Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2010 в 01:48, Не определен
доктор химических наук А.П.Пурмаль
Впервые о кислотных дождях заговорили в 1852 году. Человек с оригинальной английской фамилией Смит, проживавший в Манчестере, собрал в фотографическую кювету дождевую воду и почему-то добавил туда раствор соли бария. Вода стала мутной. Поскольку это известная качественная реакция на сульфат-ион (SО42- ), то стало понятно, что в дождевой капле есть серная кислота. Правда, задолго до Смита, в 1696 году, Р.Бойль тоже обнаружил кислую реакцию дождевой воды, но так и не определил, почему это происходит. Поэтому, долгое время полагали, что в капельках дождя просто растворяется СО2, и образуется слабая угольная кислота (при том содержании углекислого газа, которое характерно для атмосферы, рН должен быть около 5,6). Когда Смит обнаружил серную кислоту, ему не сразу поверили, и многие бросились перепроверять его результат. Оказалось, что, помимо серной, в дождевой капле есть еще и азотная кислота, потом нашли муравьиную, а впоследствии - щавелевую и уксусную.
Вообще, для России масштабы этого бедствия всегда были не столь велики, во всяком случае, до недавнего времени. Во-первых, у нас огромная территория, во-вторых, на душу населения мы производим гораздо меньше энергии, чем США, Англия или Германия, и в-третьих, большинство наших электростанций работало на газе, а газ не содержит соединений серы. Но вскоре ситуация может измениться коренным образом. Поскольку продавать газ чрезвычайно выгодно, Газпром решил не тратить его зря и перевести тепловые станции России с газа на уголь. Впрочем, рано или поздно это все равно пришлось бы сделать, так как при современном расходе запасов газа хватит всего на 60 лет, а угля на 600. Казалось бы, затея перевести все станции на уголь и мазут не так уж и проста - ведь оборудование приспособлено именно под газ. Но вспомнили, что в свое время ученый И.А.Хинт разработал дезинтеграционный и очень экономичный метод дробления. Вот и собираются по этому методу дробить уголь и с водяной пульпой прямо по тем же газовым трубам подавать в горелку. Конечно, теплотворная способность будет ниже, но зато больших переделок не потребуется. И вот тогда о кислотных дождях в России придется задуматься всерьез, ведь перед глазами пример Китая, в котором уже иногда становится трудно дышать.
Есть еще один способ борьбы с выбросами сернистого газа: усовершенствовать стоящие на каждой электростанции электростатические фильтры, которые улавливают пыль из выбросов. Это, конечно, тоже стоит денег, но значительно меньших, чем строительство скрубберной установки. Станции будут выбрасывать меньше пыли, содержащей оксиды железа и марганца, а значит, процесс окисления в капле пойдет медленнее, и дождь не будет так закисляться. Но рано или поздно скрубберные установки все равно придется строить. И здесь есть небольшая надежда на помощь соседей. Вспомните про трансграничный перенос, и вам станет ясно, что проблема это вовсе не одной страны.