Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 14:18, курсовая работа
Современная тенденция к миниатюризации показала, что вещество может иметь совершенно новые свойства, если взять очень маленькую частицу этого вещества. Частицы размерами от 1 до 100 нанометров обычно называют «наночастицами». Так, например, оказалось, что наночастицы некоторых материалов имеют очень хорошие каталитические и адсорбционные свойства. Другие материалы показывают удивительные оптические свойства, например, сверхтонкие пленки органических материалов применяют для производства солнечных батарей.
Введение…………………………………………………………………… …….. ……4
Неорганические нанотехнологии в рекультивации земель………………….6
Нанотехнологии с применением железа…………………………………. ……7
Геохимические барьеры на основе железа……………………………………8
Искусственные барьеры на основе Fe(0)……………………………………8
Барьеры на основе сульфидов железа……………………………………...10
Барьеры на основе Fe(II)-силикатов………………………………………..11
Нанотехнологии с применением биметаллов………………………………..12
Нанопузыри в борьбе с радиационным загрязнением почв…………….. …..15
Органические вещества в рекультивации земель……………………………16
Гуминовые вещества – органические наночастицы………………………….16
Строение гуминовых веществ…………………………………………………17
Применение гуминовых веществ……………………………………………...19
Препарат «Гумат»………………………………………………………….21
Малообъемные препараты-адаптогены в рекультивации земель сельскохозяйственного значения………………………………………..……… …..22
«Лигногумат» – натриевые и калийные гуматы…………………………..24
Гуминовые кислоты – сорбенты тяжелых металлов………………………26
Модификация гуминовых веществ для получения препаратов с заданными свойствами…………………………………………………………………………….31
Модификация ГК с наночастицами железа………………………………..33
Физико-химическая обработка гуминовых веществ………………………34
Микроорганизмы как нанотехнология для восстановления нарушенных почв………………………………………………………………………………. …..36
Нефтепоглощающие бактерии………………………………………………...36
Биоремидиация почв, загрязненных ураном…………………………………38
Биоорганическое удобрение Feranat L в восстановлении плодородия земель……………………………………………………………………………… …..40
Заключение…………………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин «нанотехнология» придумал и ввел в обиход профессор Токийского научного университета Норио Танигучи в 1974 г. По мнению Танигучи, нанотехнология включает обработку, разделение, объединение и деформацию отдельных атомов и молекул вещества, при этом размер наномеханизма не должен превышать одного микрона, или тысячи нанометров.
В настоящее время под термином «нанотехнология» подразумевают совокупность методов и приемов, обеспечивающих возможность контролируемым образом создавать и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, имеющие принципиально новые качества и позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы макромасштаба. [1]
На территории Российской Федерации понятие нанотехнологий установлено в ГОСТ Р 55416-2013 «Нанотехнологии. Часть 1. Основные термины и определения».
Нанотехнологии качественно отличаются от традиционных дисциплин, поскольку на таких масштабах привычные, макроскопические технологии обращения с материей часто неприменимы, а микроскопические явления, пренебрежительно слабые на привычных масштабах, становятся намного значительнее: свойства и взаимодействия отдельных атомов и молекул или агрегатов молекул (например, силы Ван-дер-Ваальса), квантовые эффекты. [2]
Современная тенденция к миниатюризации показала, что вещество может иметь совершенно новые свойства, если взять очень маленькую частицу этого вещества. Частицы размерами от 1 до 100 нанометров обычно называют «наночастицами». Так, например, оказалось, что наночастицы некоторых материалов имеют очень хорошие каталитические и адсорбционные свойства. Другие материалы показывают удивительные оптические свойства, например, сверхтонкие пленки органических материалов применяют для производства солнечных батарей.
Особый класс составляют органические наночастицы как естественного, так и искусственного происхождения. [3]
К сожалению, мир нанотехнологий сегодня до конца не изучен. Исследования же и разработки ведутся во многих областях, среди которых можно выделить охрану и восстановление свойств почв. Ниже представлены различные модификации таких технологий, непосредственно применяемых в рекультивации земель.
Рекультивация - комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель и водоёмов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов.
Работы по рекультивации обычно имеют два основных этапа — технический и биологический. На техническом этапе проводится корректировка ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, впадин, провалов грунта, разравнивание и террасирование промышленных терриконов), создаются гидротехнические и мелиоративные сооружения, осуществляется захоронение токсичных отходов, производится нанесение плодородного слоя почвы. На биологическом этапе проводятся агротехнические работы, целью которых является улучшение свойств почвы. [4]
Биологическая рекультивация подразумевает использование различных технологий и методов, позволяющих вернуть плодородие почв, полностью возобновить почвенную флору и фауну. Неорганические нанотехнологии занимают свою нишу в данной области. Их отличает высокая степень очистки, простота в применении, низкая токсичность.
Железо в разных формах его проявления является активным элементом в закреплении тяжелых металлов. Не удивительно, что предпринимаются усилия для использования его свойств в искусственном закреплении поллютантов. Сегодня для фиксации тяжелых металлов в загрязненных почвах и осадках широко применяют железосодержащие отходы, природные Fe-минералы (сульфиды) и металлическое железо. [5]
Металлические наночастицы все чаще используются в различных отраслях промышленности. Частицы наноразмерного моно- или биметалла могут быть либо нанесенными на соответствующую матрицу (полимер, углерод, оксид металла, цеолит и т.д.), либо применяться в виде свободных (голых) форм.
Наночастицы железа способны разрушать различные хлорсодержащие канцерогены, такие как полихлорированные бифенилы (ПХБ), ДДТ, линдан и практически все хлорированные органические растворители. Изучены также каталитические эффекты поверхности наночастиц железа. Наночастицы металлического железа и его оксида способны извлекать тяжелые металлы (Hg, Cu, Cr), мышьяк и нитраты из почвы и воды.
При изучении возможности использования металлических наночастиц в области охраны окружающей среды для реабилитации почвы и водных ресурсов, загрязненных экотоксикантами, такими как хлорированные органические соединения, поднимается вопрос о характере воздействия материалов на биоценоз экосистемы, которая находится в контакте с нанотехнологиями.
Токсическое действие наночастиц металлов и продуктов их реакции с токсичными органическими соединениями должны быть устранены или сведены к нулю, если это возможно. Низкая токсичность наноматериалов на основе железа, применяемых в области охраны окружающей среды была продемонстрирована для ряда гидробионтов (Daphnia, водоросли, мидии). [6]
Ремидиационные геохимические барьеры широко применяют для очистки загрязненных вод. При этом искусственные барьеры часто формируются из веществ, не характерных для природной обстановки. Для закрепления токсических элементов с переменной степенью окисления активно применяют сильные редокс-барьеры. Искусственные барьеры эффективны при химическом сродстве реактива к поллютанту и могут быть успешны при соблюдении ряда условий: 1) реактив должен образовывать нерастворимый осадок из металлов-поллютантов или обеспечивать их прочную сорбцию; 2) барьер должен сохранять работоспособность долгое время; 3) реактив должен быть доступным и дешевым.
В качестве реактивов для усиления действия ремедиации применяют вещества, не характерные для почв. Для задержания мигрирующих с грунтовой водой тяжелых металлов и металлоидов используют смеси песка, глины и тонко измельченного железного лома (несколько процентов), которые помещаются в траншею, вырытую перпендикулярно движению загрязненного потока.
Металлическое железо Fe(0) резко усиливает действие барьера по сравнению с природными Fe-соединениями.
Чаще всего такие геохимические барьеры устраивают для очистки почвенно-грунтовых вод от хрома, мышьяка и цинка. За счет коррозии металлического железа и образования новых минералов эффективность барьера может снижаться. Со временем на барьере иногда образуются менее активные Fe-минералы, возможно также закупоривание порового пространство барьера и уменьшение фильтрации загрязненной воды.
Один из удачных искусственных барьеров сооружен вблизи г. Элизабет в штате Северная Каролина, США в 1996 г. для очистки перед попаданием в реку грунтовой воды, загрязненной шестивалентным хромом. В течение всех 8 лет наблюдений барьер работал очень эффективно, снижая концентрацию хрома в воде от ~1500 до менее 1 мг/л. На барьере образовалось множество вторичных минералов, в том числе за счет коррозии частиц Fe(0). Среди них кальцит-арагонит, карбонат железа, магнетит, лепидокрокит, макинавит. Эти новообразованные минералы железа обладают высокой сорбционной емкостью и очищают воду от хрома не хуже исходного металлического железа. Хром(VI) в барьере редуцировался до Cr(III) и частично ассоциировался с зернами сульфида железа. В среднем за год в барьере накапливается 4,1 кг Cr, а за 8 лет его работы закрепилось 33 кг Cr.
Во многих Fe(0)-барьерах в ходе эксплуатации образуется высокоактивный грин раст – неустойчивое Fe(II) соединение. Грин раст участвует в закреплении Cr. Доказано проникновение хромата вглубь межслоевого пространства сульфатного грин раста с последующей трансформацией рентгеноаморфного соединения в устойчивый окристаллизованный хромогетит Cr-αFeOOH. Известно, что поллютанты гораздо прочнее закрепляются в форме твердых растворов в составе слаборастворимых минералов, чем в адсорбированной форме на поверхности частиц. Гетит – слаборастворимый гидроксид, а замещение Fe3+ на Cr3+ еще сильнее снижает его растворимость. Если концентрация Cr(VI) высока и превышает стехиометрический предел, определенный долей Fe2+ в грин расте, то формируются слабоокристаллизованные Cr(III)-Fe(III) фазы, менее прочно закрепляющие хром.
В последние годы в качестве активного сорбента используют нанометровые частицы Fe(0), которые в отличие микронных, имеют более высокую эффективность. Так, наночастицы металлического железа с удельной поверхностью 24 м2/г при исходной концентрации As(V) в 1 мг/л сорбировали весь мышьяк всего за 10 мин, тогда как сорбция мышьяка микрочастицами железа с удельной поверхностью 1–2 м2/г полностью заканчивалась только через 4 сут. При этом, благодаря ультравысокой дисперсности частиц, водопроницаемость барьера снижается, и он представляет собой уже не проницаемый, а коллоидный реакционный барьер. Хотя в ходе его эксплуатации частицы Fe(0) корродируют, но это не сказывается на его долговечности, так как новообразованные минералы железа обладают высокой реакционной способностью.
В этом случае восстановителем служит Fe(II), что используется для редукции хрома (VI). Сульфиды железа стоят дешево; это определяет экономичность геохимического барьера. Один из изученных сульфидов – пирротин FeS. Удаление токсичного Cr(VI) включает ряд последовательно идущих процессов: адсорбцию Cr (VI) в форме Cr2О72- или CrО42- на поверхности пирротина, редукцию адсорбированного Cr (VI) до Cr (III), катализируемую сульфидом, и, наконец, осаждение Cr (III) в виде осадков Cr2S3, Cr2О3 и Cr(ОН)3. Для этих реакций благоприятны следующие условия. Пирротин должен быть тонко помолот (до частиц размером ~150 мкм), а среда должна быть слабокислой. Эффективность пиротина связана с тем, что одна его молекула обеспечивает 8 электронов для редукции Cr(VI) до Cr(III).
Кроме пирротина редукционное действие оказывает на хром (VI) пирит FeS2. Пирит – наиболее распространенная форма сульфидов в земной коре. В окислительной среде геохимического барьера пирит растворяется. Выветривание пирита – это сложная комбинация процессов окисления и растворения. Кроме того, пирит очень чувствителен к микробной редукции, которая значительно ускоряет его растворение. Пирит и другие сульфиды действуют как редуктанты на анионы тяжелых металлов, включая Cr(VI).
Показана высокая степень очистки воды от хрома, изучен состав продуктов реакции в разных условиях среды. При редукции Cr(VI) с участием железосодержащих частиц установлено образование твердых растворов «хром-Fe3+. В зависимости от условий развития процесса возможно образование либо Cr(III)-гидроксидов, содержащих железо, либо хоромогетита Cr-αFeOOH, либо хромзамещенного гематита Fe2-xCrxO3, где х варьирует от 0.2 до 1.5.
Учитывая высокую окристаллизованность гематита и гетита, можно считать, что хром депонирован в них очень прочно.
Информация о работе Микроорганизмы как нанотехнология для восстановления нарушенных почв