, и систематические тоже, могут трактоваться как случайные события.
При этом даже циклы одного порядка, характеризующиеся приблизительно равной длительностью и движущими силами, не похожи один на другой, но имеют много общего. Как написал в своем учебнике известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1970) П. Самуэльсон: "Они не являются близнецами, но в них можно проследить черты принадлежности к одной семье. Точные формулы, подобные тем, которые применяются при определенном движении луны или колебаний простого маятника, не могут быть использованы для предсказаний смены фаз экономического цикла. По своему бурному и неуравновешенному проявлению экономические циклы скорее напоминают волны эпидемических заболеваний, капризы погоды или колебание температуры у больного".
Связь экономических циклов можно проиллюстрировать на примере анализа циклов разной протяженности. Самыми длительными являются циклы Н. Д. Кондратьева сроком в 40-60 лет, движущей силой которых являются изменения в технологии производства и инновации. Кроме циклов Кондратьева в экономическом развитии обычно выделяются циклы С. Кузнеца (их продолжительность ограничивается 20 годами, а движущими силами являются радикальные изменения в воспроизводственной структуре производства); циклы К. Джаглера с периодичностью 7-11 лет как итог взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов; циклы Дж. Китчина продолжительностью в 3-5 лет, генерируемые динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях; частные хозяйственные циклы, охватывающие период от 1 до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности. В развитии этих циклов венгерским экономистом Б. Шипошем обнаружена следующая зависимость: более продолжительные циклы "вбирая" в себя, поглощают более короткие. При этом продолжительность каждого последующего цикла примерно вдвое короче предыдущего. Это означает, что цикличность в экономике суть система циклов с жесткими причинно-следственными связями, основной контур которой образуют долгосрочные циклы. Их механизмы определяются взаимодействием циклов меньшей продолжительности. Все они взаимодополняемы, а их обобщение говорит о множественности причин возникновения такого сложного явления, как длинноволновой цикл. В целом рассматривая причины экономических циклов, можно объединить их в две основные группы:
Теории, основанные на действии объективных факторов:
денежная теория, объясняющая цикл экспансией и сжатием банковского кредита;
теория нововведений;
теория солнечных пятен - погоды – урожая.
Теории, основанные на действии субъективных факторов:
психологическая теория, трактующая цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;
теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;
теория чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное инвестирование.
К сожалению, все приведенные теории имеют слабые места, которые заключаются в необходимости привлечения каких-либо внешних воздействий, или невозможности объяснения всех наблюдаемых эффектов. Поэтому в последнее же время наибольшей популярностью пользуется теория, основанная на синтезе объективных и субъективных факторов. Ее авторы считают, что внешние факторы дают первоначальный толчок циклу, а внутренние приводят к пофазным колебаниям.
При всем разнообразии
трактовок причин и последствий
колебаний конъюнктуры
Антициклическая политика – использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла.
II. Антициклическая политика государства
Фазы цикла | Спад | Подъем |
Характер антициклической политики |
Экспансия |
Сдерживание |
Инструменты
|
Фискальная политика | |
Снижение
налоговых ставок
Рост государственных расходов Налоговые льготы на новые инвестиции |
Повышение налогов
Снижение государственных расходов | |
Кредитно-денежная политика | ||
Понижение
ставки рефинансирования и уровня резервных
требований
Покупка ценных бумаг |
Повышение ставок рефинансирования
и уровня резервных требований
Продажа ценных бумаг | |
Приоритеты в антициклической политике | Неоконсерватизм
Ориентация на предложение Предпочтение кредитно-денежным регуляторам перед фискальными |
Неокейнсианство
Ориентация на спрос
Предпочтение фискальных регуляторов кредитно-денежным |
Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары. Зато в фазе подъема инвестиционные отрасли получают максимальное развитие. Таким образом, в рыночной экономике существуют одновременно циклический и нециклический сектора. Из-за запаздывания в реакции производителей и слабой мобильности производственных мощностей фаза роста потребительских расходов и стимулируемая ею фаза уровня деловой активности бизнесменов совпадать по времени не могут. Поэтому в реальности потребители и производители находятся в разных фазах одного и того же цикла. В этом смысле следует говорить о двух одновременно происходящих в экономике циклах, сближение которых – важнейшая цель экономической политики.
Как подчеркивается в исследованиях А. Селезнева, несовпадение циклов – благо для общества, которое может в таких случаях обновлять одно, пока еще эксплуатируется другое, но готовить себя к третьему, поскольку не за горами четвертое – и так далее. Во времена войн и других катастроф отдельным странам приходилось напрягать усилия, чтобы возвратиться к нормальному развитию. Причина одна – одновременное нарушение всех циклов, прерывание их естественного хода в одной «точке». Такой прерыв цикличности произошел в российской экономике после 1991 г. Даже официальная статистика подтверждает невозможность функционирования народного хозяйства при его нынешней структуре в режиме расширенного производства. Для иллюстрации можно воспользоваться только одной цифрой: капитальные вложения по отношению к стоимости основных производственных фондов составляют около 27, т. е. для замены основных производственных фондов потребуется 50 лет, что не представляет нормального хода цикла их воспроизводства.
В трактовке понятия «прерывания» есть определенная условность: речь идет о прерывании нормального хода процесса, об одновременной существенной деформации каждого цикла. Поэтому необходимо и одновременное вмешательство государства в процесс нормализации. Решение этой проблемы возможно только на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой могла бы стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности и резкого повышения роли образования. Осуществление такого вмешательства в условиях крайней ограниченности государственных финансов требует выбора «слабого звена» в экономике, инвестиции в которое должны обладать положительным мультипликационным эффектом. В этом плане современная антициклическая политика в России должна стимулировать новый этап модернизации. Модернизация – ввод усовершенствований, отвечающим современным требованиям.
При этом следует учитывать, что современная модернизация совсем не предполагает имитацию технико-производственной структуры ведущих западных стран, а определяет необходимость создания особой социально-экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности и формирование институтов роста.
В нашей стране ситуация и с изменением экономической активности, и с массовыми ожиданиями пока очень далека от стандартной. Политика, точнее, поведение отдельных политических фигур и ожидания, связанные с этим, оказывают несоразмерно большое влияние на макроэкономическую динамику вообще и на финансовый кругооборот в особенности.
Рассмотренные влияния
воздействия физического
Инфляция спроса представляет собой тенденцию к повышению уровня цен вследствие увеличения совокупного спроса, то есть готовности больше платить за тот же набор благ. Как правило, такая вроде бы нелогичная ситуация возникает в период оживления и ожидания увеличения финансовых доходов в обозримом будущем, объясняемая, например, просто "стадным чувством", изменением его настроя. Текущий спрос на деньги при этом увеличивается и если предложение денег приводится в соответствие с ним, то тенденция закрепляется и тогда увеличение объёмов сделок, то есть реальное оживление, требует дополнительной эмиссии денег.
Инфляция предложения представляет собой тенденцию к повышению уровня цен вследствие уменьшения совокупного предложения, то есть готовности предлагать тот же набор благ за прежнюю цену. Во многом этот тип инфляции представляет собой естественное следствие инфляции спроса, своего рода бумеранг. Можно в качестве физического аналога привести и явление электромагнитной индукции. Механизм её возникновения весьма прост. Готовность платить больше, проявляемая экономическими агентами, находящимися ближе к конечному потреблению, оборачивается дополнительными доходами их поставщиков и, следовательно, их увеличением их способности платить больше своим поставщикам, росту цен на их продукцию, в конечном счете, за сырьё, материалы, оплату труда персонала. Тем самым растут издержки производства, а вместе с этим сокращается возможность безубыточно продавать продукцию по первоначальным ценам. Понятно, что рост издержек сокращает конечные доходы, что идет в разрез с ожиданиями и может способствовать повороту к пессимистическим ожиданиям и сокращению активности, спаду.
На стадии спада инфляция предложения действует как бы самостоятельно и порождает "эффект храповика" (это тоже метафора, заимствованная из физики, точнее, из механики, и описывает механизм не возврата к прежнему положению, широко используемый в разных приспособлениях, например, в домкратах, с которыми имеет дело каждый водитель автомашин). Его экономический смысл состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят с гораздо большей легкостью, чем в сторону снижения.
Импульсный характер инвестиционной активности, который при описанных выше особенностях российской экономики формируется "сам собой", спонтанно, ведет к большим издержкам приспособления всех макроэкономических потоков и запасов к смене одних фаз цикла другими. Однако самая острая проблема при этом – обеспечение средств существования больших масс людей в периоды пониженной экономической активности. Проблема эта не только экономическая, но и социальная, чреватая взрывами и потрясениями, восстаниями, революциями.
В частности, восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. как раз пришлись на фазу кризиса, причем в момент перехода от первого технологического уклада, в котором доминировало текстильное производство, ко второму, где доминантой стала тяжелая промышленность.
В целом, второй и третий технологический уклады прошли под знаком необоснованных надежд одних мыслителей на то, что очередной промышленный кризис станет началом пролетарской революции, и других – на то, что "невидимая рука" рыночных взаимодействий приведёт в должное равновесие без особого вмешательства государства.
Только рубеж третьего и четвертого укладов – Великая депрессия 20-30-х гг. XX в., когда массово пострадали не только собственники рабочей силы, но и собственники капитала в самых развитых странах Запада, особенно в США, стала тем "эндогенным шоком", который резко активизировал участие государства как раз по линии борьбы с циклами, основанными на обновлении активной части основного капитала.
Тех пятидесяти лет, на которые пришелся четвертый технологический этап – 30–70-е гг. XX в., – оказалось достаточно для того, чтобы практически изжить указанный тип цикличности и сделать ненужными для практических целей попытки его описания, объяснения и предсказания.
Пятый технологический уклад, ядро которого составляют наукоёмкая электронная промышленность и средства программного обеспечения, характеризуется такой высокой скоростью обновления активной части основного капитала, что возобновление циклических колебаний на этой основе оказывается просто невозможным.