Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2009 в 15:18, Не определен
Статья
Всё это только укрепляло руководство СССР в мысли о необходимости поиска путей сближения с Германией. Последняя тоже искала такие пути. После захвата Чехии и Моравии главным объектом притязаний Германии стала Польша. Гитлер пытался и здесь разыграть мюнхенский сценарий, но Англия и Франция отказались обсуждать его претензии и дали гарантии Польше. В отличие от Сталина Гитлер серьезно отнесся к ним. Это означало что его игра раскрыта. Теперь ему нужно было торопиться с разгромом Польши пока Англия и Франция ликвидируют свое отставание в военных приготовлениях.
В Берлине рассуждали так: если СССР будет продолжать анти-германскую политику, Германия окажется перед выбором войны на два фронта, причём в ситуации ещё более невыгодной, чем в 1914 году. Так в середине августа 1939г. СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и её будущие военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема окончательного выбора между противоборствующими противниками. Причём стало очевидно, что от этого выбора зависела судьба мира. Решающий поворот произошёл 21- 22 августа.
Гитлер попросил Сталина принять министра иностранных дел Германии И. Риббентропа непозднее 23 августа для подписания соответствующих документов.
Сталин отдал распоряжение прервать на неопределённый срок военные переговоры с Англией и Францией. После непродолжительных переговоров Риббентроп и Молотов подписали в Кремле 23 августа 1939 года договор о ненападении и секретный протокол к нему. В протоколе стороны договорились о разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. Германия признала сферой интересов СССР территории, прежде входившие в состав Российской империи: Финляндию, Латвию, Эстонию и Бессарабию. СССР признал Литву как сферу интересов Германии. Протокол предусматривал возможность раздела Польши, при этом линия разграничения между Германией и СССР должна была проходить по рекам Нарев, Висла, Сан, то есть значительно западнее «линии Керзона». Так Сталин, пытаясь избежать мнимой опасности, превратил СССР в соучастника очередной перекройки карты Восточной Европы. Итогом подписания этих документов стало принятие Гитлером окончательного решения
напасть на Польшу.
В соответствии с разделом «сфер интересов» советское руководство принимало меры для укрепления безопасности страны, упрочения её военно-стратегических позиций, обороны северо-западных границ СССР и прежде всего Ленинграда. Советское правительство предложило Финляндии заключить пакт овзаимопомощи. В Москве в середине октября 1939г. состоялись переговоры, в ходе которых делегация Финляндии практически отклонила все предложения Советского Союза. Не исчерпав всех возможностей политического урегулирования 28 ноября 1939г. СССР денонсировал договор о ненападении с Финляндией от 1932г. 30 ноября 1939г. начались военные действия между Финляндией и СССР. И это были первые боевые действия на территории нашей страны в условиях Второй мировой войны.
Война с Финляндией имела серьёзные международные и внутренние последствия. 14 декабря 1940г. Советский Союз был исключён из Лиги Наций как агрессор. Она показала и крупные недостатки в боеспособности Красной Армии.
«Тайная
дипломатия», приведшая
к заключению секретных
дополнительных протоколов
с Германией, создала
условия для расширения
границ Советского Союза
на запад. Геополитические
устремления сталинского
руководства позволили
в 1939–1940 гг. практически
без активных действий
вновь присоединить
территории бывшей Российской
империи, утраченные
в 1918-1920гг.
Начало
второй мировой войны.
Нападение на Польшу.
1 сентября, немцы вторглись в Польшу. 3 сентября Англия и Франция в соответствии с данными Польше гарантиями, в которые не верили в Москве, объявили войну Германии. Так началась вторая мировая война.
Доктрина «блицкрига» была выбрана Гитлером не только по военным, но и по экономическим соображениям. Поскольку военные действия в рамках стратегии «блицкрига» проводились компаниями, то военная промышленность успевала в перерыве между ними создавать необходимые запасы вооружения и боеприпасов.
Против Польши было сосредоточено 23 сухопутных сил вермахта, что обеспечивало значительный перевес над польской армией. В ходе начавшихся сражений германское командование использовало таранные удары крупных танковых соединений. Немецкая авиация захватила господство в воздухе; подвергла бомбардировке города, транспортные узлы и дороги, сея панику среди мирного населения, тормозя мобилизацию и выдвижение польских войск к границе. И хотя планы вермахта не были реализованы полностью, уже 16 сентября столица Польши – Варшава - была окружена.
К этому времени сопротивление оказывали лишь разрозненные группы польской армии. Осаждённая Варшава сражалась до 28 сентября.
17 сентября, в день, когда правительство Польши покинуло страну, в неё вступили советские войска, почти не встретившие сопротивления польской армии.
28 сентября 1939 года
был подписан советско-
Польша стала первой жертвой вооружённой агрессии Германии, а также расовых теорий нацистов. Началось систематическое уничтожение евреев, польской интеллигенции. Вводилось трудовая повинность, и сотни тысяч поляков были вывезены на принудительные работы в Германию.
Положение на Западном фронте.
Покончив с Польшей, Германия стала перебрасывать освободившиеся войска к франко-германской границе. Туда же подтягивались французские и высадившиеся во Франции английские части. Только к весне 1940 года они сравнялись по численности с немецкими. Задачей английских и французских войск при наличии «линии Мажино» было прикрытие границы Франции с Бельгией и Люксембургом. Эти две страны объявили о своём нейтралитете. И хотя было очевидно, что Германия опять его нарушит, ни Англия, ни Франция ничего не предпринимали. На этом участке французской границы союзники вообще не имели контакта с немецкой армией. В итоге никаких активных действий англо-французские войска не вели. Такое положение на
Западном фронте называют «странной войной».
Пользуясь бездействием противника, немецкое командование решило захватить Данию и Норвегию, чтобы иметь надёжные базы для развёртывания морских операций в Северной Атлантике. С нейтралитетом этих стран Гитлер и не думал считаться. 9 апреля 1940 года немецкие войска высадились в Копенгагене и нескольких портах Норвегии. Датское правительство в тот же день объявило о капитуляции, норвежское призвало армию и народ к сопротивлению и обратилось за помощью к Англии. Большая часть Норвегии оказалась захвачена, власть передана местному фашисту Видкуну Квислингу. Король и правительство были вывезены с остатками норвежской армии.
Чудо Дюнкерка.
Во время разгрома Норвегии полным ходом шла подготовка к наступлению немцев против англо-французских войск. Наступление началось 10 мая 1940 года. Как ив Польше, вермахт действовал танковыми «клиньями», пробивая оборону и выходя в тыл обороняющемуся противнику. И уже 20 мая 1940 года наступавшие немецкие войска блокировали во Фландрии французские и английские силы. В старинном городе Дюнкерке, третьем по величине порту Франции, началась операция «Динамо», в которой использовались военные и гражданские суда. Английское командование распорядилось об эвакуации 340-тысячной группировки союзных войск. Как ни странно, 24 мая Гитлер остановил свои танки примерно в 20 километрах от Дюнкерка, позволив противнику начать эвакуацию. Сначала через Ла-Манш к меловым скалам Дувра успешно переправили 28000 человек для обеспечения связи и подготовки войск.
Затем тысячи солдат союзных армий стали садиться на большие корабли и маленькие суденышки. В ожидании посадки некоторые терпеливо стояли по шею в воде. Эта необыкновенная флотилия насчитывала 848 единиц, включая 45 пассажирских судов, 230 рыболовецких и более 200 частных катеров. 26 мая Гитлер приказал своим танкам снова идти вперёд, и началось ожесточённое сражение. К 3 июня в Англию успели вывезти в общей сложности 338226 английских, французских, бельгийских и голландских военнослужащих. Дюнкерк, где оставалось около 40000 солдат, был сдан в девять утра того же дня вместе с оставшейся техникой. Тем временем немецкие войска продвигались к столице Франции и 14 июня вошли в неё. Это была настоящая военная катастрофа.
Почему хвалёная немецкая разведка не доложила Гитлеру, что, пока его танки стоят, Ла-Манш буквально забит судами с солдатами противника? Каким бы ни было объяснение, спасение дюнкеркской группировки явилось тем случаем, когда армия Третьего рейха упустила свой шанс. Гитлер дал своему противнику возможность перегруппироваться.
Битва за Англию.
К концу лета 1940 года только Англия противостояла агрессии Германии в Европе. Укрепилась решимость англичан сражаться с фашизмом. Отставка Чемберлена и назначение премьер-министром Уинстона Черчилля, который был сторонником бескомпромиссной борьбы с Германией. Под его руководством Англия стала готовиться к наихудшему – к высадке немецкого десанта.
Через 6 недель после того, как в июне 1940 г. английские и французские войска были вынуждены уйти из Дюнкерка во Франции, Гитлер объявил о своём плане провести операцию «Морской лев». Цель вторжения, назначенного на 15 сентября, была определена так: «Уничтожить Англию как государство…и, если необходимо, полностью её оккупировать». Прежде всего, немцам надо было установить контроль над проливом.
Англичане начали ускоренное производство вооружения и самолётов, готовясь отразить вторжение, которое считали неминуемым. У них было преимущество- радары, которые служили гарантией того, что ни один немецкий налёт не станет полной неожиданностью.
Кроме того, англичане сражались за свою землю, используя собственные базы.
Случайное событие изменило ход войны за Англию. 24 августа несколько немецких бомбардировщиков, имея задание поразить военные цели, сбились с маршрута и сбросили бомбы на Лондон. Черчилль ответил тем же: 50 английских бомбардировщиков следующим вечером совершили налёт на центр Берлина.
Немцы были в шоке. Гитлер перенацелил свои самолёты с военных объектов на города, и аэродромы базирования ВВС Англии перестали подвергаться авиационным ударам.
В субботу 7 сентября «люфтваффе» совершили налёт, изменивший ход военных действий: около 600 самолётов обрушили 2 разрушительных удара на лондонский Ист-Энд – район, где жили рабочие доков. К утру в воскресенье 300 бомб превратили тысячи домов в груду развалин. Погибло 450 человек.
Это был первый из сотен воздушных налётов на английские города. Тысячи нашли свою смерть или пострадали от ран, ещё больше остались без крова.
15 сентября стало поворотным моментом в сражении за Англию. В 11:35 начался первый из 2 массированных налётов: 200немецких бомбардировщиков и 600 истребителей взяли курс на Лондон. В тот же момент 17 эскадрилий британских ВВС вылетели навстречу. Самолёты «Харрикейн» вступили в бой с бомбардировщиками, а «Спитфайр» - с истребителями.
Те немецкие самолёты, которым удалось прорваться, сбрасывали свои бомбы хаотично. Во втором налёте вперёд были посланы «мессершмитты». На встречу этой новой опасности англичане подняли в воздух все истребители, даже находившиеся в резерве. И снова им удалось расстрелять ряды немецких бомбардировщиков и заставить их беспорядочно сбросить бомбы, прежде чем они повернули назад.
Фактически было уничтожено 57 немецких самолётов, англичане потеряли 26. Но стало ясно, что нацисты не получили превосходства. И через два дня Гитлер отложил на неопределённое время свой план наземного вторжения на Британские острова, в связи с этим главные силы вермахта начали планировать войну с СССР. Уже 31 июля 1940 года Гитлер заявил на одном из совещаний, что сопротивление Англии опирается на существование СССР. «Если Россия будет разбита, - подчёркивал он, - у Англии исчезнет последняя надежда».
Бои за Англию продолжались до глубокой осени, когда ухудшившиеся погодные условия и отсутствие более детального плана военной операции, упорное сопротивление англичан – положили конец боевым действиям. Действия развернулись в Атлантике.
Получая
50% сырья и продовольствия
по морю, Англия оказалась
зависимой от надёжности
атлантических коммуникаций.
Германия, захватив,
стратегически важные
для борьбы на Атлантике,
сделала решительную
попытку перерезать
морские пути. Англия
превосходила Германию
по всем классам надводных
кораблей, Германия
же имела к началу войны
в наличии около 200 подводных
лодок и избрала тактику
беспощадной войны против
транспортных судов.