Зарождение рабочего движения в Кузбассе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение зарождения рабочего движения в Кузбассе.

Задачи:

1.ознакомиться со списком данной литературы;
2.ответить на заданные вопросы;
3.сделать заключение по обсуждаемой теме.

Содержание работы

Введение 3

1. Экономическое развитие Кузбасса в 1976-2000 гг. 5

1.1. Зарождение рабочего движения 9

2.Реструктуризация угольной промышленности 15
2.1 Рост социальной напряженности в Кузбассе. Назревание «рельсовой войны» 19

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

контр по истории Кузбасса.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

       Социальная  напряженность в Кузбассе закладывалась давно. Кузбасс давал стране прибыли на 17 миллиардов рублей, а получал дотации на 1,3 миллиарда. Лишённые материальной поддержки из госбюджета шахты дошли «до ручки»: не хватало полотенец, мыла, стирального порошка. О недовольстве в Москве знали. В различные министерства, главе правительства Н. И. Рыжкову лично было отправлено 27 служебных записок. Наряду с обращением к руководству страны областные лидеры пытались решить назревшие проблемы традиционным образом, в том числе и запрещая забастовки. В секретном постановлении Кемеровского областного комитета КПСС «О фактах отказов трудящихся от работы на ряде предприятий области» от 5 апреля 1989 года осуждалась «практика решения политических, экономических и социальных вопросов путем отказа от работы как чуждая социалистическому строительству, наносящая моральный и материальный ущерб делу перестройки и обновления общества». Коммунисты, которые принимали участие в забастовках, могли быть исключены из рядов КПСС.

       Однако 10 июля 1989 года долго зревшее недовольство стихийно вылилось в забастовку. Рабочие шахты имени Шевякова, поднявшись после смены, отказались идти в ламповую и сдать «свет» — лампочки с аккумуляторами. К ним присоединились рабочие первой и второй смен 344 человека не приступили к работе. 11 июля остановили работу все угольные предприятия Междуреченска. Рабочие вышли на главную площадь города. Был создан городской стачечный комитет, который возглавил горный мастер шахты имени Шевякова. Б. Кокорин. 11 июля в Междуреченск прибыли первый секретарь Кемеровского обкома КПСС А. Мельников и министр угольной промышленности М. Щадов. Попытки уговорить рабочих разойтись не удались. «Бастуем! Бастуем!» — скандировали рабочие. 12 июля уже на 18 предприятиях угольной промышленности бастовало свыше 20 тысяч человек. 13 июля в Кузбассе бастовало 52 предприятия, около 55 тысяч человек.

       Вспыхнувшая забастовка носила стихийный характер, но уже в первые дни шахтёры  проявили высокую организованность.

       15 июля была проведена первая  конференция забастовочных комитетов  Кузбасса и создан областной  забастовочный комитет, председателем которого стал Т. Г. Авалиани, народный депутат СССР, член КПСС. Этот орган вел переговоры с правительственной комиссией, прибывшей в Кузбасс 17 июля и столкнувшейся с принципиально новой для себя ситуацией. В Кузбассе уже бастовало более 180 тысяч шахтёров, которые получили поддержку со стороны горняков Донбасса. В Макеевке был проведён многотысячный митинг в поддержку требований шахтеров Кузбасса.

       Хотя  в ходе забастовки прозвучал ряд  политических требований (выразить недоверие  некоторым горкомам КПСС, упразднить политическую цензуру в местной печати, передать власть советам в центре и на местах, отменить шестую статью Конституции СССР), но в основном забастовка носила экономический характер.

       17—18 июля 1989 года правительственная  комиссия и областной забастовочный комитет подписали «Протокол о согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС». В нём наряду с разрешением проблем улучшения организации и оплаты труда, снабжения населения Кузбасса промышленными и продовольственными товарами были предусмотрены пункты по углублению экономической реформы, в том числе перевод с 1 января 1990 года Кемеровской области на региональный хозрасчёт, предоставление полной экономической и юридической самостоятельности угольным предприятиям Кузбасса и права продавать сверхплановую продукцию по договорным ценам не только внутри страны, но и за рубежом.

       После прекращения забастовки процесс  институализации рабочего движения продолжался. 2 августа 1989 года Кемеровский облисполком зарегистрировал Совет рабочих комитетов Кузбасса. Целью его создания явилось всемерное содействие экономической перестройке, реализации и осуществлению контроля за выполнением «Протокола о согласованных мерах». Рабочие комитеты были сохранены и на первом этапе помогали руководству промышленных предприятий решать в министерствах вопросы финансирования и материально-технического снабжения не только угольной отрасли, но и области в целом.

       8 ноября 1989 года был создан Союз трудящихся Кузбасса как общественно-политическая организация, как форма самоорганизации рабочего движения. Наряду с экономическими и социальными задачами новая организация ставила целью достижение полновластия народа через широкое представительство социально активных трудящихся в советах всех уровней. для достижения этой цели Союз предполагал выдвижение политических лидеров из числа рабочих, крестьян, интеллигенции, в том числе и из рабочего движения.

       В ходе создания рабочих организаций  перед ними встала проблема взаимодействия с партийными и профсоюзными организациями. Летом 1989 года, несмотря на критические высказывания в адрес отдельных партийных руководителей и сохранение системы привилегий партийным чиновникам, широких антипартийных и антикоммунистических настроений не было. Более того, ряд секретарей партийных организаций приняли активное участие в забастовке, а иногда даже возглавляли рабочие комитеты на шахтах. Половина членов регионального забастовочного комитета являлась коммунистами. два человека Ю. Н. Ефименко и Б. И. Иванов работали секретарями парткомов предприятий. Это свидетельствовало о равнодушии рабочих к партийной принадлежности. В коммунистах они не видели своих противников.

       Но  убедившись в том, что правительство  и министерские структуры были готовы к радикальному реформированию, лидеры рабочего движения постепенно переходят к другой тактике, выдвигая на первый план необходимость решения вопроса о власти.

       В 1990—1991 годы рабочее движение было направлено на углубление радикальных преобразований не только экономической, но и политической системы СССР. Наиболее полно программа реформирования страны была представлена в докладе председателя Совета рабочих комитетов В. Голикова на первом съезде независимых рабочих организаций ряда промышленных центров страны, проходившем в конце апреля — начале мая 1990 года в Новокузнецке. Верховному Совету СССР в условиях провозглашенного им перехода к рыночной экономике предлагалось: принять антимонопольное законодательство, обеспечить полную экономическую и юридическую самостоятельность товаропроизводителей, разработать социальную программу защиты человека от конъюнктуры рынка, создать условия для принятия новой Конституции и разработать закон о партиях и общественно-политических организациях. О политизации рабочего движения свидетельствовали выступления части делегатов съезда, в которых открыто звучали антикоммунистические настроения.

       Летом 1990 года рабочее движение Кузбасса стало связывать свои надежды  на проведение экономической реформы  на руководство РСФСР, в частности, на председателя Верховного Совета России Б. Н. Ельцина, который 17—19 августа 1990 года посетил Кузбасс. В ходе визита между Б. Н. Ельциным и Советом рабочих комитетов было подписано Заявление о намерениях, в котором говорилось о совместной борьбе за успешное проведение экономических реформ в республике и Кузбассе, за демократизацию общественной жизни и передачу всей полноты власти советам народных депутатов.

       Рабочее движение Кузбасса активно поддержало российское руководство весной 1991 года во время политического кризиса в СССР. Горняки СССР объявили бессрочную политическую стачку до тех пор, пока не будут выполнены их требования. Основные политические требования горняков страны прозвучали с трибуны сессии Верховного Совета СССР: роспуск съезда народных депутатов СССР как не оправдавшего доверия народа, отставка союзного правительства и Президента СССР М. С. Горбачёва, передача власти Совету Федерации, а также Верховным Советам и правительствам суверенных республик.

       С целью обратить внимание на бастующих шахтёров восемь народных депутатов от Кузбасса, в том числе А. Малыхин, Б. Денисенко, В. Кузин и др., пошли на крайнюю меру объявили голодовку. В Москве шахтёры всё лето проводили пикеты с плакатами, на которых разъяснялись лозунги бастующих: «Шахтеры Кузбасса бастуют не за кусок колбасы, а за нашу и вашу свободу!». Демократическими организациями страны было собрано около трёх миллионов рублей для финансовой поддержки бастующих.

       Августовские  события стали переломными для  России. В процессе формирования новых государственных структур часть лидеров рабочего движения была назначена на руководящие посты. Так, главой областной администрации Кемеровской области стал М. Б. Кислюк, представителем Президента А. В. Малыхин. В своих пространных заявлениях они поставили перед собой задачу стабилизации социально-политической ситуации в Кузбассе для проведения экономических реформ.

       Указанные события обусловили изменения характера  рабочего движения в Кузбассе. 9 декабря 1991 года Союз рабочих комитетов принял решение «о выходе из политического движения и поддержке политики Президента РСФСР Б. Н. Ельцина как единственно реальной демократической силы, способной провести реформы в стране».

       Далее начался процесс затухания рабочего движения в Кузбассе. Областной рабочий комитет продолжал существовать, но его представители теряли влияние и авторитет в рабочих коллективах. Все большее влияние на ход локальных забастовок начинают оказывать «официальные» профсоюзы и оппозиционные правительству Ельцина — Гайдара политические силы. 

       2. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 

       Реструктуризация  в отличие от реконструкции –  повышения мощности – означает внедрение  комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на преобразование производственных и организационных  структур предприятий или отрасли с целью повышения эффективности производства с одновременным решением социальных проблем.

       В угольной промышленности Кузбасса процессы реконструкции начали осуществляться еще в годы первых пятилеток. В 90-е  гг. XX в. вся угольная промышленность России, включая Кузбасс, вступила в процесс реструктуризации. Для этого были все основания.

       В стране и в Кузбассе имелось большое  число шахт, введенных в строй еще в 1930 - 1950-е годы. Многие из них давно не реконструировались, и работать на них становилось опасно. В последние десятилетия по сравнению с нефтяной и газовой промышленностью в угольную отрасль направлялось значительно меньше средств, поэтому техника обновлялась медленно. Износ оборудования был очень высок и на многих шахтах превышал 70—80 процентов. По эти причинам начиная с 1991 года добыча угля в России стала сокращаться. В 1991г. в стране было добыто 353 млн. т угля, в 1995г. — 263 млн. т, в 1997—245 млн. тонн. В Кузбассе с 1989 г. также началось падение объемов добычи. После подъема в 1988г. – 159 млн. т, в 1989—1990 гг. добыча угля в бассейне не превышала 150 млн. т. Первоначально это пытались объяснить последствиями мощной шахтерской забастовки 1989г., положившей начало рабочему движению. Но это было ошибочное мнение. Причины лежали глубже в состоянии самих угольных предприятий, прежде всего шахт, их материально-технической базы, организации и оплаты труда шахтеров, в условиях их работы и быта.

       Реструктуризация  угольной промышленности стала рассматриваться  как средство оперативного и эффективного решения всех наболевших вопросов отрасли. Программа реструктуризации была разработана на всероссийском и региональном уровне. Программные документы: «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» и «Программа реструктуризации угольной отрасли Кузбасса» появились в 1995 году, когда сама реструктуризация уже началась.

       В программных документах были провозглашены  основные цели и задачи реструктуризации: предполагалось создание конкурентоспособных угольных предприятий, обеспечивающих их самофинансирование на длительную перспективу; постепенное снижение государственных дотаций угольным предприятиям; обеспечение социальной защищенности работников (шахтеров и других трудящихся, занятых в отрасли), высвобожденных в результате закрытия ряда угольных предприятий; социально-экономическое и экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.

       Поскольку реструктуризация предусматривает  закрытие наиболее опасных и убыточных предприятий, она требует предварительной подготовки, длительных сроков её осуществления. В Великобритании, например, реструктуризация угольной промышленности проводилась более 25 лет, с 1961 по 1994 год, причем закрытие шахт началось только через 5 лет. Более 20 лет осуществлялась реструктуризация угольной промышленности в Германии.

       В России с ее большим числом угольных бассейнов, каждый из которых имел свои особенности залегания угля, состояния  шахт, степени изношенности оборудования и возможности трудоустройства горняков, после закрытия шахт реструктуризацию угольной отрасли стали проводить форсированными методами. К началу реструктуризации угольная промышленность Кузбасса представляла сложный комплекс, включавший 78 шахт, 24 разреза, 28 обогатительных фабрик, несколько отраслевых институтов, 5 машиностроительных и 3 экспериментальных завода и 220 различных вспомогательных служб. Всего на этих предприятиях и учреждениях было занято более 315 тысяч человек.

       Осложняло реструктуризацию в Кузбассе и то обстоятельство, что во многих городах и рабочих поселках работа на шахтах и связанных с угольной промышленностью предприятиях и организациях была единственной возможностью трудоустройства. Угольная отрасль в значительной степени поддерживала и развитие социальной сферы. Это все означало, что закрытие шахт приводит к замиранию жизни в ряде городов и поселках городского типа.

Информация о работе Зарождение рабочего движения в Кузбассе