Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:36, контрольная работа
После поражения Германии в Первой мировой войне произошла политическая реконструкция этого государства. 14 августа 1919 года вступила в действие конституция первой германской республики - "Веймарской", которой достались в наследство тяжелые условия Версальского мира. Астрономические суммы репараций, которые Германия вынуждена была выплачивать державам-победительницам, тяжким грузом легли на немецкую экономику. Именно тогда произошло первое сближение двух стран, когда униженная Германия обрела себе союзника в лице большевистской России, которую западные страны старались держать в изоляции. Союзниками Германии стали также Япония и Италия, считавшие себя обделенными версальско-вашингтонским порядком.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
Кафедра всеобщей истории
История международных отношений
Контрольная работа
"Советско-германское сближение в 1939-40 гг".
Выполнил: ____________________________
Проверил: ___________________________
Великий Новгород
2015
Содержание
После поражения Германии в Первой мировой войне произошла политическая реконструкция этого государства. 14 августа 1919 года вступила в действие конституция первой германской республики - "Веймарской", которой достались в наследство тяжелые условия Версальского мира. Астрономические суммы репараций, которые Германия вынуждена была выплачивать державам-победительницам, тяжким грузом легли на немецкую экономику. Именно тогда произошло первое сближение двух стран, когда униженная Германия обрела себе союзника в лице большевистской России, которую западные страны старались держать в изоляции. Союзниками Германии стали также Япония и Италия, считавшие себя обделенными версальско-вашингтонским порядком.
30 января 1933 «баварский ефрейтор» стал канцлером Германии, дав клятву защищать конституцию Веймарской республики. Главной политической причиной, обусловившей победу фашизма, послужили последствия первой мировой войны, которую Германия и ее союзники проиграли. В следующем, 1934 году Гитлер присвоил себе титул фюрера (вождя) и канцлера Германии. Республику сменила тоталитарная система. Нацизм превратился в официальную идеологическую доктрину третьего рейха.
Получив от рейхстага диктаторские полномочия, Гитлер начал подготовку к войне. Попирая Версальский договор, он восстановил всеобщую воинскую повинность, создал мощный военно-промышленный комплекс. В 1936 Германия ввела войска в демилитаризованную Рейнскую область и отказалась признать Локарнские договоры. Вместе с Муссолини Гитлер поддержал Франко в гражданской войне в Испании и заложил основы для создания оси Рим – Берлин. 15 марта 1939 германские войска заняли Прагу, завершив поглощение Чехословакии.
В череде этих событий постепенное сближение Германии и СССР завершилось тем, что в 1939 году они, с редким цинизмом с обеих сторон, подписали договор о ненападении, который развязал Гитлеру руки на востоке и дал ему возможность сосредоточить усилия на разрушении Европы. 1 сентября 1939 германская армия вторглась в Польшу, что считается официальной датой начала Второй мировой войны.
Выводы
Фактическая ликвидация Вермееровской республики и отказ нацисткой Германии следовать условиям Версальского договора заставили европейские государства строить новую систему взаимоотношений с этим государством.
По-разному складывались отношения между СССР и Германией после того, как к власти в этой стране пришли национал-социалисты.
После прихода Гитлера к власти в Германии и начавшихся в ходе «Национальной революции» антисоветских и антикоммунистических эксцессов, СССР демонстративно разорвал все экономические и военные отношения с Германией.
С этого момента официальным курсом советского накркомата иностранных дел возглавлявшегося ярым антинацистом Литвиновым, становится курс на создание в Европе системы «Коллективной безопасности», то есть системы международных договоров, которые бы поддержали версальскую систему и воспрепятствовали реваншистским планам Германии.
В марте 1935 Германия окончательно перестала соблюдать военные статьи Версальского мирного договора 1919 года. Гитлер последовательно проводил политику милитаризации страны, однако это не встретило никакого противодействия со стороны западных держав, гарантов Версальского мира.
2 мая 1935 г. СССР заключил с Францией, а 16 мая с Чехословакией договоры о взаимопомощи. В свою очередь, Германия и Япония подписали в ноябре 1936 направленный против СССР «Антикоминтерновский пакт», участником которого в 1937 стала и Италия. СССР оказывал военную помощь республиканскому правительству Испании, где Германия и Италия активно поддержали путч генерала Франко. В марте 1938 Германия осуществила аншлюс Австрии и стала выдвигать территориальные претензии Чехословакии. Англия и Франция тем временем проводят политику "умиротворения", фактически поощряя германский реваншизм. Ширятся и инвестиции западных корпораций в экономику Германии, прежде всего, в её тяжелую промышленность.
Несмотря на официальный внешнеполитический курс, Сталин, осознавая нарастающую силу фашисткой диктатуры, продемонстрировавшую свою жестокую безудержность актом молниеносного уничтожения Гитлером бывших сподвижником во главе с Ремом в 1934 году, в «Ночь длинных ножей», пытается установить личный контакт с Берлином. В конце этого же года в Германию направляется в должности торгпреда советский эмиссар Давид Канделаки, перед которым ставится задача наладить политические отношения с гитлеровским режимом. Ведя переговоры в Германии, Канделаки упорно пытался перевести их с экономического на политический уровень — на рейхсминистра Г. Геринга и директора Имперского банка Я. Шахта.
В 1936 г. советская сторона предлагала Берлину подписание договора о ненападении, но немцы отклонили это предложение на том основании, что между СССР и Германией нет общей границы. Для демонстрации доброй воли со стороны Москвы руководителю сети советской разведки Вальтеру Кривицкому было приказано свернуть германскую резидентуру. Но «миссия Канделаки», продолжавшаяся до 1937 года, закончилась неудачей: Гитлер по идеологическим и политическим соображениям считал нужным поддерживать связи с СССР на минимальном уровне. Тем не менее, в том же 1937 году через Ежова по линии НКВД были налажены каналы связи с высшими сферами рейха.1
Выводы
1. После прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г., и начавшихся в ходе «Национальной революции» антисоветских и антикоммунистических эксцессов, СССР демонстративно разорвал все экономические и военные отношения с Германией.
2. К 1936 году руководство СССР, осознав
реальную опасность, которая исходит
от нацистской Германии, инициирует
предложение подписать
Мюнхенский договор (30 сентября 1938 г.), лишивший Чехословакию стратегически важных областей и приведший к передаче части её территории Германии, Венгрии и Польше, поставил Советский Союз в крайне тяжёлое положение. СССР лишился опоры в лице Чехословакии и оказался в изоляции ввиду, как казалось, прочного сближения между Гитлером, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой. В этой ситуации в октябре 1938 г. Сталин посылает Гитлеру сигналы о желательности налаживания отношений, для начала хотя бы экономических. Один из ближайших соратников Сталина — Микоян — назначается наркомом внешней торговли, так что переговоры с Германией идут через него. С осени 1938 г. прекращаются нападки на Гитлера в советской прессе. Однако эти сигналы остаются без ответа.2
Одновременно (в октябре 1938 года) Гитлер впервые выдвигает претензии к Польше (требуя Данциг и экстерриториальные дороги), послужившие впоследствии поводом для нападения Германии на Польшу.
Не позднее января 1939 года Сталин принимает решение искать способы интенсивного вовлечения Германии в переговоры. Гитлер, казалось, пошёл навстречу Сталину. 22 декабря 1938 г. Германия сделала заявление о готовности возобновить прерванные советско-германские экономические переговоры. 12 января 1939 года советский посол в Берлине Меркалов имел беседу в германском министерстве иностранных дел, где заявил, что Советский Союз намерен положить начало новой эре в германо-советских экономических отношениях. Речь Гитлера в Рейхстаге 30 января 1939 года, как отмечали, была лишена обычных антисоветских выпадов. Однако начавшиеся экономические переговоры были свёрнуты из-за завышенных требований СССР.
Собственно отношения СССР со странами Восточной Европы были весьма прохладны. Правительства восточноевропейских стран относились к СССР с глубоким недоверием. В марте 1939 г., после захвата Германией Клайпедской области Литвы, СССР предпринял дипломатические шаги по сближению с Латвией и Эстонией, но они были встречены холодно. В мае, несмотря на обострение отношений с Германией, польское министерство иностранных дел заявило, что Польша не хочет связывать cебя какими-либо соглашениями с СССР.
В это время переговоры Германии с Польшей по поводу заявленных Гитлером территориальных претензий не приводили к желательному для него результату. Ситуация обострялась, и вновь возникла угроза войны. В этих условиях Сталин, выступая 10 марта 1939 года на XVIII съезде ВКП (б), обвинил англо-французов в провокации войны и заявил о готовности к «политике мира» в отношении Германии, объявив главными задачами
советской политики проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами, а также не давать втянуть в конфликты СССР «провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками».3 Этот намёк был сразу воспринят в Берлине.
Весной и летом 1939 года события развивались стремительно. 15 марта Гитлер оккупировал Чехию, а в конце марта — Мемельский край. 21 марта Риббентроп ультимативно потребовал от своего польского коллеги Бека удовлетворить все требования Германии, после чего «проводить совместную с Германией антисоветскую политику». Поляки категорически отвергли германские требования4, а Чемберлен 31 марта объявил от имени Англии и Франции о предоставлении гарантий Польше на случай агрессии. 6 апреля эти гарантии были оформлены в польско-британскую военную конвенцию.
В речи в рейхстаге от 28 апреля Гитлер объявил о разрыве германо-польского пакта о ненападении от 26 января 1934 года и англо-германской морской конвенции. И в этот раз Гитлер в своей речи избежал традиционных нападок на Советский Союз. 22 мая был подписан так называемый «Стальной пакт», а уже на следующий день Гитлер заявил военной верхушке о своём твёрдом намерении напасть на Польшу и добыть «жизненное пространство на Востоке». Англия при этом называлась главным врагом Германии, борьба с которым - вопрос жизни и смерти. Что же касается России, то Гитлер не исключал, что судьба Польши останется ей безразлична. Но и в случае советского вмешательства он выражал намерение напасть на Англию и Францию и нанести им несколько сокрушительных ударов.
Советский нарком иностранных дел Литвинов с неутомимой энергией пытался организовать коллективное противодействие европейских государств экспансии фашистской Германии. 15 марта, в день оккупации Чехословакии, он предложил созвать конференцию шести держав с целью обсудить меры по предотвращению дальнейшей гитлеровской агрессии, но Чемберлен назвал это предложение «преждевременным».
16 апреля Литвинов предлагает подписать трёхстороннюю военную конвенцию по взаимопомощи между Англией, Францией и Советским Союзом, к которой могла бы при желании присоединиться и Польша. Английское правительство тянуло с ответом до 8 мая и ответило фактически отрицательно.
Сталин же со своей стороны инициирует развития двусторонних отношений с Германией. 17 апреля Меркалов впервые за всё время пребывания на своём посту посетил главу германского МИД Вайцзекера.
Он заявил, что идеологические разногласия не должны влиять на отношения между Россией и Германией, что Россия не намерена пользоваться трениями между Германией и странами Запада и намерена поддерживать с Германией «нормальные отношения».
Во второй половине апреля Сталин располагал точными данными, что англо-французы готовы воевать за Польшу. Перспектива участия в войне против Германии никак не устраивала Сталина, и налаживание связи с Берлином стало для него приоритетной задачей. Поэтому 3 мая антифашист Литвинов был отправлен в отставку и заменён Вячеславом Молотовым. В Берлине это восприняли как обнадёживающий знак. Через день немецким газетам были запрещены всякие нападки на ССС]. Уже 9 мая в Берлине усиленно циркулировали слухи, что Германия «сделала или собирается сделать России предложения, направленные на раздел Польши».5 20 мая новый нарком по иностранным делам принял посла Шуленбурга и вёл с ним разговоры в чрезвычайно дружелюбном тоне, сообщив, что для успеха экономических переговоров «должна быть создана соответствующая политическая база». Это указание на «политическую базу» для самого Шуленбурга явилось неожиданностью. 21 мая Сталин затребовал в НКИД всю документацию по германо-советским договорам.
27 мая Чемберлен, в страхе, что
Германии удастся
Однако в своём выступлении в Верховном Совете СССР 31 мая он выдвинул те же предложения (трёхсторонний договор о взаимопомощи, гарантии малым государствам, военная конвенция) уже как предложения Советского Союза. Впрочем, при этом Молотов оговорился, что СССР не отказывается «от деловых отношений на практической основе» с Италией и Германией, и избегал нападок на Германию, что особо отметил Шуленбург.
28 июня Молотов принял
Информация о работе Советско-германское сближение в 1939-40 гг