Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 20:54, реферат
В последнее время человечество активно пользуется всеми благами технического прогресса, который в это же время подверг жизнь на Земле риску экологической катастрофы. Повышение демографии, интенсивная добыча полезных ископаемых, выбросы, загрязняющие планету, приводят к серьёзным переменам в природе и отражаются на самом существовании человечества. Такие изменения очень сильны и широко распространены в современном мире, как следствие из этого могут возникнуть экологические проблемы, принимающие глобальный вид.
Введение
1. Озоновый слой и его состояние
2. Озоновые дыры и причины их возникновения
3. Влияние разрушения озонового слоя на экономику и политику
4. Меры по охране озонового слоя в мире и в России
Также ущерб наносится и сельскому хозяйству. Попадание на поверхность Земли ультрафиолетового излучения приводит к повышению температуры, что затрудняет развитие зерновых и бобовых культур, а также приводит к засухе. Возрастание ультрафиолетового излучения ослабляет иммунную защиту живых организмов. Это, в конечном счете, вызывает повышенную чувствительность к инфекционным заболеваниям. Отрицательно воздействует избыток излучения на домашних животных (свиней, кошек, собак и др.), особенно светлоокрашенных особей, что пагубно влияет на домашнее хозяйство.
При попадании в атмосферу газов, содержащих двуокись серы, окись углерода, окислы азота и попадающих в атмосферу с промышленных предприятий, выпадают кислотные дожди, которые также губительно влияют на экономическое состояние стран. Кислотные дожди приводят к потере уже имеющихся посевов, а также делаю почву непригодной для дальнейшего её использования, так как происходит окисление земель и почва становится непригодной для выращивания культур. Ежегодные потери в сельском хозяйстве США составляют многие миллионы долларов. Только в восточных штатах страны ежегодные убытки от потерь урожая в 90-х годах достигли 20 млн. долл. Кислотные дожди поражают не только сельскохозяйственные проблемы. Первыми обратили внимание на пагубное действие кислотных дождей жители Скандинавских стран; в реках и озерах изменился видовой состав рыб, гибли лосось и форель. Рыбаки за сезон не могли поймать ни одного хариуса там, где недавно он был в изобилии.
Озоновая проблема, первоначально поднятая учеными, вскоре стала предметом политики, вследствие чего, решение данной проблемы стало связано с международным сотрудничеством.
В 1974 году появились первые статьи, объясняющие механизм влияния этих веществ на озоновый слой. Именно с этого года под воздействием активных выступлений защитников окружающей среды против использования аэрозольных упаковок, содержащих в качестве пропеллента хлорфторуглероды (ХФУ), началось свертывание производства ОРВ.
В 1978 году в США производство аэрозольных упаковок с использованием ХФУ было запрещено. В результате этого в США производство хладона 11 и хладона 12 сократилось с 46 % от общемирового уровня до 28 % к 1985 году. К этим мерам присоединились Канада, Швеция и Норвегия.
Начиная с 1982 года, в связи с расширением других областей применения ХФУ их мировое производство начало расти вновь. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) разработала Всемирный план действий по озоновому слою и в 1981 году группа экспертов приступила к формулированию глобальной рамочной конвенции об охране озонового слоя.
22 марта 1985 года на совещании
в Вене, за два месяца до
опубликования сообщений об
4 Меры по охране озонового слоя в мире и в России
Убедительное подтверждение уменьшение концентрации стратосферного озона заставил мировое сообщество задуматься над тем, как сохранить озоновый слой Земли. В 1985 году в Вене была созвана конференция, участники которой согласились с необходимостью принятия мер по защите озонового слоя. Рамочный характер Венской конвенции 1985 года не предусматривал каких-либо конкретных действий со стороны присоединившихся к ней стран. Год спустя охрана озонового слоя вновь стала предметом многосторонних переговоров. Канада, США, Норвегия, Финляндия, Австралия и Судан считали, что выход — в замораживании их производства и в значительном ограничении потребления. Большинство европейских стран было согласно только на ограничение производства. Развивающиеся страны выступали против принятия каких-либо административных мер, так как опасались, что они могут стать препятствием для развития промышленности. СССР и Япония придерживались сходной позиции, а практически все крупнейшие производители ОРВ были категорически против принятия любых ограничений.
С 1985 года охрана озонового слоя стала одним из важных направлений деятельности для многих стран мира. Поиски консенсуса в ходе продолжительных и трудных переговоров и консультаций завершились 16 сентября 1987 года, когда тридцать шесть стран подписали документ, получивший название «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой». В последующие годы были приняты четыре поправки к Монреальскому протоколу, скорректировавшие (в сторону ужесточения) обязательства, вытекающие из этого международного документа. По состоянию на сегодняшний день, сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола являются 197 стран, Лондонской поправки (1990 г.) — 196 стран, Копенгагенской поправки (1992 г.) — 195 страны, Монреальской поправки (1997 г.) — 188 страна, Пекинской поправки (1999 г. — 175 стран.
Монреальский протокол учитывает технологический и экономический уровни различных стран. Поскольку принятие мер по защите озонового слоя (прежде всего—отказ от ОРВ), требовало много времени и средств, развивающимся странам была предоставлена отсрочка. Тем не менее, вещества с наибольшим озоноразрушающим потенциалом (ОРП) – хлорфторуглероды (ХФУ) и галлоны (бромхладоны) – практически полностью выведены из обращения.
Все это время не прекращались наблюдения за стратосферным озоном, позволившие сделать вывод о действенности предпринятых мер по охране озонового слоя. Минимум концентрации был достигнут в 1997 году, что вполне объяснимо — газы из нижних слоев атмосферы попадают в верхние ее слои с задержкой в несколько лет. После 1997 года начал наблюдаться постепенный рост концентрации озона. При этом, максимум концентрации хлора в атмосфере был отмечен в 1993 году, и за последние годы его содержание снизилось на 15%. Конечно, об отсутствии ХФУ в атмосфере и полном восстановлении озонового слоя говорить еще рано — например, время жизни в атмосфере R12, производство которого прекратилось только к 1 января 2010 года, а заправленное им оборудование продолжает работать, составляет около ста лет. Тем не менее, наблюдения дают понять, что сохранение озонового слоя – задача выполнимая при условии участия в ее решении всех государств планеты.
В 2007 году Сторонами Монреальского протокола было принято решение об ускорении вывода из обращения ГХФУ. Изначально предполагавшийся график поэтапного вывода из оборота ГХФУ был «ускорен», в результате чего все развитые страны (включая Российскую Федерацию) должны к 2015 году сократить объем производства и потребления ГХФУ на 90% от базового уровня, что составит для нашей страны предельный уровень в 399,6 т ОРП.
Международные озоновые соглашения (Венская конвенция 1985 года и Монреальский протокол к ней) стали первыми соглашениями в сфере экологии, посвященными решению долгосрочных отложенных проблем (когда воздействие на окружающую среду происходит сегодня, а основной ущерб от него может проявиться спустя десятилетия и даже столетия). Решить задачу предотвращения истощения озонового слоя ни одна страна или группа стран были не в состоянии, что и предопределило участие практически всех наций в ликвидации этой общей угрозы. При разработке озоновых соглашений эксперты и политики исходили из необходимости придания им гибкости и способности к адаптации результатов новых научных исследований и оценок.
Венская конвенция об охране озонового слоя имеет рамочный характер и не накладывает каких-либо конкретных обязательств на подписавшие ее Стороны по сокращению производства и потребления ОРВ. Во время переговоров о ее заключении Стороны обсудили возможность принятия в последующем протокола, который предусматривал бы конкретные целевые показатели по ограничению оборота ОРВ, однако консенсус по этому вопросу достигнут не был. Соответствующий Протокол был подписан лишь 16 сентября 1987 года.
Чтобы стать Стороной Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, государство должно быть Стороной Венской конвенции. Таким образом, Венская конвенция и Монреальский протокол породили прецедент в международных отношениях и в дальнейшем практику последовательного заключения рамочного соглашения, а затем – одного или нескольких протоколов к нему. Это, например, принятие Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата или Картахенского протокола по биологической безопасности к Конвенции о биологическом разнообразии.
Венская конвенция была подписана от имени СССР 22 марта 1985 года и принята 18 июня 1986 года (Постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1986 года № 525 «О принятии СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и о мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны»). ЮНЕП 31 декабря 1991 года получила от Постоянного представителя Российской Федерации в ООН ноту о том, что Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР во всех конвенциях, соглашениях и других международно-правовых документах, заключенных в рамках ЮНЕП или под ее эгидой. Аналогичная нота была получена относительно Венской конвенции.
По состоянию на начало 2012 года Сторонами Венской конвенции об охране озонового слоя являются 197 стран.
16 сентября 1987 г. в Монреале
(Канада) представители 46 стран подписали
Монреальский протокол по
Монреальский протокол 1987 г. предусматривал замораживание на уровне 1986 г. производства пяти наиболее применяемых ХФУ и галонов, а затем сокращение их производства на 20 % к 1993 г. и на 30 % — к 1998 г. Также предусматривались введение ограничений на экспорт и импорт ОРВ и оказание помощи развивающимся странам по переводу промышленности на озонобезопасные вещества и технологии. Итогом реализации мер, предусмотренных Монреальским протоколом, должно было стать значительное снижение объемов мирового производства ОРВ, но не его полное прекращение. Тем самым промышленности предоставлялось время на разработку и внедрение технически и экономически приемлемых альтернатив (ТЭПА).
В последующем к Монреальскому протоколу были приняты поправки и корректировки, которые расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных операций и т. д.
По состоянию на 25 сентября 2013 г. Сторонами Монреальского протокола являются 197 стран. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997–2006 гг.) отметил, что «возможно, единственным очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол».
Бывшим Советским Союзом текст был запарафирован, а подписан 29 декабря 1987 г. Ратифицирован Монреальский протокол 10 ноября 1988 г. (Распоряжение Совета Министров СССР от 10.12.1987 № 2663р «О подписании Советским Союзом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»). Российская Федерация является Стороной Монреальского протокола с 31 декабря 1991 г.
Основные положения Монреальского протокола содержатся в следующих его статьях:
Статья 2. Меры регулирования. График поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.
Статья 4. Контроль торговли ОРВ. Эти меры предназначены как для того, чтобы поощрять страны присоединяться к Монреальскому протоколу, так и предотвращать передачу в обход мер регулирования произведенных ОРВ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.
Статья 5. Специальный статус развивающихся стран. Одной из характерных особенностей Монреальского протокола является предусмотренный в нем особый режим в отношении развивающихся стран. В соответствии с этой Статьей развивающиеся страны с уровнем потребления ОРВ ниже установленного предела (страны, действующие в рамках Статьи 5) имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в Статье 2, «для удовлетворения своих основных внутренних потребностей».
Статья 6. В соответствии с этой Статьей не реже одного раза в 4 года проводится пересмотр мер регулирования на основе обзора и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. В частности, именно подобные научные оценки послужили основой для принятия Сторонами поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.
Статья 7. Статья предусматривает ежегодное представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ. На основе этих данных формулируются соответствующие меры по регулированию ОРВ, разрабатываются стратегии поэтапного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.
Статья 8. Несоблюдение. В соответствии с этой Статьей принята процедура, касающаяся несоблюдения Монреальского протокола. Эта процедура предусматривает принятие мер в отношении Сторон, которые не соблюдают его положения, включая требования о представлении данных, мер регулирования и положения, касающиеся торговли. Комитет по выполнению, созданный в соответствии с этой процедурой, рассматривает обстоятельства случаев возможного несоблюдения. О случаях несоблюдения Монреальского протокола Комитет представляет информацию на совещаниях Сторон и рекомендует принятие соответствующих мер, таких как:
Информация о работе Влияние разрушения озонового слоя на экономику и политику