Теория и практика размещения промышленного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 09:34, реферат

Описание работы

Распространение количественных методов в науке способствовало решению задач хозяйственного планирования и разработке математического обоснования проектов рационализации производственной структуры. Одной из важнейших составляющих стратегии повышения общехозяйственной эффективности являлось моделирование ТПК, причем создаваемые промышленные сочетания должны были не только стать органичными элементами территориальной структуры хозяйства региона, но и определять приоритеты его развития.

Файлы: 1 файл

4za1.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

Лобанов Михаил Михайлович

(научный  сотрудник Института экономики  РАН, 

аспирант  географического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова) 

Теория  и практика размещения промышленного производства 

     Изучение  закономерностей размещения производства в течение длительного периода времени считалось вспомогательным направлением эволюции общей экономической теории, однако затем эта проблема стала ключевой для целого ряда дисциплин. Анализ причин возникновения и особенностей развития территориально-производственных сочетаний позволяет с большей точностью определять параметры структурной трансформации хозяйства и способствует повышению эффективности государственной промышленной политики.

     Мы  будем исходить из того, что сложная система территориально-производственного комплекса (ТПК) состоит из нескольких таксономических категорий: ее компонентами выступают тесно сочлененные производственные объединения с общим экономико-технологическим базисом, которые могут относиться как к одному, так и к различным уровням внутренней организации. Таким образом, в состав ТПК входят а) отдельные предприятия; б) предприятия, объединенные в производства; в) производства, объединенные в подотрасли; г) подотрасли, объединенные в отрасли. Заметим, что уровень организационной иерархии не обязательно должен определять роль и степень участия в развитии комплекса. Важной особенностью теории ТПК является поиск общих закономерностей организации промышленности в разных по размеру территориальных формациях (от локалитета до макрорегиона), что является одним из проявлений принципа полимасштабности в экономико-географических исследованиях. В сущности, оперирование различными масштабами и обобщение свойств ТПК вариативной конфигурации позволяет разработать универсальную методику изучения комплексообразования. Рассматривая функциональный аспект этого процесса, выделим межрайонные и межгосударственные отраслевые промышленные комплексы, важным условием существования которых выступают устойчивые производственно-технологические связи, возникающие вне зависимости от степени пространственной смежности предприятий (подробно проанализированы Э.Б.Валевым). В свою очередь, территориальная концентрация производственных объектов создает дополнительный экономический эффект известный как «агломерационный эффект» Вебера, способствуя снижению издержек и расширению кооперационных связей в территориальных комплексах. Критерии выделения территориальных и отраслевых промышленных комплексов, по сути,  сопоставимы с критериями дифференциации региональных и отраслевых кластеров. Таким образом, изучение процесса комплексообразования не только в пространственном, но и функционально-отраслевом аспекте предшествовало заимствованию отечественной наукой понятий региональных и отраслевых кластеров.

     Среди всего многообразия характеристик  ТПК остановимся на одной из важнейших – внутренних связях, наличие которых позволяет рассматривать данный тип организации промышленности как комплексную систему производств и сопутствующих видов деятельности. Формирование ТПК подразумевает развитие внутренних вертикальных и горизонтальных связей, а также внешних связей (обусловленных географическим разделением труда), возникающих как в результате государственного моделирования, так и в ходе самостоятельной организации хозяйственных субъектов под действием рыночных сил. Ведущие вертикальные связи комплекса могут в равной степени осуществляться в рамках одной организационно-правовой структуры (например, крупной вертикально интегрированной корпорации) или за счет функционирования большого числа юридически независимых предприятий. Кроме того, интенсивность вертикальных связей не подавляет, а, напротив, стимулирует действие горизонтальных связей, которые участвуют в создании самостоятельных территориально-производственных формаций на базе каждого из производственных звеньев ТПК (назовем их территориально-производственными образованиями кластерного типа). Основываясь на данных предположениях, можно выявить последовательность процессов и явлений, сопровождающих самоорганизацию комплексов, что, в свою очередь, позволит разработать алгоритм действий для реализации на практике проектных ТПК. Кроме того, необходимо обратить внимание на важность информационных связей между объектами комплекса, которые способствуют повышению общей производственной эффективности.

     Распространение количественных методов в науке способствовало решению задач хозяйственного планирования и разработке математического обоснования проектов рационализации производственной структуры. Одной из важнейших составляющих стратегии повышения общехозяйственной эффективности являлось моделирование ТПК, причем создаваемые промышленные сочетания должны были не только стать органичными элементами территориальной структуры хозяйства региона, но и определять приоритеты его развития.

     Эффективное взаимодействие объектов территориально-производственного комплекса, представленное в виде разнообразных материальных и информационных потоков, в значительной степени зависит от конфигурации ТПК, т.е. особенностей взаимоположения предприятий и сопутствующих организаций. В поисках закономерностей рационального размещения элементов территориальной структуры комплекса ученые пытались переосмыслить принципы классических теорий организации промышленности, главным образом, метод сравнительных издержек А.Вебера – минимизация затрат при прогнозируемых малозначительных ценовых колебаниях, в сущности, соответствовала целям максимизации прибыли, но, в отличие от теории А.Лёша, отвечала канонам политической экономии. Привнесение в научные исследования основ кибернетики привело к возникновению ряда эконометрических направлений, основанных на использовании методов межотраслевого баланса производства и распределения продукции, методов линейного программирования, а также динамических (многопериодных) моделей, позволяющих фиксировать трансформации территориальной структуры производства.

     Математическое  моделирование процессов расселения и организации хозяйственной  деятельности должно быть направлено на выработку практических предложений  по рационализации территориальной  и отраслевой структуры производства. Основным критерием структурной рациональности / иррациональности является способность системы к достижению максимальной функциональной эффективности, при этом важным условием является гармоничное развитие компонентов системы (в случае хозяйственного комплекса – материального и нематериального производства, трудовых ресурсов, инфраструктуры и т.д.). Эффективность как общесистемный параметр зависит от множества факторов, в частности, от степени взаимного соответствия состояния и динамики отраслевой и территориальной структуры. По сравнению с отраслевыми структурами процесс рационализации территориальных структур более сложен, а его результаты – менее объективны: отраслевые структуры в меньшей степени индивидуализированы и имеют схожий базис сопоставления, поскольку потенциальные сочетания отраслей и подотраслей образуют конечное множество.

     Полимасштабность  исследования параметров экономической  эффективности показывает практическую несостоятельность комплексных программ рационализации отраслевых и территориальных структур, в связи с тем, что механизмы регулирования варьируют в зависимости от организационного уровня системы. Показатели производственной эффективности и финансовой устойчивости предприятий (производительность труда, энерговооруженность, ресурсоемкость, рентабельность и т.п.) служат основой для анализа деятельности образуемых ими ТПК или ТПГ. Ключевую роль играют показатели, характеризующие ТПК как системную целостность и подтверждающие функциональную связность объектов комплекса. Эффективность функционирования промышленных объектов комплекса в значительной степени определяется уровнем взаимного технологического соответствия и восприимчивостью к нововведениям. Инновационный потенциал компаний одного и того же индустриального района или узла может быть реализован как с помощью собственных научно-исследовательских разработок, так и за счет абсорбции сторонних технологий. В качестве одной из форм модернизации ТПК можно представить процесс «достройки» верхних звеньев технологических цепочек, позволяющий осуществить переход от неполных производственных циклов к полным. Данный принцип структурной рационализации комплекса можно считать устойчивым, но существует и ряд непостоянных. Так, на этапе социалистической индустриализации считалось полезной ликвидация или перемещение непрофильных предприятий для повышения уровня специализации комплекса и реаллокации ресурсов (примером негативной экстерналии данного процесса выступают моноотраслевые промышленные группировки). В современных условиях подобная практика кажется, по меньшей мере, малоэффективной: перенос непрофильных производственных мощностей (как один из видов аутсорсинга) имеет отсроченные отрицательные последствия, поскольку низкая степень отраслевой диверсификации является признаком уязвимости комплекса.

     Представление о рационализации отраслевой и территориальной структуры хозяйства (ОСХ и ТСХ) как о регулируемом процессе государственного / регионального уровня значимости доминирует в экономико-географических работах. Многократно проанализированы положительные и отрицательные последствия государственного вмешательства в развитие хозяйственного комплекса и, соответственно, результаты влияния на формирование различных его структур, число которых варьирует в зависимости от типа структуризации. Не оспаривая важность участия государственных органов в общественно-экономических отношениях (от надзора до контроля и управления, в зависимости от условий), напомним о таком системном признаке как устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой, т.е. гомеостазисе в виде резистентности и адаптивности. Данный признак выражается в способности к самоорганизации компонентов системы, а значит, и соотносимых с ними элементов структур. На наш взгляд, процессы усиления или ослабления энтропии определенной системы производства или хозяйства в целом в равной степени положительно влияют на эффективность ее функционирования. Иными словами, самоорганизация, ведущая к повышению или понижению степени упорядочивания элементов структуры, в любом случае благоприятно отражается на цельности и интегрированности системы, но не на степени ее автономности. Ослабление энтропии может способствовать, а усиление – препятствовать внешним воздействиям: например, при упорядочивании элементов территориальной структуры производства ее трансформации становятся более предсказуемыми, что позволяет проводить согласованное с этими внутренними процессами внешнее администрирование. Таким образом, существует структурная рационализация хозяйственного комплекса, происходящая за счет внутрисистемных процессов – она выступает следствием самоорганизации объектов хозяйства, стремящихся к наиболее эффективному взаимодействию.

     Основополагающие  принципы функциональной и территориальной  организации производительных сил, обусловленные агломерационным  эффектом и стремлением к технико-экономической рациональности, действуют вне зависимости от изменения политических условий. Современный критический анализ теории комплексообразования способствует разработке актуальных подходов к изучению территориально-производственных сочетаний, а также адекватных методов их потенциальной реструктуризации. Кроме того, повышенное внимание должно быть уделено комплексам, формирующимся под действием рыночных сил при минимальном вмешательстве внешних регуляторов. 
 

Информация о работе Теория и практика размещения промышленного производства