Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2010 в 19:20, Не определен
В этой работе хотелось бы рассмотреть Россию в контексте её отношений с другими государствами в выбранный период. Основными направлениями внешней политики империи можно назвать постепенный разрыв русско-германских дружественных отношений, переход в оппозицию к германо-австрийскому блоку и дальнейшее сближение с Францией. Важно также рассмотреть среднеазиатский и балканский конфликты, развитие которых достаточно чётко показывает изменение характера Российского влияния на мировую политику.
К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейской политке должна была определиться той позицией, которую она займёт в этой ситуации.
Как свидетельствует
дальнейшая политика
Берлинского кабинета,
Германия не придавала
практического значения
подписанному с Россией
соглашению. Главное его значение
она видела в расторжении наметившегося
русско-французского сближения. Вопреки
своим обязательствам Германия уклонилась
от поддержки России, выступившей против
избрания на болгарский престол австрийского
ставленника, князя Фердинанда Кобургского.
Помощь Вены, Рима, Лондона обеспечила
его избрание, что означало победу австро-венгерского
влияния в Болгарии.
Уже здесь можно заметить процесс складывания новых политических приоритетов государств. Противоречия России с блоком “Германия-Австрия” росли. Это, объяснялось, конечно, не только личными предпочтениями Александра III, но, главное, не лояльной по отношению к России политикой Германии. Сохраняя дружественные отношения с Россией, только во избежание её союза с Францией, Германия во многом подготовила ему почву. России требовался “действительный” союзник в её политике на европейской арене.
Очевидно, что Россия была ограничена в выборе союзников – таким союзником должно было стать государство, достаточно сильное, чтобы противостаять членам Средиземноморской Антанты.
Ввиду
резкого роста противоречий между
Россией и Германией, даже англо-русское
колониальное противостояние, казалось
не столь непримиримым. Такая резкая
смена межгосударственных установок
кажется особенно неожиданной, в свете
предшествующих тому конфликтов Англии
и Российской империи, особенно в Средней
Азии
Политика
России в Средней
Азии 1881-1886 гг.
Активная колониальная политика России в этом регионе, начатая при Александре II была поддержана и его сыном.
Хотя к 1876 г. большая часть
территории Средней Азии
Только вступивший на престол, Александр III вполне понимал всю важность укрепления русского влияния в регионе. В мае 1881 г. Ахал-Текинский оазис был включён в Закаспийский военный отдел, преобразованный в Закаспийскую область с центром в Ашхабаде. После его взятия свою независимость сохраняли только Туркменские племена Тендженского, Мервского и Пендинского оазисов. Наступление русских войск было приостановлено: в Тегеране начались переговоры о разграничении владений России и Персии в Туркмении. По окончании переговоров была заключена русско-персидская конвенция, по которой Персия обязывалась не вмешиваться в дела туркмен, населяющих Мерв и Тенджен. Конвенция 1881 г. – соглашение о границах между Россией и Персией – была фактически русско-персидским союзом. Этот дипломатический акт, наряду с военными победами России в Средней Азии явился определённой гарантией от агрессии со стороны Англии.
В марте 1884 г. Мерв “добровольно вошёл в состав Российской империи”, что вполне объяснимо присутствием там российского военного контингента. Это не могло не вызвать противодействия со стороны Англии. Она, воспользовавшись тем, что часть пограничной черты не была официально установлена во время англо-русских переговоров 1869-1872 гг., и, от имени афганского эмира Адурахмана предъявила претензии на туркменские земли. В результате, в марте 1885 г. произошло вооружённое столкновение, между русским передовым отрядом генерала Комарова и афганскими войсками, под командованием английских офицеров, на реке Кушке. Несмотря на численное превосходство афганцев, русские заставили их покинуть Кушку и отступить.
Возникла реальная угроза войны между Россией и Англией. Но, “Союз трех императоров”, несмотря на свою “сомнительность” сыграл достаточно важную роль в этом конфликте: благодаря нему Россия добилась от Турции закрытия черноморских проливов для английского флота, обезопасив свои южные границы. В таких условиях Англия не могла рассчитывать на успех и предпочла отступить, признав завоевания России в Средней Азии. В 1885 г. русско-английские военные комиссии начали демаркацию русско-афганской границы. (В 1887 г. будет подписан окончательный протокол, по которому русско-афганская граница установится от реки Гереруд на западе до Аму-Дарьи на востоке). В результате России удалось окончательно укрепиться в регионе. Надолго Средняя Азия станет неотъемлемой частью российского государства (вместе с рядом трудно ассимилируемых национальностей, управление которыми и дальше будет требовать постоянного внимания). Описанные выше противоречия – достаточно чёткое отражение тенденций, преобладавших в отношениях Англии и России на тот период, – раздел их сфер колониального влияния (в основном на востоке), а не борьба за независимость одного из государств, делали этот конфликт второстепенным по отношению к общеполитической ситуации в Европе.
Постепенное изменение внешнеполитических приоритетов России. Движение к русско-французскому союзу.
Военные приготовления, за
Не признавая условий Парижского мира 1855 года, по которому России было запрещено иметь на Черном море флот, император решил спустить на воду несколько новых военных кораблей в Севастополе. Черноморский флот был восстановлен. Ввиду всё возрастающей напряжённости в этом регионе, Александр III усилил и балтийский флот. В Либаве (ныне - Лиепая, Латвия) была построена мощная военная гавань.
Все это было призвано
Несмотря на все эти
1887 – 1894гг. Отношения между Германией и Россией продолжали ухудшаться. Бисмарк запретил Германскому банку выдавать ссуды под залог русских государственных бумаг. В 1887 г. Россия повысила пошлины на ввоз товаров из Германии, а Германия — на ввоз российской продукции. Вскоре постоянные русско-германские таможенные конфликты переросли в настоящую таможенную войну. Это и не удивительно: при Александре III таможенная политика заметно повернулась от умеренного протекционизма к усиленному таможенному покровительству. Германия, занимавшая в 70-х годах XIX в. первое место по ввозу в Россию машин, химических товаров и шерсти, болезненно восприняла введение нового таможенного курса. Она ответила запретом на ввоз в страну русского скота, а за тем установила пошлины на хлеб, ввозимый из России. Аграрный протеционизм Бисмарка, направленый на экспорт германского хлеба, мяса, молока стал сильным удар по Российскому бюджету, т.к. хлеб давно являлся основным предметом российского экспорта. С того же года началась названная выше передислокация основных сил русской армии с юго-западной границы на западную, т.е. от Турции и Австро-Венгрии к Германии. К концу 80-х гг. противоречия России с Германией и Австро-Венгрией стали очень значительны – в 1890 г. новый германский канцлер Каприви даже не стал продлевать “перестраховочный” договор. В 1891 г. был возобновлен Тройственный союз, наметилось сближение его участников с Англией. В то же время Германия и Австро-Венгрия пытались установить более тесные отношения с Турцией.
Итак, охлаждение в отношениях
между Германией и Россией,
и соглашение между Германией,
Австрией и Италией
Несмотря на эти очевидные
предпосылки Н.Я. Гирс
В результате 15(27) августа 1891 г. Россия и Франция заключили секретное соглашение о согласованности действий в случае нападения на одну из сторон. Через год (в 1892 г.) под давлением военного министерства и по прямому указанию Александра III Гирс вынужден был ратифицировать русско-французскую военную конвенцию, разработанную в связи с увеличением германской армии, заложившую основу русско-французского союза. Её основной смысл содержался в первой статье: “Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать, для нападения на Германию". В конвенции говорилось, что Франция должна выставить против Германии армии в 1300 тыс. человек, Россия от 700 до 800 тыс. Обе стороны обязывались ввести эти силы в действие “полностью и со всей быстротой”, с тем, чтобы Германии пришлось одновременно воевать и на Западе, и на Востоке. Положения конвенции также были секретными. На этом настаивали в Петербурге, чтобы не форсировать военно-стратегическое сближение между Берлином и Веной. Но сохранять долго в тайне столь важный международный договор было сложно, и уже через два года Франция и Россия официально признают свои союзнические обязательства.
Окончательное оформление русско-французского союза состоялось в январе 1894 г. Договор России с Францией предусматривал, аналогично конвенции, взаимные обязательства в случае нападения на одну из сторон. К моменту смерти Александра III (1894 г.) мы получили наряду с мощным противником, в лице Тройственного союза, и одного союзника – Францию.
Итак,
из рассмотрения этого весьма важного
периода в истории России и мира
можно сделать несколько выводов. Очевидно,
что военно-политические приоритеты России,
её экономическое состояние, некоторые
черты личности Александра III (его политическая
близорукость) нашли своё проявление в
реализуемой им внешней политике России,
так, например, изменение отношений с Германией,
приведшее к союзу с Францией. Этот
союз представлял собой существенный
сдвиг в расстановке сил в Европе. Во многом
это предопределило расстановку сил в
последовавшей Первой Мировой Войне,
как, на мой взгляд, и саму причину войны
– образование чётких военно-политических
группировок и столкновение их интересов.
Отсюда также видна неизбежность катаклизмов
последовавших в России и в мировой истории,
экономике и культуре. Что указывает на
преемственность исторических и политических
периодов и процессов.
Использованная
литература:
Информация о работе Внешняя политика России в царствование Александра III (1881 – 1894 гг.)