Сталинский политический режим 1930-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2016 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Тема данной работы «Сталинский политический режим 1930-х гг.»
Для изучения данной темы были поставлены вопросы:
Политические, социально - экономические предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР. Режим личной власти И. В. Сталина.
Массовые политические репрессии: их предпосылки и последствия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Политические, социально - экономические предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР. Режим личной власти И. В. Сталина…………………………………………………………………………..5
Массовые политические репрессии: их предпосылки и последствия…7
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Контрольная история.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Причины массовых политических и социальных репрессий в России в XX в., которые переплетаются и дополняют друг друга:

1. Господство в правящей  партии идеологии или лидеров, рассматривающих прямое насилие  в качестве основного средства  решения главных социальных проблем  и своих политических проблем. Эта причина порождается низкой  общей и политической культурой или нравственным и психическим здоровьем руководства правящей партии.

2. Острые политические  противоречия между правящей  партией и другими политическими  силами, когда правящей партии  кажется, что есть реальная угроза  потери государственной власти. Эта причина будет всегда, пока есть политическая борьба.

Для того, чтобы эти причины пришли в действие и привели к массовым политическим репрессиям, необходимы определенные условия в обществе. К ним следует отнести:

1. Низкая общая культура  большинства населения, а также  неразвитость, низкая политическая  культура и организованность  интеллигенции, не позволяющие им  предотвращать приход к государственной  власти лиц, склонных к политике  систематического и непосредственного государственного насилия.

2. Отсутствие реального  разделения властей в государстве  и фактическое сосредоточение  власти в руках исполнительной  власти.

3. Отсутствие в политической  системе механизмов, предотвращающих  приход к государственной власти  лиц, склонных к политике репрессий, или пресекающих их действия.

4. Отсутствие сложившегося  гражданского общества, способного  предотвратить или пресечь политику  государственных репрессий на  стадии ее формирования.

Другим вопросом, требующим к себе научного и общественного внимания, является вопрос о социальных последствиях массовых репрессий в России. Они, как правило, видятся прежде всего в искалеченных судьбах миллионов граждан, а преодоление этих последствий понимается преимущественно как реабилитация и возможная компенсация морального и материального ущерба, а также социальная поддержка. Следует выделить последствия репрессий для всего общества, в том числе и для лиц, не подвергшихся репрессиям:

1. Уничтожение наиболее  образованной и политически развитой  части общества, резкое понижение культурного уровня политической элиты общества.

2. Разрыв в российском  обществе демократической традиции, демократической преемственности  и демократического согласия  среди ведущих политических сил.

3. Формирование в обществе  поколения политических лидеров, которые видят решение вопросов политической борьбы только в форме репрессий.

4. Формирование традиции  злонамеренного права в государственной  политике и злоупотребления государственной  властью.

5. Утверждение в обществе  психологии безысходности и покорности по отношению к государству, которое понимается как сила враждебная или потенциально враждебная населению и всему здоровому в обществе. Открыто выступать против враждебной политики государства признается невозможным, а обманывать государство, воровать у него по мелкому становится нормой общественной нравственности.

6. Возникновение в российском  обществе и государстве порочного  цикла репрессивного механизма, когда критика политики предшествующих  репрессий не отменяет причин  и условий, порождающих репрессии, а обострение политической борьбы вновь в той или иной форме возвращает их в политическую практику.

Таким образом, следует вести речь о социально-политической болезни российского общества, которая не может быть преодолена лишь реабилитацией жертв и компенсацией им вреда. Необходимы специальная общественная программа действий и специальные внегосударственные институты, разрывающие этот порочный круг и не допускающие возможности повторения не только массовых репрессий, но и репрессий государства против отдельных групп населения и даже отдельных лиц по идеологическим или политическим причинам в какой бы то ни было форме. К обязательным пунктам этой программы, на наш взгляд, можно было бы отнести:

1) формирование у российской  интеллигенции сознания духовного лидера нации, ответственного за создание таких условий, при которых репрессии невозможны;

2) задачу массового гражданского  воспитания, которая должна стать  задачей общественного движения  российской интеллигенции;

3) формирование гражданского общества как системы общественных организаций и политических партий, способной защищать граждан от произвола государства, контролировать и принуждать государство к принятию общественно полезных законов, требовать выполнения законов государством в интересах граждан;

4) обеспечение фактического  разделения властей путем:

а) реального контроля за исполнительной властью через подчинение ее представительной власти,

б) создания политического режима гласности и равного доступа основных политически партий к телевидению, как основному средству контроля и управления массовым общественным сознанием,

в) реальной независимости судей от исполнительной власти;

5) подписание политическими  партиями меморандума с осуждением  репрессий как способа решения  социальных и политических проблем и признание присоединения к меморандуму условием участия в политической жизни страны;

6) принятие конституционного  федерального закона, признающего  решения и действия государственных  органов, направленные на подготовку  и осуществление репрессий по социальным или политическим признакам, тягчайшим преступлением против общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Везде, где есть основания говорить о тоталитаризме, наблюдается стремление одного властного центра, персонифицированного вождем, поставить все или почти все стороны жизни общества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной в мессиансткие тона. При этом все индивидуальное подчиняется всеобщему, подверстывается под него, «растворяется в нем». Это, кстати, относится и к самому господствующему классу, даже к господствующей когорте: ее представители тоже отождествляют себя - не всегда, впрочем, осознавая это - с общим тоталитарным телом, становясь олицетворением всеобщих стандартов и ценностей, рабами системы.

А поскольку реализация этой стратегии возможна только с помощью единой официальной идеологии и посредством применения насильственных методов, перерастающих при определенных обстоятельствах в массовый террор, то наличие такой идеологии и примененные насилия (включая нетерпимость к инакомыслию) также выступают в качестве сущностных признаков тоталитаризма.

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим - это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Вождь-идол и масса идолопоклонников - вот две опоры тоталитарного государства, поддерживающие, обусловливающие друг друга и просто не способные друг без друга существовать.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Елисеев А. Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой террор»? - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  2. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. - М.: Наука, 2010. - 365 с.
  3. Лысков Д. Ю. «Сталинские репрессии». Великая ложь XX века, 2009. - 288 с.
  4. Наумов Л.А. Сталин и НКВД. - М.: Яуза; Эксмо, 2007.
  5. Романенко К.К. Сталинский 37-й. Лабиринты кровавых заговоров. - М.: Яуза; Эксмо, 2007. - 832 с.
  6. Кабанов П.А. Виктимология тоталитаризма: понятие, предмет, структура, задачи // Следователь. 2012. № 4. С. 52-55.
  7. Новейшая история России. 1914-2009: уч. Пособие/под ред. М.В. Ходякова.-М.2010.-С.211-222.
  8. Моисеев,В.В. История государственного управления России: уч. Пособие/ В.В. Моисеев.-М.,2010.-С.247-260.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сталинский политический режим 1930-х гг