Военная реформа Александра Второго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:58, реферат

Описание работы

Алекса́ндр II Никола́евич (17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881) — император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский 1855—1881. Из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

Файлы: 1 файл

Военная реформа Александра 2 и продажа Аляски.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

От военной  службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. 

В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности  войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска. 

В армии стали  развивать солдат, обучать, возвышать  нравственно. Были ограничены телесные наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования. 

В рескрипте  Александра 2, оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей  заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во  внесенном вами  в Государственный совет  проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости  ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”. 

Новый закон  оказал влияние  и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов. 

Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв  до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. 

В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный  возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. 

Вместе с тем  закон не был до конца последователен. Значительная часть “инородческого”  населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва  лица духовного звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства. 

Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в  таблице. 

Из приведенных  данных видно, что  процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%. 

     Лица, освобожденные от службы по  зачетным квитанциям, не насчитывали  даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные  квитанции продавались правительством  по числу вступивших в ряды  армии охотников, а также выдавались как  отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д. 

     Характерно, что с каждым годом увеличивалось  число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию. 

                        Продажа Аляски 

Аляска –  самый большой штат США, расположенный  на северо-западе Северо-Американского  континента. Берингов пролив отделяет Аляску от Азии всего на 82 км (51 милями).  

Вопрос о судьбе Русской Америки возник в начале 1850-х годов. Весной 1853 года генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский представил Николаю I записку, в которой подробно изложил свои взгляды о необходимости укрепления позиций России на Дальнем Востоке и важности тесных отношений с Соединенными Штатами. 

Власти в Санкт-Петербурге отнеслись к записке Муравьева  весьма одобрительно. Предложения генерал-губернатора  Восточной Сибири по укреплению позиций  империи в Приамурье и на острове  Сахалин были детально изучены с участием генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича и членов правления Российско-американской компании. Одним из конкретных итогов этой работы было повеление императора от 11(23) апреля 1853 года, разрешавшее Российско-американской компании «занять остров Сахалин на тех же основаниях, как она владела другими землями, упомянутыми в ее привилегиях, с тем чтобы не допускать на Сахалине никаких иностранных заселений.» 

Со своей стороны  Российско-американская компания, опасаясь нападения англо-французского флота на Ново-Архангельск, поспешила весной 1854 года заключить с Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско фиктивное соглашение о продаже за 7 миллионов 600 тысяч долларов на три года всего своего имущества, включая и земельные владения в Северной Америке. Но скоро в Русскую Америку пришло известие об официальном соглашении РАК с Компанией Гудзонова залива о взаимной нейтрализации своих территориальных владений в Америке. «По сим так счастливо изменившимся обстоятельствам,— сообщал летом 1854 года русский консул в Сан-Франциско Петр Костромитинов,— препровождаемому из колоний акту я не дал дальнейшего движения». Хотя фиктивный акт был сразу же аннулирован, а колониальное начальство получило выговор за излишнюю самостоятельность, идея о возможной продаже Русской Америки США не только не умерла, но после окончания Крымской войны получила дальнейшее развитие. 

Главным сторонником  продажи Русской Америки выступал младший брат Александра II великий  князь Константин Николаевич, направивший по этому поводу весной 1857 года специальное письмо министру иностранных дел Александру Горчакову. Большинство наиболее влиятельных государственных деятелей хотя и не возражали в принципе против продажи русских владений в Америке, но считали необходимым предварительно всесторонне обсудить этот вопрос. Предлагалось сначала выяснить положение в Русской Америке, прозондировать почву в Вашингтоне и во всяком случае не торопиться с практическим осуществлением продажи, отложив ее до истечения срока привилегий РАК в 1862 году и ликвидации контракта о поставках льда Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско. Этой линии придерживались Горчаков и сотрудники Азиатского департамента МИД, а главное, сам император Александр II, распорядившийся отложить решение вопроса о продаже Русской Америки вплоть до ликвидации контракта с компанией в Сан-Франциско. Хотя правительство США считало приобретение русских владений в Америке весьма выгодным, в качестве вознаграждения оно предложило всего 5 миллионов долларов, что, по мнению Горчакова, не отражало «действительную стоимость наших колоний». 

В 1865 году, после  длительных дискуссий Государственным  советом России были утверждены «главные основания» нового устава РАК, а правлению  компании удалось даже получить от царского правительства дополнительные льготы. 20 августа (1 сентября) 1866 года император «повелеть соизволил» выплачивать РАК ежегодное «пособие» по 200 тысяч рублей и снять с нее долг казне в размере 725 тысяч. 

Компания этим не удовлетворилась и продолжала добиваться новых привилегий, что имело и свою отрицательную сторону: царское правительство лишь утверждалось во мнении о целесообразности избавиться от обременительных владений в далекой Америке. К тому же общее состояние финансов России, несмотря на проводившиеся в стране реформы, продолжало ухудшаться, и казна нуждалась в иностранных деньгах. 

Завершение гражданской  войны в США и последующий  дружественный визит американской эскадры во главе с Густавусом Фоксом в Россию летом 1866 года в какой-то мере способствовали возрождению идеи о продаже русских колоний в Америке. Однако прямым поводом к возобновлению рассмотрения вопроса о судьбе Русской Америки послужил приезд в Санкт-Петербург российского посланника в Вашингтоне Эдуарда Стекля. Выехав из Соединенных Штатов в октябре 1866 года, он вплоть до начала следующего года находился в царской столице. За это время он имел возможность встретиться не только со своим непосредственным начальством в ведомстве иностранных дел, но и переговорить с великим князем Константином и министром финансов Михаилом Рейтерном. 

Именно после  бесед со Стеклем оба государственных  деятеля сообщили свои соображения  «по предмету уступки наших Северо-Американских колоний». Продажа русских владений в Америке представлялась Рейтерну целесообразной по следующим причинам: 

«1. После семидесятилетнего  существования компании она нисколько  не достигла ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и нимало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания. Компания не приносит существенной пользы акционерам... и может быть только поддерживаема значительными со стороны правительства пожертвованиями». Как отмечал министр, значение колоний в Америке еще более уменьшилось, так как «ныне мы уже прочно водворились в Амурском крае, находящемся в несравненно более выгодных климатических условиях». 

«2. Передача колоний... избавит нас от владения, которое  в случае войны с одной из морских  держав мы не имеем возможности защитить». Рейтерн писал далее о возможных  столкновениях компании с предприимчивыми торговцами и мореплавателями из Соединенных Штатов: «Такие столкновения, сами по себе неприятные, легко могли бы поставить нас в необходимость содержать с большими на это расходами военные и морские силы в северных водах Тихого океана для поддержания привилегий компании, не приносящей существенной выгоды ни России, ни даже акционерам и во вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам». 

Наиболее влиятельной  фигурой при обсуждении вопроса  о судьбе русских владений в Америке оставался великий князь Константин, который высказывался в пользу продажи по трем основным причинам: 

1. Неудовлетворительное  состояние дел РАК, существование  которой необходимо поддерживать  «искусственными мерами и денежными  со стороны казны пожертвованиями». 

2. Необходимость  сосредоточения главного внимания  на успешном развитии Приамурского  края, где именно на Дальнем  Востоке «предстоит России будущность». 

3. Желательность  поддержания «тесного союза»  с США и устранение всего,  «что могло бы породить несогласие между двумя великими державами». 

После ознакомления с соображениями двух влиятельных  сановников и хорошо зная мнение Стекля, также высказывавшегося в пользу продажи Русской Америки, Горчаков пришел к выводу, что настало время  принять окончательное решение. Он предложил провести «особое заседание» с личным участием Александра II. Это совещание состоялось 16(28) декабря 1866 года в парадном кабинете МИД России на Дворцовой площади. На нем присутствовали: Александр II, великий князь Константин, Горчаков, Рейтерн, управляющий морским министерством Николай Краббе и Стекль. Все участники высказались за продажу русских колоний в Северной Америке Соединенным Штатам, а заинтересованным ведомствам поручалось подготовить для посланника в Вашингтоне свои соображения. Спустя две недели «во исполнение объявленной Его императорским величеством в особом заседании... высочайшей воли» переслал Горчакову свои соображения Рейтерн, который считал необходимым предусмотреть, чтобы «русским подданным и вообще жителям колоний» было предоставлено «право остаться в оных или беспрепятственно выехать в Россию. В том и в другом случае они сохраняют право на всю свою собственность, в чем бы она ни состояла». При этом министр особо оговаривал обеспечение свободы «их богослужебных обрядов». Наконец, министр финансов указывал, что «денежное вознаграждение» за уступку колоний должно составлять не менее 5 миллионов долларов. 

Возвратившись в марте 1867 года в Вашингтон, Стекль напомнил государственному секретарю  Уильяму Сьюарду «о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний» и добавил, что «в настоящее время императорское правительство расположено вступить в переговоры». Заручившись согласием президента Джонсона, Сьюард уже в ходе второй встречи со Стеклем, состоявшейся 2(14) марта, смог обговорить главные положения будущего договора. 

18 марта 1867 года  президент Джонсон подписал официальные  полномочия Сьюарду, почти сразу  же состоялись переговоры государственного  секретаря со Стеклем, в ходе  которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 миллионов долларов. 

В четыре часа утра 18(30) марта 1867 года договор был подписан. В числе уступленных по договору Россией Соединенным Штатам территорий на Североамериканском континенте и в Тихом океане были: весь полуостров Аляска (по линии, проходящей по меридиану 141° з.д.), береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; Александра архипелаг; Алеутские острова с островом Атту; острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак и другие более мелкие острова; острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова — Сен-Пол и Сен-Джордж. Общий размер уступаемой Россией сухопутной территории составлял 1519 тысяч кв. км. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям. 

В соответствии с обычной процедурой договор  был передан в Конгресс. Поскольку  сессия конгресса закончилась как  раз в этот день, президент созвал чрезвычайную исполнительную сессию Сената. За ратификацию(процесс придание силы юридическому документу) было подано 37 голосов, против — только два. Без каких-либо осложнений 3(15) мая ратификация прошла в Санкт-Петербурге, а официальный обмен ратификационными грамотами состоялся в американской столице 8(20) июня 1867 года. В дальнейшем в соответствии с установленным порядком договор был отпечатан, а затем включен в официальное собрание законов Российской империи. 

Решение о выделении 7,2 миллионов долларов, предусмотренных  договором, было принято Палатой  представителей Конгресса США спустя год, 14 июля 1868 (113 — «за», 43 — «против» и 44 конгрессмена не приняли участия в голосовании). 15 июля был выписан ордер на получение денег, 1 августа Стекль оставил в казначействе расписку в том, что вся сумма получена им полностью.  

Информация о работе Военная реформа Александра Второго