Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:46, реферат
Именно их книги я и буду использовать в качестве основы моей работы касающейся истории возникновения развития и упадка загадочной цивилизации, и позиции Хеттской империи на меджународной арене. Ее отношения с хурритским царством Митаннии, Вавилоном, Египтом, механизмы сношений. Примером первой империи может быть Хеттское царство. На протяжении более чем семи ста лет хетты доминировали в регионе и с ними приходилось считаться всем народам обитавшим здесь. Но эта великая цивилизация столкнулась с неминуемой угрозой в лице загадочных народов моря, племен, под ударом которых не устоял даже могучий Египет. Что же осталось от хеттов? Какое цивилизационное наследие они оставили после себя? Ответы на все вышеперечисленные вопросы я попытаюсь дать в своем реферате.
Введение 2
Возникновение древнехеттского царства 10
Государство у хеттов. 12
Внешняя политика хеттского государства 33
Падение Хеттского царства. 36
Заключение 37
Список использованной литературы…………………………………………………………...
В царствование Муваталли северо-восточные области хеттской державы обрели статус княжества со столицей в Хакпи, где правил талантливый и честолюбивый брат царя, Хаттусили. Сам же царь перенёс свою резиденцию южнее, в город Датассу, — поближе к театру военных действий в Сирии. В результате позиции Хаттусили оказались слишком сильны, и не удивительно, что Урхи-Тешуб, юный сын Муваталли, сменивший его на троне около 1282 года до н.э., попытался отнять у своего дяди часть земель. Вероятно, он подозревал, что Хаттусили строит планы по захвату власти в стране. Но записей от краткого периода правления этого царя также не сохранилось, и сведения о нём мы можем почерпнуть лишь из тенденциозного рассказа Хаттусили. Последний утверждает, что в течение семи лет терпел от Урхи-Тешуба незаслуженные обиды и, в конце концов, объявил своему племяннику войну и сверг его. Из того факта, что переворот удался без труда, можно сделать вывод, что Урхи-Тешуб был непопулярным и недальновидным правителем. Какое-то время дядя держал его в заточении в городе Самуха (близ Малатьи), но обращался с ним снисходительно, а впоследствии отправил в почётную ссылку в Нухасси — одну из дальних сирийских областей.
Хаттусили III взошёл на трон в 1275 году до н.э., в возрасте около пятидесяти лет, будучи уже опытным полководцем. Под его властью Хеттская империя вступила в полосу относительного мира и благополучия. Правда, поначалу возникли какие-то трения с Египтом, и касситский царь Кадашман-Тургу даже пообещал Хаттусили оказать военную помощь, если дело дойдёт до войны. Но разногласия уладили мирным путём. Очевидно, Хатти и Египет были вынуждены сплотиться перед лицом нового грозного противника — набиравшей силу Ассирии. С тех пор дружба между двумя бывшими соперниками крепла с каждым годом, и в 1269 году до н.э. был заключён знаменитый мирный договор, призванный обеспечить мир и безопасность на землях Леванта. Поздравительными посланиями по этому случаю обменялись не только цари, но и царицы двух держав; одно из этих писем сохранилось. Наконец, через тринадцать лет после заключения договора, две империи скрепили дружбу браком: хеттская царевна стала женой Рамсеса II. Тот факт, что у шестидесятидевятилетного Хаттусили имелась дочь брачного возраста, объясняется тем, что сам он женился на Пудухепе, дочери жреца Киццуватны, лишь двадцатью девятью годами ранее, по возвращении из похода против египтян, в котором он участвовал под началом своего брата.
При Хаттусили III столицей Хеттского царства снова стал Хаттусас, за время пребывания Муваталли на юге разграбленный племенами касков. Город был восстановлен; кроме того, по распоряжению царя писцы сняли копии с архивов. Хаттусили и его супруга Пудухепа издали множество религиозных и административных указов, что, на первый взгляд, можно принять за свидетельство порядка и процветания в стране.
Однако единственный небольшой фрагмент, сохранившийся от анналов Хаттусили, заставляет предположить, что в западной части империи не всё было так благополучно. По-видимому, возникла необходимость в военных действиях против старинного врага — Арцавы; но подробности этой кампании нам неизвестны. Отношения с Вавилонией после смерти Кадашман-Тургу в 1270 году до н.э. также ухудшились. В дошедшем до нас письме к юному Кадашман-Энлилю Хаттусили выражает недовольство тем, что этот новый царь касситов со времени своего восшествия на трон так и не направил в Хатти своего посланника. Возможно, здесь не обошлось без происков Урхи-Тешуба, так как в одном из документов Хаттусили сообщает, что царь-изгнанник был замечен в связях с вавилонянами и по этой причине сослан из Нухасси «прочь, на море». Смысл этой фразы не вполне ясен, но, возможно, имелся в виду остров Кипр. О том, что позднее Урхи-Тешуб жил на чужбине — не исключено, что именно на Кипре, — мы узнаём из другого документа. Здесь он попытался войти в доверие к царю Египта. Но если он стремился заручиться помощью фараона с тем, чтобы вернуть себе трон, то успеха он явно не добился.
Царь Хаттусили — автор одного весьма примечательного документа, о котором мы подробно поговорим в главе VIII. По-видимому, он поставил перед собой задачу оправдать узурпацию трона и изгнание законного царя. Хаттусили заявляет, что поступил так лишь под давлением обстоятельств и по прямому указанию богини Иштар, покровительницы города Самуха. Полностью доверять столь тенденциозному описанию событий, естественно, нельзя, но как свидетельство высокоразвитого политического сознания этот документ не имеет себе равных в древнем мире.
Исходя из того, что Хаттусили взошёл на престол уже в зрелом возрасте, следует предположить, что умер он вскоре после того, как дочь его вышла замуж за египетского царя. Его сын и наследник Тутхалия IV, по-видимому, уделял особое внимание религии и провёл ряд реформ, связанных с религиозными праздниками и прочими церемониями. Не исключено, что именно Тутхалия IV распорядился украсить рельефами скалу в Язылыкая, ибо на главной галерее этот царь изображён со своей «монограммой», а на боковой — в объятиях своего бога-покровителя. Всё это позволяет предположить, что по крайней мере в первые годы его правления в стране царили мир и благополучие. Только на западе по-прежнему было неспокойно, но в конце концов и там утвердился порядок: земли Ассувы (позднее — римская провинция Азия, название которой теперь носит весь азиатский континент) вошли в состав Хеттской империи.
Но незадолго до конца правления Тутхалии с запада надвинулась новая угроза. Территории зависимых стран на крайнем западе Анатолии стали опустошать царь Аххиявы (возможно, предводитель ахейцев; см. ниже) и вождь Аттариссия из той же страны. Некто Маддуватта (имя которого исследователи сопоставляли с именами древних царей Лидии — Альятты и Садьятты), изгнанный из своей страны Аттариссией, предстал перед хеттским царём и получил в дар маленькое зависимое царство где-то на западе Малой Азии. Из этого можно сделать вывод, что Тутхалии всё ещё хватало сил отражать дальнейшие атаки.
Но дни Хеттской империи уже были сочтены. При следующем царе, Арнуванде III, ситуация на западе резко ухудшилась. Маддуватта перешёл на сторону Аттариссии, и несмотря на то, что хеттский царь в своём пространном рескрипте называет его не иначе, как вероломным слугой, нетрудно заметить, что расстановка сил в регионе уже существенно изменилась. В частности, сообщается, что Маддуватта «захватил всю землю Арцавы». В то же время в восточных горах, где прежде находилось царство Хайаса, объявился ещё один противник — некто Митас. Тождество его имени с именем царя мушков, который правил в VIII веке до н.э. и которого обычно отождествляют с фригийским Мидасом — персонажем греческих мифов, может оказаться не более чем совпадением, однако не исключено, что мушки-фригийцы уже вторглись в эту область и что имя «Митас» было династическим. Впрочем, как бы то ни было, нам достоверно известно, что на тот период пришлось великое переселение народов; и несмотря на то, что в указах Арнуванды мы не находим никаких предвестий надвигающейся беды, было уже очевидно, что хрупкий союз государств, входивших в состав Хеттской империи, не устоит под натиском мигрантов. Арнуванде наследовал его брат, Суппилулиума II, но правление его, по-видимому, оказалось коротким, так как имя этого царя не упоминается нигде, кроме записи о том, как ему присягнули на верность несколько сановников и должностных лиц. В анналах Рамсеса III повествуется о том, как хетты и другие народы бежали в Сирию от неких завоевателей, которые сообща с так называемыми «народами моря» оказались в опасной близости от границ Египта и вытеснили филистимлян на побережье Палестины (которая таким образом и получила своё современное название). Если верить гомеровскому преданию, то именно в этот период Малая Азия перешла во власть фригийцев.
Древнейшие цари
хеттского государства видели врагов
во всех своих соседях. С уверенностью
утверждать, что изменение
Договоры между «великими царями» заключались на условиях полного равенства и обоюдной выгоды. Единственный из подобных договоров, дошедших до нас, был заключён между Хаттусили III и Рамсесом II около 1269 года до н.э., но известно, что ему предшествовало ещё по меньшей мере два договора между Хатти и Египтом, и можно не сомневаться, что дружба Вавилонии с двумя этими державами покоилась на такой же договорной основе. Основной тон подобных договоров — утверждение «братских» отношений, которые подразумевали невозможность войны между данными державами и обязывали их к наступательным и оборонительным союзам. Эти условия разрабатывались довольно подробно. Кроме того, каждый монарх обещал в случае смерти другого позаботиться о законной передаче трона его наследнику. Как мы видели, обоюдные гарантии поддержания династии занимали важное место и в договорах с зависимыми царствами, ибо государство в те времена отождествлялось с правящей династией и революция влекла за собой крушение самого государства, каков бы ни был прежде его статус на международной арене. Включалось в «братские» договоры и взаимное обязательство выдачи беженцев. В остальном суверенитет двух держав никоим образом не ограничивался. Обе они сохраняли за собой право вступать в дипломатические отношения с любой третьей стороной. Формулировки всех пунктов договора с обеих сторон были полностью идентичны; более того, каждая сторона составляла весь договор полностью и отсылала другой для рассмотрения и одобрения. Так, договор между Рамсесом и Хаттусили найден в двух версиях: одна высечена на стенах храма в Карнаке египетскими иероглифами, а другая записана на глиняной табличке из Богазкёя аккадской клинописью. Изредка аналогичную привилегию в качестве особой милости даровали зависимому царю.
Проводя тот или иной политический манёвр, властители великих держав следили за тем, чтобы не оскорбить своих могущественных «братьев». Хорошей иллюстрацией к этому служит история договора между Суппилулиумой и царём Киццуватны — одного из древнейших хеттских договоров, дошедших до наших дней. Привлечение Киццуватны на сторону Хеттского царства представлено как вопрос самоопределения и оправдано ссылкой на прецедент, когда на основе аналогичного принципа свою правоту отстаивал царь Митанни. «Народ Исувы бежал от Моего Величества и перешёл в страну хурритов. Я, Солнце, отправил хурритам послание: ‘Верните мне моих подданных!’ Но хурриты ответили Моему Величеству таким посланием: ‘Нет! Эти города прежде … пришли в страну Хурри и поселились там. Верно, что потом они вернулись в землю Хатти как беженцы; но теперь скот наконец выбрал себе стойло, они решительно вернулись в мою страну’. Так хурриты и не выдали мне моих подданных… И я, Солнце, отправил хурритам такое послание: ‘Если какая-нибудь страна отпадёт от вас и перейдёт в землю Хатти, как тогда будет?’ Хурриты ответили мне: ‘Точно так же’. Ныне же народ Киццуватны — хеттский скот; он выбрал себе стойло, он ушёл от хурритов и пришёл к Моему Величеству. … Земля Киццуватны ликует, радуясь своему освобождению».
Разумеется, от нашего
искушённого современника не укроется,
что это — откровенно пропагандистский
текст. И всё же приведенный фрагмент
свидетельствует, что хеттскому
царю приходилось считаться с
неким международным
«Народы моря». Наиболее поздние документы государственного архива в столице Хеттского царства — Хаттусасе (Богаз-кёе) относятся к первому десятилетию XII в. до н.э. Город был взят врагами и погиб, а с ним вместе погибло и само Хеттское царство. Об обстоятельствах его гибели у нас имеются только косвенные данные.
С середины XIII в. до н.э. египетские источники начинают упоминать так называемые «народы моря», тревожившие средиземноморское побережье. Среди них были, видимо, жители берегов Малой Азии, а также, как предполагают многие исследователи, греки-ахейцы ('квш, 'кйвш).
Характер катастрофы нашествие «народов моря» принимает в царствование Рамсеса III (начало XII в. до н.э.). В надписи этого фараона сообщается: «Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти; Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы они (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет... Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: «преуспеют наши замыслы». Упоминаемые здесь дйнй (вар. дйнйн), видимо, данайцы, то есть те же греки-ахейцы, а прст — филистимляне, которых переднеазиатская традиция считала выходцами с о. Крит, однако родиной их могли быть и различные острова Эгейского моря, некоторые районы материков Греции и западная Малая Азия. Остальные неизвестны.
Как явствует из египетского источника, они уничтожили Хеттское царство, и теперь двигались по суше через Сирию и Финикию на юг с большим обозом, с женщинами и детьми; одновременно их морские отряды совершали набеги на берега Палестины и Египта, действуя в согласии с ливийцами. Таким образом, их союз охватил все берега восточной части Средиземного моря. Именно к этому же времени (первая четверть XII в. до н.э.) греческая эпическая традиция относит морской поход ополчений греческих городов-государств из материковой Греции на Трою (иначе Илион, в северо-западном углу Малой Азии, у входа в Геллеспонт, нынешний Дарданелльский пролив) и ее разрушение, за которым последовало расселение греков в ряде мест Малой Азии, острова Кипра и т.д.