Вклад австрийской школы предельной полезности в развитие экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Возникновение маржинализма

Содержание работы

Введение
1. Возникновение маржинализма
2. Методологические принципы маржинализма
2.1. Статическое равновесие
2.2. Отказ от категории классов
3. Австрийская школа. Английский вариант теории предельной полезности
3.1. Теория предельной полезности
3.2. Теория предельной полезности К. Менгера
3.3.Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История экономической мысли.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский  государственный университет

экономики и финансов» в г. Мурманске

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Курс 3

Специальность «Финансы и кредит»     № зачетной книжки  0986066

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История экономической мысли

на тему: «Вклад австрийской школы предельной полезности в развитие                                           экономической теории»

студента: Смоленского Олега Владимировича

Адрес: г. Мурманск, пр. Кольский, д.138, корп.2, кв.113

Место работы и  занимаемая должность: ОАО «ДнБ НОР  Мончебанк», пресс-секретарь

Дата регистрации  работы:

Мурманск - 2010

 
 
 
 

Содержание 

Введение            3

1. Возникновение маржинализма        4

2. Методологические  принципы маржинализма     6

   2.1. Статическое равновесие        7

   2.2. Отказ от категории классов        8

3. Австрийская  школа. Английский вариант теории  предельной полезности 11

   3.1. Теория предельной полезности       12

   3.2. Теория предельной полезности К. Менгера     12

   3.3.Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка    15

Заключение           18

Список литературы           20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В 70-90-х годах 19 века экономическая теория обогатилась новым крупным направлением, получившим название маржинализм.

     Его родоначальники – К.Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. Трудовой теории была противопоставлена теория полезности, согласно которой величина меновой стоимости выводится из интенсивности потребности. Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 века, как Э.Кондильяк и Ф.Галиани) теория полезности была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis), который и дал название новому направлению буржуазной политэкономии.

       Предельный анализ впоследствии  применялся при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства  распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать, что приверженность предельным величинам составляет суть маржинализма. Предельный анализ всего лишь инструмент исследования, который использовался многими экономистами до и после 70-х годов 19 века и, следовательно , ничего не говорит о его существе.Если же рассматривать маржинализм в содержательном плане как особое течение буржуазной политэкономии , то необходимо прежде всего отметить главные методологические принципы , на которых покоятся основные теории К.Менгера, У.Джевонса , Л.Вальраса и их последователей – Е.Бем-Баверка , Ф.Визера , Дж. Б. Кларка , А.Маршалла , В.Парето и др. 
 
 
 

  

1. Возникновение маржинализма 

     Первым  шагом маржиналистов на пути к  собственной концепции стала  резкая критика подхода новой  исторической школы.В ходе ставшего знаменитым “спора о методе” , развернувшегося между двумя буржуазными течениями, маржиналисты заявляли о недопустимости сведения политэкономии и экономической истории, требовали изучения общих экономических закономерностей, независимых от национальной специфики, отстаивали плодотворность абстрактно-логического способа исследования и т.д. Это дало повод буржуазным историкам экономической мысли объявить У.Джевонса и К.Менгера наследниками Рикардо, защитившими и возродившими его традиции.    Однако в действительности, несмотря на определённое сходство точек зрения буржуазного классика и маржиналистов, их взгляды не основополагающие методологические проблемы принципиально расходятся, что проявляется уже в трактовке характера политэкономии как науки и понимании её взаимоотношения с идеологией.

        Одной из наиболее характерных  черт методологии маржинализма  является тезис об идеологической  нейтральности анализа. С точки  зрения его сторонников, развитие  политэкономии классического периода тормозилось недостатком профессионализма. Экономической теорией занимались государственные деятели, журналисты, философы, вносившие в неё элементы политики, публицистики и морализирования. Она находилась в плену идеологических доктрин и была подчинена решению мелких сиюминутных вопросов.

        Превращение политэкономии в подлинную науку, считали маржиналисты, предполагает освобождение её от влияния идеологии и отделение от конкретно-экономических дисциплин, таких, как коммерческая статистика, фискальная теория и т.д. Например, Л.Вальрас во всей совокупности экономических дисциплин выделял прикладную, социальную и чистую теорию, полагая, что поле деятельности учёного как такового ограничивается лишь последней. Чистая теория политэкономии предназначена для выведения универсальных закономерностей, независимых от места и времени; её отличительная черта, по словам Вальраса, состоит также в “совершенном безразличии к выводам… которые она делает в поисках истины”.

        Мнение Вальраса разделяли его  английские и австрийские единомышленники.  Чтобы подчеркнуть “не заинтересованность” своих исследований, маржиналисты отказались даже от самого термина “политическая экономия” в пользу более нейтрального “экономикс” (economics). Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А.Маршалл, которого поддержало большинство теоретиков Великобритании и США.

        Разумеется, заимствованный из философии  позитивизма тезис об идеологической  нейтральности носил чисто декларативный  характер. Политэкономия оставалась  партийной наукой, и маржинализм  не оставлял исключения. Его представители продолжали апологию капитализма, причём в наиболее приемлемых для правящего класса формах. Об этом свидетельствуют как конечные выводы маржинализма, так и другие пункты его методологии.

  

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методологические принципы маржинализма 

        С идеей “чистой теории” непосредственно  связан пересмотр определения  предмета исследования. Если политэкономия  в отличие от прикладных экономических   наук и экономической социологии  предназначена для изучении универсальных  законов и независима от идеологии, рассуждали маржиналисты, то пред ней следует поставить такую общую проблему, которая не меняется с развитием общества и не затрагивает ничьих классовых интересов. В результате предметом политэкономии была провозглашена внеисторическая проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. У.С. Джевонс так сформулировал своё понимание цели исследования: “Дано: определённое число людей с различными потребностями и производственными возможностями, владеющих землёй и другими источниками сырья; требуется определить: способ использования их труда, который максимизирует полезность продукта”.

     Вопреки широко распространённому среди  современных буржуазных теоретиков взгляду на проявление маржиналистской  трактовки предмета исследования как на большой успех, позволивший политэкономии обрести, наконец, чёткие границы и собственное содержание, оно на самом деле знаменовало собой регресс, выразившийся в отходе от позиций буржуазных классиков. Проблема рационального распределения ресурсов выражает отношение человека к вещи, но действительным предметом политэкономии выступают общественные экономические отношения, которые, как показал К. Маркс, на поверхности проявляются через отношения вещей или человека к вещи. Объявив рациональное распределение ресурсов предметом политэкономии, маржиналисты свели анализ к внешним формам проявления буржуазных отношений, что означало окончательный и откровенный отказ от взятого классической школой курса на изучение внутренней структуры капиталистического производства.

        Появление маржиналистского определения  предмета способствовало распространению  статического подхода к исследованию. Классическая школа не исследовала  процесс развития капиталистических  отношений. И в этом смысле  её система тоже была статичной. Вместе с тем буржуазные классики поставили ряд вопросов, касающихся накопления и роста капитала, динамики капиталистического производства. В частности, Д. Рикардо пытался выяснить характер зависимости между распределением доходов и экономическим ростом. Однако маржиналистское определение предмета политэкономии закрыло путь к дальнейшему развитию столь важной темы: коль скоро проблема рационального распределения ограниченных ресурсов представляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту или дару природы, то не только общественные отношения, но и уровень производства предполагается изначально заданным.

   

2.1. Статическое равновесие 

     Сказанное не означает, что маржиналисты рассматривали  народное хозяйство исключительно  в застывшем состоянии. Например, Дж.Б. Кларк выделял динамику в качестве специального раздела политэкономии. Тем не менее, он оставался в плену статического подхода. Дело в том, что динамика понималась им как механическое приложение статики, изучающее кратковременные состояния при переходе из одного равновесного положения в другое. Поэтому все фундаментальные теории маржинализма предполагают существование статического равновесия, при котором спрос равен предложению, ресурсы используются полностью, национальный доход максимален. В частности, без этих допущений не может обойтись и предложенная Дж.Б. Кларком теория распределения. По Кларку, каждый “экономический индивидуум” в качестве вознаграждения получает эквивалент предельного продукта своего фактора производства: капиталист – прибыль, рабочий – заработную плату. Тогда пропорции распределения определяются соотношением долей труда и капитала, используемых в производстве. Само же это соотношение носит оптимальный характер, т. е. устанавливается так, чтобы обеспечить максимизацию национального дохода при равенстве спроса и предложения и полном использовании ресурсов. Следовательно, маржиналистская теория распределения заранее предполагает наличие равновесия, поскольку в противном случае невозможно определить соотношение долей переменных факторов производства, а значит, и пропорции распределения национального дохода между трудом и капиталом.

 

           

2.2 Отказ от категории  классов 

     Предположение о заданности уровня производства означало также приверженность маржинализма примату обмена над производством. Поскольку продукт берётся уже в готовом виде, то основные экономические закономерности выводятся из анализа процесса обмена. В отличие от буржуазных классиков, которые шли от производства к обмену (например, в теории стоимости), что позволяло вскрывать сущность экономических отношений, маржиналисты, наоборот, категории производства объясняли сложившимися пропорциями обмена (например, в теории производительных благ), что обусловило поверхностный характер многих их построений.

        Из примата обмена логически  вытекал отказ от категории  классов. Действительно, если  исследования начинаются непосредственно  с обмена, то вопрос о том,  откуда берутся обмениваемые  блага, – являются ли даром  природы, продуктом собственного  труда или результатом эксплуатации, - снимается сам собой. Стало быть, владельцев благ, в том числе и факторов производства, вполне допустимо считать принципиально однородными единицами и заменить классовые отношения продавца и покупателя или производителя и потребителя, что по существу то же самое. Иначе говоря, как с иронией писал В. И. Ленин об апологетическом смысле подобной подмены, “политическая экономия пусть занимается трюизмами и схоластикой да бессмысленной погоней за фактиками… а вопрос о “социальных неравенствах” пусть отойдёт в более безопасную область социолого-юридических рассуждений: там, в этой области, легче “отделаться” от этих неприятных вопросов”.

        “Изгнание” из политэкономии  категории классов толкало маржиналистов  к субъективно-психологическому объяснению экономических явлений. В системе Смита – Рикардо линия повеления экономического агента определялась в первую очередь его классовой принадлежностью. Как полагал А. Смит, людям от природы свойственно своекорыстие, но сможет ли человек реализовать своё стремление к максимальной выгоде, зависит от его положения в обществе. Строго говоря, по Смиту, “максимизирующее поведение” доступно только капиталистам. Другие члены общества выступают скорее объектами, чем субъектами, экономической деятельности. Они не вольны самостоятельно выбирать линию поведения, и действуют обычно в том направлении, которое им навязывает буржуазия. Например, независимо от того, стремится рабочий максимизировать доход или нет, его заработная плата устанавливается на уровне стоимости средств существования. Но с отказом от деления общества на классы исчезла и социальная детерминированность поведения. В маржиналистской системе, где все экономические субъекты совершенно однородны и равноправны, каждый действует исключительно в собственных интересах. Экономические законы в таком случае оказываются следствием взаимодействия индивидуальных решений, основанных на свободном выборе субъектов.

Информация о работе Вклад австрийской школы предельной полезности в развитие экономической теории