Типы русских изб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:23, реферат

Описание работы

Архитектура прошлого влечет нас как русская песня, как сказание об отчизне, переданное нам ушедшими поколениями «из рук в руки». Величие народного духа, любовь к родине вложили они в облик поставленных ими по всей Руси городов и сел.
Деревянное зодчество России — то «слово» в общей русской культуре, которое «из песни не выкинешь». Его традиции коренятся где-то за пределами древнерусской государственности, в первом строительном опыте славян.

Файлы: 1 файл

Типы русских изб.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная архитектурно- художественная академия»

 

 

 

 

 

 

Кафедра основ

Архитектурного проектирования,

Истории архитектуры и

Градостроительства

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Типы русских изб»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 311 группы

Раиткин А. О.

Проверил:

профессор кафедры ОАПИАиГ

Туманик А. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 

Оглавление

Библиографический список 14

 

 

Введение

Архитектура прошлого влечет нас как русская песня, как сказание об отчизне, переданное нам ушедшими поколениями «из рук в руки». Величие народного духа, любовь к родине вложили они в облик поставленных ими по всей Руси городов и сел.

Деревянное зодчество России — то «слово» в общей русской культуре, которое «из песни не выкинешь». Его традиции коренятся где-то за пределами древнерусской государственности, в первом строительном опыте славян.

История нашего народа, его борьба с внешним врагом, быт, обычаи и верования, его противостояние суровой природе — все это отражено в памятниках деревянной архитектуры, дошедших до нашего времени. Огромная часть этих памятников — жилье ли, культовые ли сооружения — срублены из дерева мастерами, имена которых в большинстве случаев неизвестны нам, ибо не знатные бояре строили их, а простые смерды, мужики, крестьяне. Сменив соху на топор и долото, рубили они «города», ставили избы, бани или возводили храмы «о тридцати вереях», «о двадцати стенах», «великие» и «чудные».

Их творческая мысль работала всегда в соответствии с прямым назначением постройки. Многовековым строительным опытом они постигали законы той разумной красоты, в которой высшая целесообразность перерастала в художественно совершенные архитектурные формы.

Деревянное зодчество Руси — поистине народное зодчество, ибо дерево для народа всегда было основным строительным материалом. Русский человек испокон веков породнился с лесом. Из леса он строил себе жилье, мастерил домашнюю утварь; лесные чащи укрывали его от врагов, а дичь, мед и воск, драгоценные шкурки соболей и куниц, лисиц и горностаев были немалым подспорьем в его торговых и дипломатических связях.

Наши предки селились в основном в лесных областях страны, ибо степь долгое время была ареной боев с кочевниками. Печенеги, половцы, а затем и татарские орды хозяйничали там, разоряя русские села и города. Именно последнее обстоятельство и заставило «храбрых русичей» наряду с небольшими сельскими поселениями «рубить города», укрепленные высокими валами и стенами. «Город» в понимании древнерусского человека и означал уже укрепленное место. Ограждая себя от внешнего врага, Русь еще в X веке превратилась в «страну городов». И с тех пор количество их непрерывно увеличивалось.

Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью, топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца со всевозможным изобилием украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.

В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. И недаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», а народный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенской церкви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было, нет и не будет такой».1

Так и по широким просторам необъятной России раскинулись десятки тысяч деревень. Нет среди них двух одинаковых, как нет и непохожих одна на другую. Все они отмечены определенным единством, выражающим их национальную принадлежность и стилистическую общность, но все они и отличаются местным своеобразием, свойственным только какому-то одному региону страны.

Что ни край, то свой неповторимый облик деревни и особые черты ее архитектуры, особые типы зданий  и сооружений, составляющих крестьянскую усадьбу-двор, особая система их расположения и связи с окружающей природной средой, особые строительные материалы, конструктивно-технические приемы и, конечно же, свои представления о красоте архитектуры, выраженные в местном своеобразии силуэтов зданий, их форм, пропорционального строя и декоративного убора, в устойчивой типизации и традиционности самых разных сооружений, составляющих застройку деревни.2

Актуальность темы реферата отражается в активном проявлении интереса подрастающего поколения к изучению и дальнейшему сохранению памятников деревянного зодчества.

Цель работы состоит в подробном описании основных типов русских изб и факторов, повлиявших на их формирование.

Необходимо выделить и упорядочить факторы в той или иной мере повлиявших на формирование типов русских изб.

Важно отразить отличительные черты основных типов русских изб.

Определить степень влияния перечисленных факторов на формирование типов русских изб.

Природно-климатический фактор

До некоторых пор каждый человек, строя свое жилище, думает лишь о том, чтобы оно, во-первых, укрывало его и весь его домашний скарб от Господствующих в Данной местности атмосферных явлений; во-вторых, ограждало от нападений хищных зверей и враждебных соседей и, Наконец, чтобы это жилище можно было скоро и дешево построить, пользуясь всегда имеющимися под рукой строительными материалами.

В таком же положении должно было находиться и первоначальное зодчество славян, спустившихся с Карпатских гор и расселявшихся в пределах нынешней Европейской России. Если они до своего переселения и выработали даже некоторые строительные приемы, то, попав в совершенно иную обстановку, Они волей-неволей должны были ей подчиниться. Какова же была эта обстановка? Равнина Европейской России делится на две различные по характеру полосы: южную степную и северную лесную, граница Между которыми определяется линией, проведенной от устья Камы к Киеву. Расселяясь на новых местах, славяне, в силу многих условий, явно стремились в лесную область, предпочитая ее степной, которая была во власти кочевников, Страшных всякому оседлому племени. Северная же область представляла собою сплошной дремучий лес с редкими поселениями различных полудиких финских племен, у которых единственными путями сообщений являлись реки. Горные породы встречались там либо в виде относительно глубоко залегавших в почве пластов песчаников или известняков, лишь кое-где, преимущественно по берегам рек, выступавших на поверхность земли; либо в виде крупных или мелких валунов, рассеянных по лесу. Последних, правда, почти всюду было в изобилии, но употреблять их для строительных целей, в особенности большие, было не под силу славянам, не знавшим строительной техники; поэтому они пользовались только мелкими валунами, применяя их как второстепенный, а не основной, строительный материал. Что касается разложившихся горных пород, то есть глины и песка, то хотя они так же, как и валуны, встречались повсюду, но все же играли роль только второстепенных материалов»; так как, если умение изготовлять кирпич и было известно, то все-таки последний требовал для его изготовления большой затраты времени и, следовательно, применялся первоначально лишь в случаях крайней необходимости, а впоследствии,-для сооружений исключительной важности.

Сравнительно недолгое тепло в летнюю пору и суровые зимние стужи заставляли славян заботиться о теплоте их жилищ, а сильные и частые дожди, вместе с обильными росами принуждали их строиться из какого материала, который не особенно скоро разрушался от действия атмосферной влаги.

Наконец, живя в близком соседстве с дикими и сильными «зверями» которыми кишели леса, славянам приходилось думать о том, чтобы хоть у себя дома они сами и их скот были в безопасности от этих соперников в обладании лесными чащами; другими словами, жилища славян должны были быть настолько крепкими, чтобы в них не мог вломиться ни могучий зубр, ни медведь, ни свирепый вепрь.

Итак, славянам был нужен такой строительный материал, который обладал бы следующими качествами; легкостью обработки примитивными орудиями, нетеплопроводностью, сопротивляемостью действию атмосферных осадков, прочностью и, наконец, повсеместной распространенностью. Таким материалом являлось дерево во всем разнообразии его пород; ближе к северу простирался бор с его колоссальной величины соснами, лиственницами и елями; в центральной полосе к хвойным породам примешивались лиственные, то есть береза, осина, ольха, липа, клен, вяз и т.д.; говоря иначе, здесь царило преимущественно чернолесье, которое на границе степной полосы уступало место почти исключительно дубовым лесам.3

Религиозный фактор

Определяющим фактом в истории объединенных славянских племен, начавших называть себя Русью, является принятие ими христианства. Последствия этого факта весьма разнообразны, но нас может интересовать только одно из них, а именно то, что с принятием новой веры возникла необходимость в сооружении новых храмов и притом, храмов каменных, тогда как существовавшие до крещения Руси весьма малочисленные христианские церкви, конечно, были деревянные. Для сооружения первых каменных храмов были вызваны греческие мастера, так как до этого времени славяне совершенно не были знакомы с каменным строительством. Однако, они относительно быстро освоились с этим видом зодчества, и уже в XI веке каменные церкви начинают строиться собственными силами, своими местными мастерами, научившимися этому искусству от греков (византийцев). Само собою понятно, что каменными строились лишь те храмы, которые имели исключительное значение, как, например, Святая София Киевская и Святая София Новгородская. Такие храмы требовали на их постройку больших средств, каковых, конечно, не имелось для постройки обычных церквей, которые приходилось рубить из дерева. По той же причине постройку обычных церквей невозможно было поручать мастерам греческим, труд которых оплачивался, вероятно, весьма дорого.

Если наши первые каменные храмы, сооруженные греческими или нашими зодчими, должны были быть похожими на храмы византийские, то вряд ли это сходство распространялось и на деревянные церкви; этому мешали, во-первых, трудность передачи в дереве форм каменных, а во-вторых, то обстоятельство, что строились эти церкви, как было уже сказано, местными мастерами - простыми плотниками, уже успевшими ко времени принятия христианства выработать вполне определенные конструктивные приемы, а следовательно, и некоторые архитектурные формы.

Понятно, что русское духовенство, строго следившее не только за соблюдением догматов восточной церкви, но также и за неизменностью ее обрядов, должно было стремиться к тому, чтобы и деревянные церкви в основных чертах были такими же, как и каменные; но это в сущности сводилось к соблюдению лишь очень немногих условий, для чего не было необходимости придавать формам деревянной церкви вид форм каменных, раз только это противоречило основным правилам плотничного искусства.

Таким образом, новая религия, создав на Руси новую область строительства, каменные храмы, весьма мало отразилась на формах деревянных, и наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспособили для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничного искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.4

Исторический фактор

Не маловажным для нас историческим фактом является татарское иго, надолго исковеркавшее общественную жизнь древней Руси. Все замерло; замерли и наладившиеся сношения с соседними странами, и лишь в силу необходимости оставались подневольные сношения с Ордой. Последняя, конечно, не могла так или иначе не влиять на уклад русской жизни и на искусство Руси, но Русь поддавалась этому влиянию не сознательно, не по доброй воле, а лишь в силу, так сказать, тесного сожительства. Во всяком случае, если влияние татар и отразилось на чем-либо, то только не на нашем храмосозидательстве; об этом говорит тот упадок каменного церковного дела, который явно виден в памятниках эпохи первой половины зависимости от татар. Что же касается деревянных церквей, то и на них владычество татар не могло отразиться, так как, будучи сперва кочевниками, татары не возводили никаких постоянных сооружений и, следовательно, не имели никакой архитектуры, а затем, осев преимущественно в степных областях, татары стали строить свои здания из камня. Но даже и при других условиях жизни татар русские не могли бы заимствовать у них какие-либо архитектурные формы потому, что для православных казалось великим грехом заимствовать что-либо при постройке храма от «поганых», каковыми татары, вначале язычники, а затем магометане, всегда были в глазах русских Наконец, вопреки общепринятому мнению, татары вовсе не стесняли искусства; Наоборот, в мирное время они даже поощряли его и оберегали всяких мастеров и людей науки, о чем ясно говорили ханские ярлыки: «Мастера трогать нельзя - Мастер избранное лицо, Богом хранимое, и если его тронуть, то Бог накажет монгола». «А что будут церковные люди, ремесленники или писцы, или каменные здатели, или дровяные или иные мастера, каковы ни буди, и в наши никто не заступаются и наше дело да не емлют их».

Таким образом, татарское иго не отразилось непосредственно на русском деревянном строительстве церквей; во всяком случае, это иго не направило его в отношении форм в какое-нибудь новое русло. Оно могло только, если судить по памятникам каменного зодчества, несколько задержать развитие существовавших архитектурных форм и сократить как число строившихся церквей, так и число возникавших новых форм.5

Расцвет народного деревянного зодчества на Севере России объясняется, таким образом, не столько его каким-то изолированным положением, сколько причинами, общими для всей страны. Но были и особые обстоятельства, способствовавшие возникновению и сохранению здесь большого количества уникальных памятников.

Лавина монголо-татарского нашествия, обрушившаяся на Русь, миновала Север. Конница Чингисхана и Батыя не топтала эти земли, принадлежавшие Новгороду Великому, и в тяжкую годину испытаний, выпавших на долю русского народа, здесь не погасал огонь русской государственности и национальной культуры. В XVIII—XIX веках, когда развитие русской культуры, преемственность ее исконных традиций тормозились, на Севере эти традиции сохранялись в своей первозданной чистоте. Перед изумленными учеными, устремившимися в XIX веке на Север, предстал народ, свято хранивший не только древний язык обычаи и обряды, но и многие предания седой старины, давным-давно позабытые в других местах России. Не случайно знаменитые былины Владимирского цикла, родившиеся в Киевской Руси, были записаны не на Украине и в Киеве, не в Центральной России а за сотни верст от Киева и Москвы, в глухих заонежских деревнях! Именно Северу, волей исторических судеб ставшему хранилищем русского народного творчества, более всего обязаны отечественные фольклористика и этнография. Эта же ярко выраженная преемственность, упорная, можно сказать, истовая приверженность к образам и формам древнерусской культуры сказывается и в северном деревянном зодчестве.6

Политический фактор

Следующим весьма важным для нас историческим моментом является вступление Иоанна III в брак с Софией, внучкой Константина Палеолога. Брак этот привлек в Москву много греков и несомненным его следствием является тот наплыв иноземных художников, которому доложил начало своим приездом Аристотель Фиоравенти, вызванный в Москву для постройки Успенского собора (1475-1485 годы). Само собою понятно, что такие мастера, как Марк Фрязин, Петр Антоний, Алевиз из Милана и прочие, не могли не влиять на русское искусство вообще, но в частности, на церковной архитектуре их работа на Руси, как это ни кажется странным с первого взгляда, отразилась весьма мало; подробное рассмотрение причины этого явления нам предстоит в дальнейшем, а пока сошлемся лишь как на факт, что церковь села Коломенского и Покровский собор в Москве (Василий Блаженный), построенные при сыне и внуке Иоанна III, являются по общей их идее и большинству деталей вполне самобытными сооружениями, не имеющими ничего общего ни с архитектурой Западной Европы, ни с архитектурой Византии, причем для нас особенно знаменателен тот факт, что строившие их зодчие явно подражали формам наших деревянных церквей.

Информация о работе Типы русских изб