Внешняя политика Ивана 4

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является обзор основных направлений внешней политики Московской Руси в эпоху Ивана IV (1530-84; великий князь с 1533, первый русский царь с 1547). Можно выделить два таких направления: юго-восточное и северо-западное.

Содержание работы

Введение
Борьба с осколками Золотой Орды.
Колонизация Поволжья и Сибири.
Ливонская война.
Литература

Файлы: 1 файл

Внешняя политика Ивана4.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Хабаровский государственный технический университет 
 

Дальневосточный юридический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине «Отечественная история»

Тема  «Внешняя политика Ивана4» 
 
 

Вариант №9 

                 
 

          
 
 

                                                                                          Выполнила: студентка           группы Юу -92

                                                                                   № зач. кн. 080441549 Глухова Н.Г.

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение 

  1. Борьба  с осколками Золотой Орды.
  2. Колонизация Поволжья и Сибири.
  3. Ливонская война.

     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Целью данной работы является обзор основных направлений внешней политики Московской Руси в эпоху Ивана IV (1530-84; великий князь с 1533, первый русский царь с 1547). Можно выделить два таких направления: юго-восточное и северо-западное.

На юго-востоке  интерес для Руси представляло Поволжье, где находилось враждебное Казанское  ханство. Завоевание Казани, а также  Астрахани имело большое материальное и моральное значение. Об этом рассказывается в первой главе. На северо-западе Иван IV искал выхода к Балтийскому  морю, что явилось причиной Ливонской  войны против Ливонского Ордена, Швеции и Речи Посполитой (объединённая Польша и Литва). О Ливонской войне, которая закончилась для Руси неудачно, рассказывается во второй главе. Также обязательно нужно выделить поход Ермака, положивший начало освоению огромных пространств Сибири. Об этом – в третьей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Борьба с Осколками Золотой Орды 

    Распад Золотой Орды начался в XV в., а завершился уже в начале XVI в. На её территории образовались новые, враждебные Московской Руси государства: Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Астраханское ханство в устье Волги было самое безопасное. Крымское было отделено от Москвы полосой степи. Казань была самым опасным врагом, потому что находилась в непосредственной близости к Московскому государству.

   Казанские орды постоянно грабили Русь, они доходили до Владимира и даже Вологды. Главной целью набегов был захват пленников, которые затем попадали на невольничьи рынки Астрахани и Крыма. В тоже время Казанское ханство отличалось внутренней непрочностью. Населяющие её народы (чуваши, башкиры, мордва, удмурты) ждали избавления от татарского правления.

        Первый поход произошёл в 1545 г., в результате на казанский трон был посажен сторонник Москвы Шах-Али, но он почти сразу был свергнут. При поддержке крымских татар на трон взошёл хан Сафа-Гирей.

      В 1547 г. молодой царь Иван IV решил лично выступить против Казани. Поход начался 20 декабря. Зима была тёплая, в январе началась преждевременная оттепель, вместо снега шли дожди, и русские войска понесли большие потери ещё до начала боевых действий, много пушек ушло под лёд. Отправив к Казани князя Дмитрия Бельского, царь повернул в Нижний Новгород. Семь дней один русский полк осаждал Казань, после чего ему пришлось отступить. Узнав об этом, Иван вернулся в Москву.

       В 1549 г. умер Сафа-Гирей. В декабре русские начали новое наступление, поход снова возглавил сам Иван. 12 февраля 1550 г. началась осада Казани. Она продолжалась одиннадцать дней, но, как и в первый раз, закончилась неудачей. Иван не хотел уходить ни с чем, он приказал дьяку Ивану Выродкову построить крепость Свияжск в устье Свияги – правого притока Волги. Расположенная почти напротив Казани, она стала важным форпостом для дальнейшего завоевания. Известие об этом вызвало раздоры в Казани между крымцами и казанцами, последних поддержали также чуваши. Крымцы убежали из города и по пути были перебиты русскими. Казанцы попросили мира, и в августе 1551 г. на трон вернулся Шах-Али, который освободил русских пленников. В городе остался гарнизон из двухсот стрельцов.

       В ноябре Шах-Али сообщил, что против него готовится заговор. Иван послал к нему Алексея Адашева, одного из своих ближайших сподвижников, члена Избранной Рады. Адашев просил Шах-Али укрепить Казань русскими людьми, но хан отказался. В начале 1552 г. из Казани к царю прибыли послы с просьбой избавить их от Шах-Али. К Шах-Али снова был отправлен Адашев, но хан решил уехать в Свияжск, сказав, что казанцы уже выбрали себе нового правителя. Князь Семён Микулинский послал в Казань грамоты о том, что царь дал им в наместники его, князя Семёна. Скоро он сам и другие воеводы двинулись к Казани, но в городе начались волнения, и воеводы вернулись в Свияжск. Во главе Казани стал астраханский хан Едигер.

        Весной 1552 г. началась подготовка к новому походу. Передовые силы в Свияжске возглавлял князь Александр Борисович Горбатый Шуйский. Поход едва не сорвался из-за нападения крымцев на Тулу. Но крымцы были разбиты, и в июле Иван выехал из Коломны с двоюродным братом, князем Владимиром Андреевичем. 23 августа началась осада Казани. В крепости находилась резиденция хана, она не могла вместить много войска, поэтому Орда кочевала в окрестностях. Князь Горбатый разгромил её на Аршском поле. Осада сопровождалась бомбардировками: для этих целей была построена осадная башня высотой 15 метров, на которой были установлены орудия. Под руководством специально приглашённого немецкого инженера был произведён подкоп, куда заложили пороховой заряд. Взрыв разрушил колодцы, казанцы лишились воды. Царь потребовал сдачи города, но осаждённые не согласились на это. 20 октября русские приступили к штурму, после боя город был взят. Князь Горбатый стал первым царским наместником в Казани.

        Иван сразу уехал в Москву, потому что его жена ждала ребёнка. Возвращение было триумфальным: Иван въехал в столицу на коне, в полном боевом облачении, в окружении свиты. Он дал в Грановитой палате торжественный обед для духовенства и воевод, на котором всем – от митрополита до простого воина, внесённого в список храбрых, – раздарил множество даров. В честь победы на Красной площади был заложен Покровский собор (храм Василия Блаженного).

       Завоевание Казани имело огромное моральное значение. В сознании современников оно сравнивалось с победой на Куликовом поле. Н. М. Карамзин описывает реакцию народа так: «Везде в отверстых храмах благодарили Небо и Царя; отовсюду спешили усердные подданные видеть лицо Иоанна; говорили единственно о великом деле его, о преодолённых трудностях похода, усилиях, хитростях осады; о злобном ожесточении Казанцев, о блистательном мужестве Россиян…». С. М. Соловьёв пишет: «Надобно перенестись в XVI век, чтоб понять всю силу впечатления, какое производили на современников эти слова: завоёвано Татарское царство!»

         Русские всеми средствами пытались упрочить своё положение в Казани. Всё местное население было выведено за пределы крепости. В 1555 г. создано Казанское архиепископство. В 1557 г. земли, ранее принадлежавшие татарским князьям, были поделены между русским дворянами, свои наделы получили царский наместник и архиепископ. В 1556 г. была завоёвана Астрахань. Башкиры добровольно присягнули на верность царю. Вассалами Москвы стали Большая Ногайская орда, Сибирское ханство, даже Кабарда на Северном Кавказе. Овладение всем волжским торговым путём открыло богатые восточные рынки, крестьяне начали активную колонизацию Поволжья.

2. Колонизация Поволжья и Сибири 

       Начиная главу о покорении Сибири, Н. М. Карамзин сравнивает действия царя Ивана во время Ливонской войны и дружины Ермака не в пользу первого: «В то время, когда Иоанн, имея триста тысяч добрых воинов, терял наши западные владения, уступая их двадцати шести тысячам полумёртвых Ляхов и Немцев, – в то самое время малочисленная шайка бродяг, движимых и грубою алчностию к корысти и благородною любовию ко славе, приобрела новое Царство для России, открыла второй новый мир для Европы…».

      Конечно, казаки Ермака не были первыми русскими людьми, перешагнувшими Уральские горы. Новгородцы торговали с сибирскими жителями начиная с XI века. При Иване III было несколько крупных походов в Сибирь, целью которых был сбор дани.

       После распада Золотой Орды в Сибири образовалось Сибирское ханство с центром в Искере (Кашлыке). После завоевания Казани сибирские послы просили царя Ивана IV, чтобы он принял их под своё покровительство. После этого к титулу царя прибавилось «всея Сибири повелитель». В 1563 г. к власти в ханстве пришёл Кучум, который окружил себя бухарскими воинами и пытался насаждать ислам среди местного населения. Летом 1573 г. лучший военачальник Кучума Маметкул напал на русские поселения на реке Чусовой.

       О биографии Ермака Тимофеевича известно мало. Он родился, предположительно, в 30-40 гг. XVI в. Ермак – это сокращение от имени Ермолай, также у него было прозвище Токмак, намекавшее на большую физическую силу (от токмачить, т. е. бить). Сохранилась народная песня о том, как Ермак помог Ивану IV взять Казань, хотя Ермак, конечно, не мог участвовать в Казанских походах. Р. Г. Скрынников цитирует первого сибирского историка Семёна Ремезова, который дал такой портрет Ермака: «бе бо вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, возраст (рост) средний и плоск, плечист». Достоверно известно, что во время Ливонской войны Ермак командовал отрядом волжских казаков, участвовал в боях под Могилёвом, Псковом, Новгородом. После января 1582 г. Ермак находится в Поволжье. Там он объединяется с атаманом Иваном Кольцо, который прославился нападениями на ногаев, в обход царского указа, и даже захватил Сарайчик – столицу Ногайской орды. Скоро волжских казаков приглашают на службу Строгановы.

      Строгановы, владевшие землями на Урале, часто подвергались нападениям сибирских войск. В сентябре 1581 г. в их владения вторгся пелымский князь. Через год, в сентябре 1582 года воевода уральской крепости Чердынь сообщил царю, что на него напали пелымский князь и сибирский хан, а Строгановы вместо того, чтобы ему помочь, отправили дружину Ермака в Сибирь. Царь потребовал вернуть Ермака, но было уже поздно. Интересно, что долгое время историки, начиная с Н. М. Карамзина, путали эти даты и считали, что Ермак отправился в путь не в 1582 г., а в 1581.

     Точно неизвестно, сколько человек было под началом Ермака. Скорее всего, их было около 600. Флотилию Ермака составляли лёгкие струги, в которые помещалось по двадцать человек. Каждый из казаков был вооружён саблей и двумя пищалями. Съестные припасы состояли из крупы и сухарей.

      Казаки плыли по Чусовой, повернули на Серебряную, потом волоком перебрались в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, а через Туру попали в Тобол. 26 октября произошла битва на Чувашевом мысу, возле Искера. Ермак разбил войско Кучума и занял Искер. Началась зимовка. Вокруг было достаточно леса для дров и пушных зверей, чтобы использовать их меха для тёплой одежды. Кучум поставил во главе войска Маметкула, которого Ермак разбил в битве у Абалака, 5 декабря. Р. Г. Скрынников утверждает, что «не занятие Кашлыка, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции». 

        Весной казаки занялись сбором ясака, московскому царю присягнули хантыйский князь Бояр и мансийские князья Шибердей и Суклем. Двадцать пять человек во главе с Черкасом Александровым повезли ясак в Москву. В конце 1583 г. царь принял казаков и простил всем прежние преступления. Он приказал отправить большой отряд на помощь Ермаку, но болезнь и смерть царя задержали поход. Уже после смерти Ивана, в 1584 г. в Искер прибыл воевода Волховский со стрельцами. В это время у казаков начинался голод: собственные запасы уже кончились, а маленькое поле под Искером давало немного зерна. Волховский тоже не взял с собой запасов провизии. Стрельцы поголовно погибли от голода. Хотя Волховский приказал Ермаку вернуться, но он вскоре умер, и Ермак остался.

      Осенью 1584 г. погиб Иван Кольцо, которого заманил в ловушку Карача, бывший визирь Кучума. Весной 1585 г. Карача осадил отряд Ермака в Искере, только в июне Матвей Мещеряк перебил татар и прекратил осаду. Ермак получил сообщение об идущем в Искер бухарском торговом караване и поспешил к устью Вагая, где погиб в стычке с Кучумом. Это случилось в августе 1585 г. Оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь. Они не знали, что на подмогу им движется отряд Ивана Мансурова. Мансуров дошёл до Искера, но увидел там не казаков, а татар. Сначала он хотел догнать казаков, но потом решил зимовать.

        Многие сподвижники Ермака позже вернулись в Сибирь. Например, Черкас Александров и Матвей Мещеряк прибыли в Сибирь с отрядом Василия Сукина, который в 1586 г. основал Тюменский острог, первый русский город в Сибири. Черкас Александров прослужил в Сибири более пятидесяти лет, он упоминается в документах 1638 г.

Информация о работе Внешняя политика Ивана 4