Истощение природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2010 в 22:00, Не определен

Описание работы

Перед человечеством встал вопрос: надолго ли хватит ему необходимых природных ресурсов? Прошли те времена, когда казалось, что ресурсы Земли неисчерпаемы. Само деление природных ресурсов на неисчерпаемые и исчерпаемые становится все более условным. Все больше видов ресурсов переходит из первой категории во вторую, Сейчас мы уже задумываемся о возможности исчерпания запасов атмосферного кислорода, а в перспективе такой же вопрос может возникнуть даже о ресурсах солнечной энергии, хотя пока еще поток ее кажется нам практически неисчерпаемым.

Файлы: 1 файл

Курсовая по КСЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

   Перспективы решения проблем, связанных с  исчерпаемостью земельных ресурсов, вряд ли следует сводить к фантастическим проектам расселения людей в высоких  башнях, на плавучих платформах, на дне Океана и в глубинах земной коры. Неизбежность таких решений некоторые авторы обосновывают тем, что экстраполируют современные темпы роста населения на неопределенно далекое будущее. При такой гипотетической ситуации через 700 лет на каждого жителя нашей планеты пришлось бы всего лишь по 1 м2 площади. Однако для таких экстраполяций нет никаких оснований.

   Реалистический  путь, прежде всего предполагает перестройку  существующего использования земель на научной основе, т. е. рациональную организацию территории. Для каждого участка должна быть определена оптимальная социальная функция. Разумеется, рациональная организация территории предполагает и рекультивацию земель, нарушенных предшествующим хозяйственным использованием, и интенсификацию сельского хозяйства, и продуманный подход к созданию водохранилищ, и многое другое.

 

Проблемы связанные  с добычей сырьевых ресурсов.

 

   В современном мире возникает достаточно много проблем связанных с  добычей сырьевых ресурсов. Как экономические, так и технические. Самая актуальная – это незнание реальных данных, о том сколько ресурсов осталось. Рассмотрим ее на двух примерах.

   1) Нефть.

     Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд т, а ежегодная добыча составляет около 3,5 млрд т. Однако вряд ли стоит предрекать наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в недрах Земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтенные или не вполне учтенные нефтеносные секторы, а сколько месторождений еще ждет своих открывателей.

   За последние  два десятилетия человечество вычерпало  из недр более 60 млрд т нефти. Вы думаете, доказанные запасы при этом сократились на такую же величину? Ничуть не бывало. Если в 1977 г. запасы оценивались в 90 млрд т, то в 1987 г. уже в 120 млрд, а к 1997 г. увеличились еще на два десятка миллиардов. Ситуация парадоксальна: чём больше добываешь, тем больше остается. Между тем этот геологический парадокс вовсе не кажется парадоксом экономическим. Ведь чем выше спрос на нефть, чем больше ее добывают, тем большие капиталы вливаются в отрасль, тем активнее идет разведка на нефть, тем больше людей, техники, мозгов вовлекается в разведку и тем быстрее открываются и описываются новые месторождения. Кроме того, совершенствование техники добычи нефти позволяет включать в состав запасов ту нефть, наличие (и количество) которой было ранее известно, но достать которую было нельзя при техническом уровне прошлых лет. Конечно, это не означает, что запасы нефти безграничны, но очевидно, что у человечества есть еще не одно сорокалетие, чтобы совершенствовать энергосберегающие технологии и вводить в оборот альтернативные источники энергии.

   Наиболее  яркой особенностью размещения запасов нефти является их сверхконцентрация в одном сравнительно небольшом регионе - бассейне Персидского залива. Здесь, в арабских монархиях Иране и Ираке, сосредоточены почти 2/3 доказанных запасов, причем большая их часть (более 2/5 мировых запасов) приходится на три аравийские страны с немногочисленным коренным населением - Саудовскую Аравию, Кувейт и ОАЭ. Даже с учетом огромного количества иностранных рабочих, наводнивших эти страны во второй половине XX в., здесь насчитывается немногим больше 20 млн чел. - около 0,3% мирового населения.

   Среди стран, обладающих очень большими запасами (более 10 млрд т в каждой, или более 6% мировых), - Ирак, Иран и Венесуэла. Эти страны издавна имеют значительное население и, более или менее развитую экономику, а Ирак и Иран - и вовсе старейшие центры мировой цивилизации. Поэтому высокая концентрация в них нефтяных запасов не кажется столь вопиюще несправедливой, как в трех аравийских монархиях, где в нефти и нефтедолларах купаются вчерашние неграмотные и полудикие кочевники-скотоводы.

   Россия с  ее семью миллиардами тонн - даром что крупнейшая страна мира - сильно отстает от шести "великих нефтяных держав". Мы не так уж намного впереди Мексики и Ливии. Слабым утешением может служить то, что США и Китай обладают еще меньшими запасами. Впрочем, о запасах США - особый разговор. Многие аналитики считают, что эта страна сознательно занижает свои нефтяные запасы, чтобы, по возможности, беречь свою нефть в недрах "на черный день" и в то же время, прибедняясь таким образом, утверждать свое присутствие на Ближнем Востоке, мотивируя это "жизненными интересами".

   Во всех крупных регионах мира, кроме зарубежной Европы и территории СССР, отношение запасов нефти по состоянию на 1997 г. к запасам 1977 г. составляет более 100%. Даже Северная Америка, несмотря на "консервирование запасов" в США, значительно увеличила общие доказанные запасы благодаря интенсивной разведке в Мексике.

   В Европе исчерпание запасов связано со сравнительно небольшой природной нефтеносностью региона и очень интенсивной добычей в последние десятилетия:форсируя добычу, страны Западной Европы стремятся разрушить монополию ближневосточных экспортеров. Однако шельф Северного моря - главная нефтяная бочка Европы - не бесконечно нефтеносен.

   Что же касается заметного уменьшения доказанных запасов на территории СССР, то это связано не столько с физическим исчерпанием недр, как в Западной Европе, и не столько с желанием попридержать свою нефть, как в США, сколько с кризисом в отечественной геологоразведочной отрасли. Темпы разведки новых запасов отстают от темпа других стран.

   2) Уголь.

     Единой системы учета запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов переcматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями. На XI сессии Мировой энергетической конференции (МИРЭК) в 1980 г. достоверные запасы углей всех видов были определены в 1320 млрд т, а на следующей сессии, а 1983 г. - в 1520 млрд т, в том числе каменных ("битуминозных"), включая антрацит -920 млрд т, бурых (" суббитуминозных" и пигнитов) - 600 млрд т. Извлекаемыми с технико-экономической точки зрения признаются пить 2/3 достоверных запасов (на начало 90-х гг., по оценке МИРЭС, - около 1040 млрд т).

   Наибольшими за пределами территории бывшего Советского Союза достоверными запасами располагают США (четверть мировых запасов), КНР (1/6), Польша/ ЮАР и Австралия (по 5-9% мировых запасов), более 9/10 достоверных запасов каменного угля, извлекаемых с использованием существующих в настоящее время технологий (оцениваемых в целом по миру примерно 515 млрд т) сосредоточено, по оценке МИРЭК 1983 г, в США (1/4), на территории бывшего СССР (более 1/5), КНР (около 1/5), ЮАР (более 1/10), ФРГ, Великобритании, Австралии и Польши. Из других промышленно развитых стран значительными запасами каменного угля располагают Канада и Япония, из развивающихся - в Азии - Индия и Индонезия, в Африке - Ботсвана, Свазиленд, Зимбабве и Мозамбик, в Латинской Америке - Колумбия и Венесуэла.

   Наиболее  экономична разработка месторождений  каменного угля открытым способом - карьерами. В Канаде, Мозамбике и Венесуэле этим способом могут разрабатываться до 4/5 всех запасов, в Индии - 2/3, в Австралии - около 1/3, в США - более 1/5, в Китае - 1/10. Эти запасы используются более интенсивно, и доля угля, разрабатываемого открытым способом, составляет, например, в Австралии более 1/2, в США - боле 3/5.

   Существенное  значение имеет качественный состав углей, в частности, доля коксующихся углей.

    Наиболее  велика их доля в общих запасах  угля в Австралии (около 3/4), Германии (3/5); в КНР и США она составляет более 1/3, в Индии - почти 1/3, в Польше1/5, в Великобритании - 1/10. Доля коксующихся углей в добыче, как правило, больше их доли в запасах. В связи с обострением во многих странах экологических проблем и устрожением природоохранного законодательства в качестве серьезного недостатка угля рассматривается высокая его сернистость. Добыча каменного угля в мире ведется на уровне около 3,5 млрд т в год, бурого - около 1 млрд т в год.

    Наибольшее  количество каменного угля добывается  в КНР (более 1 млрд т в год), в США (более 850 млн т при суммарной добыче угля около 1 млрд т), в Индии (свыше 250 млн т), в ЮАР (200 млн т), в России (200 млн т), в Австралии (около 200 млн т) и в Польше (140-150 млн т в год). В 50-80-е гг. в ряде промышленно развитых стран Европы (в частности, в ФРГ, Франции, Великобритании), в Японии, в ряде районов США, где условия добычи неблагоприятны и где значительная часть добываемых углей имеет высокую сернистость, каменноугольная промышленность испытала острый кризис. Сокращение добычи угля, особенно в основных традиционных районах его добычи, имело далеко идущие социальные последствия; эти районы (например, Рур в ФРГ, Север Франции, Аппалачи в США) стали районами хронической экономической депрессии и массовой безработицы, что стимулировало интенсификацию структурной перестройки их экономики, существенно повлияло на специализацию. Иными тенденциями развития отличалась угольная промышленность Австралии, ЮАР и Канады, где происходил рост угледобычи с ориентацией главным образом на экспорт. Доля этих трех стран в мировой добыче каменного угля, составлявшая в начале 60-х гг. несколько процентов, уже в середине 80-х г. превысила 1/10, а в мировом экспорте достигла 2/5, причем Австралия обогнала США в качестве крупнейшего экспортера каменного угля.

    Рост  добычи в Австралии в значительной  мере обусловлен большим спросом на уголь со стороны Японии. Экспортной ориентации угольной промышленности Австралии благоприятствует и то обстоятельство, что крупные месторождения каменного угля, пригодные для открытой разработки, расположены недалеко от побережья. Во многом спросом Японии объясняется и развитие угледобычи в западных провинциях Канады, где в освоении месторождений и создании соответствующей .инфраструктуры активно участвовал японский капитал. Быстрое развитие каменноугольной промышленности в ЮАР, вышедшей по добыче каменного угля на второе место среди стран с рыночной экономикой, обусловлено наличием крупных запасов углей (в основном энергетических), отсутствием собственных запасов нефти и природного газа, очень дешевой рабочей силой и созданием мощной инфраструктуры в расчете на крупный экспорт угля (построен специальный угольный порт Ричардс-Бей и магистральная железная дорога к порту из района угольных разработок в Трансваале). Во всех этих странах необычайно высока экспортность каменного угля (от 1/4 в ЮАР до более чем 4/5 в Канаде); в этом отношении с ними схожа Колумбия, вошедшая в 80-е гг. в число значительных производителей (около 20 млн т в год) и экспортеров каменного угля.

   Из общей  мировой добычи каменного угля на экспорт идет около 11% (т. е. более 400 млн т в год на начало 90-х гг.), из которых более 4/5 отправляется морским транспортом. В 70-е гг. 2/3 экспорта приходилось на коксующиеся угли, но в связи с кризисными явлениями в черной металлургии и сокращением удельных расходов кокса в доменном производстве, а также ростом спроса на энергетические угли со стороны теплоэлектроэнергетики быстрее стал расти спрос на энергетические марки угля. К началу 90-х гг. экспорт энергетических и коксующихся углей примерно сравнялся, а перевозки энергетических углей морем в 1990 г. впервые оказались больше, чем коксующихся. В том же году Европейское экономическое сообщество обогнало по ввозу угля Японию.

   Основные  направления вывоза угля: из Австралии  и Канады - в Японию, из США и ЮАР - в Западную Европу. ФРГ, еще сравнительно недавно - в 70-80-е гг. -бывшая крупным нетто-экспортером коксующегося угля и крупнейшим в мире экспортером кокса, превратилась в нетто-импортера угля с неуклонно сокращающимися мощностями и добычей угля. Почти на нет сошел экспорт угля и из Великобритании - страны, которая в начале XX в. была крупнейшим поставщиком угля на мировой рынок.

   Подавляющая часть разведанных запасов бурого угля и его добычи сосредоточена  в промышленно развитых странах. Размерами запасов выделяются США, Германия и Австралия, а наибольшее значение добыча и использование бурого угля имеют в энергетике Германии и Греции. Большая часть бурого угля (более 4/5) потребляется на ТЭС, расположенных вблизи разработок. Дешевизна этого угля, добываемого почти исключительно открытым способом, обеспечивает, несмотря на его низкую теплотворную способность, производство дешевой электроэнергии, что привлекает к районам крупных буроугольных разработок электроемкие производства. В капитале, инвестируемом в буроугольную отрасль, велика доля средств электроэнергетических компаний. В отличие от каменноугольной промышленности буроугольную подотрасль структурный кризис практически не затронул.

 

Заключение.

 

   Как видно  из всего выше сказанного, проблемы связанные с сырьевыми ресурсами  очень остры в наше время. Запасы ресурсов истощены. В основном это энергетические ресурсы. Как следствие необходимо обратить внимание к возобновимым источникам энергии. Среди них сейчас наибольшее практическое значение имеет «белый уголь» — энергия водных потоков, однако полное использование гидроэнергоресурсов мира могло бы обеспечить только половину современных потребностей в электроэнергии. Крупнейший возобновимый энергоресурс — лучи Солнца. Теоретически можно ежегодно «перехватывать» почти столько солнечного тепла, сколько содержится во всем ископаемом топливе. Однако практически это неосуществимо из-за малой плотности потока солнечных лучей: солнечные энергетические установки требуют больших площадей. Аналогичным образом дело обстоит с энергией приливов, ветра и внутриземного тепла. Использование этих источников эффективно только в отдельных благоприятных локальных условиях (на побережьях с особо высокими приливами, в районах с устойчивыми сильными ветрами, в местах скопления горячих источников и т. п.).Наибольшие потенциальные возможности таит в себе использование «легкого» ядерного топлива — изотопа водорода дейтерия (путем синтеза из него ядер гелия). Хотя этот источник также в сущности невозобновимый, но практически он неисчерпаем, так как полное использование термоядерной энергии в миллионы раз превысило бы эффект всех других реальных энергических ресурсов. Применение «легкого» ядерного топлива станет возможным, когда будут найдены способы управления термоядерной реакцией.

   Также существует опасность растраты неэнергетических ресурсов: биологических, минеральных, пресной воды, свободного кислорода. Выходом из этой проблемы может быть вторичное использование отходов, экономичное использование воды, переход к более долговечным и легким материалам (углепластикам).

   Главное чтобы  люди знали о этой проблеме и старались  её решить, а не сидели «сложа руки».

 

Список  используемой литературы.

 
  1. А.Г. Исаченко, «География в современном мире». /1998 г.
  2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в г. Москве / 1992 г.
  3. Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».
  4. Газета «География». №3, №5 ,№6 /1999 г.
  5. В. В. Плотников «Введение в экологическую химию», 1989.

Информация о работе Истощение природных ресурсов