Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:31, курсовая работа
В историю Николай I вошел как жесткий император, беспощадно подавлявший конфликты вооруженной силой как внутри страны, так и за ее пределами. Даже его восшествие на престол сопровождалось восстанием. В этот день 14 декабря 1825 года, когда был обнародован манифест о восшествии на престол императора Николая I Павловича, на Сенатской площади вспыхнуло восстание Декабристов. Заговорщики ввели в заблуждение солдат, чтобы путем открытого мятежа совершить государственный переворот. Мятеж в столице был резко подавлен. И руководители его были арестованы, пятеро из которых - предводители восстания были казнены. Это движение наложило глубокий отпечаток на все царствование императора Николая I.
1.Введение……………………………………………………………………1
2.Глава 1: ближневосточные конфликты первой половины царствования Николая I……………………………………………………………………4
1.1 Война с Персией 1826-1827 гг…………………………………………4
1.2 Война с Турцией 1828 - 1829 гг……………………………………….5
3.Глава 2: политика Николая I по отношению с европейскими странами…………………………………………………………………...12
1.3 Взаимоотношения с европейскими странами, восстание в Польше 1830 г…………………………………………………………………..12
1.4 Венгерский поход 1849 г……………………………………………..15
4. Глава 3: ближневосточные конфликты второй половины царствования Николая I...........................................................................................................18
4.1 Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг......................................18
5. Заключение………………………………………………………………..26
6. Список использованной литературы………………………………….30
Содержание:
1.1 Война с Персией 1826-1827 гг…………………………………………4
1.2 Война с Турцией 1828 - 1829 гг……………………………………….5
1.3 Взаимоотношения с европейскими странами, восстание в Польше 1830 г…………………………………………………………………..12
1.4 Венгерский поход 1849 г……………………………………………..15
4.
Глава 3: ближневосточные конфликты
второй половины царствования Николая
I.............................
4.1
Крымская (Восточная) война 1853 - 1856 гг............................
5.
Заключение……………………………………………………
6.
Список использованной литературы………………………………….30
Введение
Во все времена и для каждого государства главным направлением внешней политики являлось расширение и укрепление государственных границ. Даже в наше мирное время, когда, казалось бы, весь мир уж поделен, возникают вооруженные конфликты. На XVIII-XIX столетия, на мой взгляд, приходится пик войн, достигших своего апогея в Мировых войны XX века. К концу этой эпохи всемирного просвещения и промышленного переворота для развитых стран практически сформировалась та политическая карта мира, которую мы привыкли видеть сейчас. Практически каждое европейское государство хотело увеличить размеры своих территорий, нападая на своих более слабых соседей. Войны были не особо продолжительными, но их было огромное количество. Периодически они затухали: союзники становились врагами, а враги - друзьями, заключались все новые и новые мирные договоры. Но всегда находились спорные вопросы и войны вспыхивали с новой силой.
Для России издавна наиболее острыми были взаимоотношения с востоком и западом. Не было, пожалуй, ни одного правителя в нашей стране, который не вел войны на востоке: с Персией, Турцией, Ираном, а на западе: с Германией, Швецией, Австро-Венгрией. Во время правления Николая I ближневосточный вопрос стал основным. Из небольшого родника, с которого постоянно сочилась кровь воинов, он стал огромным кровавым фонтаном.
В историю Николай I вошел как жесткий император, беспощадно подавлявший конфликты вооруженной силой как внутри страны, так и за ее пределами. Даже его восшествие на престол сопровождалось восстанием. В этот день 14 декабря 1825 года, когда был обнародован манифест о восшествии на престол императора Николая I Павловича, на Сенатской площади вспыхнуло восстание Декабристов. Заговорщики ввели в заблуждение солдат, чтобы путем открытого мятежа совершить государственный переворот. Мятеж в столице был резко подавлен. И руководители его были арестованы, пятеро из которых - предводители восстания были казнены. Это движение наложило глубокий отпечаток на все царствование императора Николая I.
Время правления Николая I является одним из наиболее интересных периодом Российской истории. Под влиянием восстания Декабристов, а также большого количества революций в Европе. Николай I попытался создать в России жесткое полицейское государство. Внутри страны всячески пресекались всякие попытки инакомыслия, была жесточайшая цензура. Но не все было так хорошо, как хотелось Николаю. Огромный бюрократический аппарат был тяжкой ношей государства, процветало взятничество и коррупция. Большинство чиновников были выходцами с Екатерининских времен, привыкшим к тому, что у них была сосредоточена вся власть, и это приводило зачастую к их некомпетентности и неграмотности. По размерам бедствия можно судить хотя бы по произведениям классиков, например Н.В. Гоголя и его “Ревизору”.
Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух.
Вот классическая по законченности мысли и отчетливости ее выражения речь президента Военной академии Ивана Онуфриевича Сухозанета, произнесенная им 14 ноября 1846 г. на экстренном собрании всех учащихся в академии офицеров и всего профессорского и административного состава: “Я, господа, собрал вас, чтобы говорить с вами о самом неприятном случае. Я замечаю, в вас нисколько нет военной дисциплины. Наука в военном деле не более, как пуговица к мундиру; мундир без пуговицы нельзя надеть, но пуговица не составляет всего мундира”. Сухозанет всеми мерами старался отвратить офицеров академии от ошибочной мысли, будто наука военному человеку на что-либо нужна, и в приказе его по Военной академии от 14 февраля 1847 г. мы читаем: “Не лишним считаю здесь повторить еще то, что я говорил уже несколько раз при сборе офицеров в Академии, без науки побеждать возможно, но без дисциплины -- никогда”.
Солдата истязали, учили совсем ненужным и нелепым приемам и готовили к парадам и смотрам, а не к войне. А кроме того, армию систематически обворовывали, и это обстоятельство стояло в теснейшей связи с общим для всех ведомств в России неслыханным разгулом хищничества, принимавшего постепенно совсем уж сказочные размеры. Еще Александру I упорно приписывали афоризм, сказанный им, как утверждали, в конце его жизни об окружавших его сановниках, и эти слова особенно часто повторялись в западноевропейской памфлетной литературе именно в 1854-1855 гг., во время Крымской войны: “Они украли бы мои военные линейные суда, если бы знали, куда их спрятать, и они бы похитили у меня зубы во время моего сна, если бы они могли вытащить их у меня изо рта, не разбудив меня при этом”
Ведь дело доходило до появления эпидемий голодного тифа, истреблявших полки, что было вызвано исключительно безудержным грабежом. Ни в одной абсолютистской державе в Европе того времени все-таки подобных явлений в таких фантастических размерах не было: нигде не было такой безысходно тяжелой обстановки солдатской службы, как в России.
Примером может быть высказывание правдивого современника о русской армии, стоявшей в 1854-1855 гг. в Эстляндии и не бывшей в соприкосновении с неприятелем, о том, что “большие опустошения производил объявившийся среди солдат голодный тиф, так как командующий состав воровал и оставлял рядовых на голодную смерть
Вот такая армия должна была защищать границы государства: нищая. голодна, истерзанная ненужными парадами, с плохим командованием. Все это в итоге и вылилось в серьезные проблемные воины XIX века. Огромное количество погибших на Кавказе, а результата практически нет. Никогда русская армия не выглядела так беспомощно. К середине века, когда на вооружении армий Англии и Франции появилось современное оружие, русский солдат зачастую шел врукопашную.
Николаевскую
Россию недаром называли Жандармом Европы.
Чуть где “запахло революцией” тут же
проявлялась жесткая реакция со стороны
России. Военные конфликты, в которые вмешивалась
или провоцировала Россия, отнимали много
средств из казны, а результатов не приносили.
Такая политика Николая I во многом определила
несостоятельность и отсталость Российской
Империи на многие годы вперед.
Глава
1: ближневосточные конфликты первой половины
царствования Николая I
1. Война с Персией 1826-1827 гг.
Гюлистанский мир 1813 г. не означал окончания вражды между Персией и Россией. Персы не могли смириться с потерей вассальных азербайджанских ханств, и пограничные инциденты происходили достаточно часто. Весной 1826 г. в Персии верх взяла воинственная партия престолонаследника Аббаса-мирзы. Российский посланник в Тегеране кн. Меньшиков был арестован, и 16 июля персидские войска перешли пограничную реку Аракс. Силы вновь, как и в 1804 г. были вопиюще неравны. На 40.000 персов приходилось лишь чуть не более 10.000 человек русской армии и грузинского ополчения. Вновь, как и прежде персов остановил маленький стойкий отряд - на этот раз Шуша (Карабах), где 2.000 егерей под командованием полковника Реута на 47 дней сковали значительные силы врага. Тем временем только что прибывший на Кавказ Паскевич концентрировал все свои войска под Елисаветполем (Гянджой). 13 сентября под Елисаветполем 10.000 русских атаковали 35.000 персов и наголову разгромили их. Это сражение решило исход кампании. Вскоре была деблокирована Шуша, а уже к октябрю вся русская территория была очищена от персов. Боевые действия были перенесены в персидские пределы - в Армению.
1 октября после недельной осады была взята крупная персидская крепость Эривань (Ереван). За этот успех Паскевич был пожалован графом Эриванским. После этой победы организованное сопротивление персов было сломлено. В октябре 1827 г. была захвачена вся ее северо-западная часть. 14 октября был взят Тавриз (Тебриз) и через неделю Персия запросила мира.
Мирные переговоры продолжались около четырех месяцев и лишь 13 февраля 1828 г. ровно в полночь, в момент, признанный персидским астрологом самым благоприятным для прочности договора, в Туркманчае (Карабах) был заключен мир, по которому Персия уступала России Эриванское и Нахичеванское ханства и выплачивала крупную контрибуцию (миллион рублей из которой был передан императором Паскевичу в ознаменование его заслуг). С тех пор Россия и Персия больше не воевали.
Паскевич
настаивал на использовании персидской
неурядицы - борьбы за шахский престол
многочисленных претендентов для расчленения
Персии. Он предлагал включить часть персидских
владений (север страны с Тегераном) в
число российских владений, а из остальных
образовать по принципу “divide et impera” ряд
вассальных государств и выйти, таким
образом, к Персидскому заливу. Однако
верный идеям Священного союза Николай
I благородно отказался от идеи воспользоваться
затруднительным положением законного
шаха Персии.
2. Война с Турцией 1828 - 1829 гг.
Во внешней политике Николаю пришлось принять весьма важные решения впервые же месяцы своего царствования по греческому вопросу.
В 1827 г., после 6 лет геройской неравной борьбы, Греция не могла уже больше сопротивляться. Турки овладели Афинами и творили неслыханные жестокости, затопляя кровью всю страну. В конце июня правительства России, Англии и Франции, выработавшие совместную линию поведения в греческом вопросе, поставили Турции ультиматум: немедленно прекратить все зверства и предоставить Греции автономию. Однако это требование, подобно многим предыдущим, было оставлено без ответа.
Борьба турок с греками, возмущавшая общественное мнение христианского мира и затрагивавшая существенные торговые интересы Англии и Франции, побудила английское правительство, душой которого был в то время известный Каннинг, предложить России совместное давление на Турцию. Подобное вмешательство, направленное против державных прав султана, противоречило традициям священного союза, главным представителем которого служил Меттерних. Николай, однако, принял предложение, и 23 марта 1826 года в Петербурге был подписан представителями России и Англии протокол, определявший условия умиротворения греков, которые Англия и Россия совместно обязывались предложить султану. Независимо от этого Николай потребовал особым ультиматумом точного выполнения Портой обязательств, принятых перед Россией относительно Молдавии, Валахии и Сербии. Порта пошла на уступки и Аккерманской конвенцией 25 сентября 1826 года обязалась восстановить силу прежних договоров с Россией. Между Россией, Англией и Францией был заключен в Лондоне трактат 24 июня 1827 г., на основании которого сделаны были совместные представления султану и к берегам Греции отправлен соединенный флот русских, французских и английских судов, под общим начальством английского адмирала Кодрингтона.
Соединенный турецко-египетский флот с азиатскими и африканскими войсками вошел в Наваринскую бухту и готовился нанести последний удар ослабевшей Греции. Адмиралы союзного флота (русский - граф Гейден, английский - Кодрингтон и французский - де Риньи) потребовали от турок немедленного прекращения военных действий. Однако и этот ультиматум не был выполнен турками. Тогда союзный флот атаковал неприятеля и совершенно истребил его (из всего турецкого флота спасся только один корабль) в Наваринской бухте 8 октября 1827 г. После Наварина подстрекаемая Австрией Турция расторгла Аккерманскую конвенцию, и в декабре султан Махмуд IV провозгласил священную войну (джихад) против ненавистной России.