Внутренняя политика правительства Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2010 в 09:00, Не определен

Описание работы

Введение
1. Вступление Александра III на престол
2. Реформы в области местного самоуправления и суда. Национальная политика Александра III
3. Экономическая политика Александра III
4. Политика Александра III в области печати и просвещения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Сочинский государственный университет туризма  и курортного дела

Кафедра отечественной истории 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВА 
 
 

ТЕМА 21: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА ІІІ. 
 
 

                                          Выполнил: студент 1 курса специальности 100103 

                                                    «Социально-культурный сервиз и туризм» (ЗФО)  

                                                      Мельникова Е.В. (группа 3) 
 
 
 
 
 

Сочи-2007 
 

ПЛАН: 

Введение.

  1. Вступление Александра III на престол.
  2. Реформы в области местного самоуправления и суда. Национальная политика Александра III.
  3. Экономическая политика Александра III.
  4. Политика Александра III в области печати и просвещения.

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     После гибели 1 марта 1881 года Александра II от бомбы террориста на престол вступил  его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной  службе. В 18 лет он уже имел чин  полковника. Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 году в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Первоначально воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал-адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался так усиленно изучением родной истории и родной культуры, как Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев. После окончания преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. Исходя из этого, мы видим, что Александр Александрович получил достойное фундаментальное образование.

     В 1866 году состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Вначале она предназначалась первому сыну Александра II Николаю Александровичу. Смерть наследника потрясла его невесту Дагмару не меньше, чем его брата – Александра. Но у смертного одра Николая оба встретили свою судьбу. Преклонение перед памятью Николая они пронесли через всю свою жизнь и старшего сына назвали его именем.

     Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой рост и богатырское здоровье позволяли ему ломать подковы. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. Однажды он даже сказал: «Европа может подождать, пока русский император удит рыбу» – желая подчеркнуть этим высказыванием вес и значимость России в мировой политике. 

  1. Вступление  Александра III на престол.
 

     1 марта 1881 года Александр III вступил на престол. Ему досталось тяжёлое наследство. После всеобъемлющих реформ 60-70-х годов и русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов финансы страны были расстроены, экономическое развитие замедлилось, в сельском хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство повсеместно проявляло недовольство проведённой реформой, в обществе росла напряжённость, постоянно происходили убийства и покушения на жизнь государственных деятелей.

     Но  Александр III дела правления сразу  взял в свою твёрдую руку. 2 марта 1881 года он присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 году ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть «конституцией». Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. В дальнейшем по причине убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: «Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием». Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. «Это будет погибель и России, и ваша», - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнение царь очень ценил.

     8 марта 1881 года состоялось заседание Совета министров под председательством Александра III, на котором обсуждался вопрос о дальнейшем направлении внутренней политики. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Их главным противником стал К.П. Победоносцев. Он призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка «устроить всероссийскую верховную говорильню». Депутаты не будут выражать мнение страны. Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.

     Речь  обер-прокурора произвела сильное  впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в  Особую комиссию, но та так ни разу и  не собралась. Александр III сомневался около месяца, затем принял сторону К.П. Победоносцева. 29 апреля 1881 года Александр III выступил с манифестом «О незыблемости самодержавия», подготовленным К.П. Победоносцевым.  В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал «Россия для русских». На следующий день либерально настроенные М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Г.С. Строганов и другие.

     Таким образом, цареубийство 1 марта 1881 года не привело к революции, которой так ожидали народовольцы. Зато оно резко изменило расстановку сил в верхах. Сын и преемник убитого царя Александр III, опираясь на мнение консервативных кругов в правительстве, резко осудивших план Лорис-Меликова, отверг «конституционную» затею министра внутренних дел.

     Народовольцы  после 1 марта 1881 года уже не могли продолжать борьбу. Все видные террористы «Народной воли», участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы, а затем по приговору суда в апреле 1881 года повешены. Силы были исчерпаны. Казнь организаторов цареубийства практически обезглавила «Народную волю». Власти перешли в наступление, и к 1886 году остатки организации были окончательно разгромлены.

     Драматические события 1 марта 1881 года во многом определили характер внутренней политики самодержавия в царствование Александра III. Народовольческий террор показал императору, что проведенные его отцом в 1860-1870-е годы либеральные реформы не обеспечили стране спокойствия. Впрочем, новый монарх и так придерживался весьма консервативных убеждений. В его окружение (еще в бытность Александра III наследником) входили лица, недовольные реформаторским курсом Александра П. В отличие от своих предшественников, которые, начиная с Петра I, ориентировались, прежде всего, на различные западные образцы (даже Николай I, взявший на вооружение тезис о самобытности России), Александр III тяготел к русской национальной традиции и ему были не чужды отдельные элементы воззрений славянофилов.

     «Новый курс» в правительственной политике обрисовался, однако, не сразу. Ушедшего, как отмечалось, в отставку Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел сменил Н.П. Игнатов. Деятельность «Народной воли» показала властям необходимость всемерного укрепления репрессивного аппарата. 14 августа 1881 года Александр III утвердил «Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия», в соответствии с которым те или иные местности «для водворения полного спокойствия и искоренения крамолы» могли объявляться на «исключительном положении», имевшем две степени: усиленной охраны и чрезвычайной охраны. Администрации в этом случае предоставлялись широкие полномочия: право закрывать торговые и промышленные заведения, арестовывать и высылать разного рода «вредных» лиц и т.п. Принятое как временное «Положение» 14 августа 1881 года сохраняло силу до Февральской революции.

     Вместе  с тем близкий к славянофилам Игнатов попытался реализовать  на практике некоторые их идеи. В  связи с этим он предложил Александру III созвать Земский собор (депутаты должны были представлять различные сословия и национальные районы) для обсуждения проблем развития местного самоуправления. Собор должен был также сформировать комиссию, которой вменялось в обязанность рассматривать по указанию императора соответствующие законопроекты до их внесения в Государственный совет.

     В сущности, предложения Игнатова мало чем отличались от «конституции» Лорис-Меликова. Поэтому против замысла министра внутренних дел решительно выступили консервативно настроенные сановники. В результате Александр III отверг план Игнатова, а сам Игнатов в мае 1882 года был уволен в отставку.

     С уходом Н.П. Игнатова с поста министра внутренних дел (его преемником был  назначен Д.А. Толстой) политический курс нового царствования обрел, наконец, достаточно ясные контуры. Внутренняя политика Александра III всё чётче становилась консервативно-охранительной. В 80-е – начале 90-х годов в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые ранее в научно-исследовательской и учебной литературе определяли не совсем удачно как «контрреформы». На самом деле, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х годов. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий. 

  1. Реформы в области местного самоуправления и суда. Национальная политика Александра III.
 

     На  рубеже 70-х - 80-х годов в земских  и городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, возобладали либеральные настроения. Земства в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.

     Предприняты попытки усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль. В 1890 году было утверждено новое «Положение о губернских и земских учреждениях». Оно сохраняло принцип сословности и выборности земств. Землевладельческая курия, по которой ранее баллотировались все землевладельцы, теперь становилась только курией дворян-землевладельцев. Для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников. По утверждению этого съезда губернатор утверждал гласных. Вместе с тем правительство пошло на ограничение прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.

     В 1892 году было издано новое «Городовое положение», по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тысячи до 6 тысяч, в Москве с 23 до 7 тысяч. В других городах число избирателей сократилось в 5-10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.

     Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 году было издано «Положение о земских участковых начальниках», по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 рублей, давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

Информация о работе Внутренняя политика правительства Александра III